Прочитайте выдержки из директивы СНК СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей от 29 июня 1941 г

«Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз продолжается. Целью этого нападения является уничтожение советского строя, захват советских земель, порабощение народов Советского Союза, ограбление нашей страны, захват нашего хлеба, нефти, восстановление власти помещиков и капиталистов. <…>

В силу навязанной нам войны наша страна вступила в смертельную схватку со своим опасным и коварным врагом - немецким фашизмом. Наши войска героически сражаются с врагом, вооруженным до зубов танками, авиацией. Красная Армия, преодолевая многочисленные трудности, самоотверженно бьется за каждую пядь Советской земли. <…>

Совнарком Союза ССР и ЦК ВКП(б) требуют от вас:

1) В беспощадной борьбе с врагом отстаивать каждую пядь Советской земли…

2) Организовать всестороннюю помощь Действующей армии…

3) Укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам фронта всю свою деятельность…

4) При вынужденном отходе частей Красной Армии угонять подвижной железнодорожный состав, не оставлять врагу ни одного паровоза, ни одного вагона, не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра горючего. <…>

5) В занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии… В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия. Для руководства всей этой деятельностью... создавать из лучших людей надежные подпольные ячейки и явочные квартиры в каждом городе, районном центре, рабочем поселке железнодорожной станции, в совхозах и колхозах.

6) Немедленно предавать суду Военного трибунала всех тех, кто своим паникерством и трусостью мешает делу обороны, - невзирая на лица.

Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) заявляют, что в навязанной нам войне с фашистской Германией решается вопрос о жизни и смерти Советского государства, о том - быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение. Теперь все зависит от нашего умения быстро организоваться и действовать, не теряя ни минуты времени, не упуская ни одной возможности в борьбе с врагом. <…>».

Ответьте на следующие вопросы:

1. Объясните, чем была вызвана необходимость разработки такого документа?

2. Раскройте, как оценивались в директиве цели и характер войны со стороны СССР и фашистской Германии.

3. Опишите задачи, поставленные перед партийными, советскими и общественными организациями с началом войны. Разъясните, какую роль сыграла директива в начальный период Великой Отечественной войны.

2. В 1945 г. президент США Ф. Рузвельт отмечал: «Советский Союз пользуется вооружением главным образом со своих собственных заводов». В зарубежной и некоторой современной российской исторической литературе утверждается, что решающее значение для победы Советской армии имела помощь СССР по ленд-лизу. Какую точку зрения вы считаете правильной. Подтвердите ее аргументами.

 

3. В. Суворов выдвинул версию, которую поддержали некоторые российские историки, о том, что СССР является виновником войны, так как готовился первым совершить нападение на Германию. Он расценивает события 22 июня 1941 г. как нанесение Германией превентивного, упреждающего удара по Красной Армии.

Выскажите свое отношение к данной версии. Свою позицию аргументируйте.


 


Назовите главные битвы Великой Отечественной войны в хронологической последовательности. Охарактеризуйте их роль в обеспечении победы СССР.


 

 


Государство и общество СССР в послевоенные годы (1945-1953 гг.).

Попытки реформирования государственного социализма

И нарастание кризисных явлений в СССР в 1953-1985 гг.

1. ХХ съезд КПСС осудил культ личности И.В. Сталина, что привело к существенным изменениям в общественных настроениях, однако политическая система СССР не претерпела кардинальных изменений. Почему, на ваш взгляд, случилось именно так? Свой ответ аргументируйте.

 

2. Сравните характерные черты внешней политики СССР при Н.С. Хрущеве и при Л.И. Брежневе. Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что различным (не менее трех отличий).

 

3. Ниже приведены три из существующих точек зрения на происхождение «холодной войны»:

1). «Холодная война» – порождение империалистических устремлений США и Великобритании. Эти страны втянули СССР в изнурительную «гонку вооружений» и использовали атомный шантаж, чтобы вести переговоры с СССР с позиции силы.

2). «Холодная война» возникла из-за имперских устремлений руководства СССР. Силы демократии во всем мире объединились на борьбу против тоталитарного коммунизма.

3). В развязывании «холодной войны» виноваты обе стороны. Подозрительность обоих сторон, их недоверие друг к другу, привели к тому, что каждый шаг другой (противной) стороны воспринимался как вызов, на который нужно было найти достойный ответ.

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее 3-х фактов или положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

 

4. В литературе сложились следующие оценки двух периодов советской истории: «хрущевская оттепель» и «брежневский застой». Сравните эти периоды, используйте таблицу.

Вопросы для сравнения 1953-1964 1965-1982

Общественно-политическая жизнь

Развитие народного хозяйства

Духовно-культурная жизнь

Внешняя политика

 

5. Сравните основные черты внутренней политики СССР под руководством Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева. Какие из политических мер, предпринятых во второй половине 1960-х и в 1970-е гг., по вашему мнению, могут свидетельствовать о прекращении «оттепели» и о «похолодании» внутриполитического курса.

 

Перестройка и распад СССР (1985-1991 гг.).

Российская государственность на современном этапе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: