Тема. Товарное обеспечение товарооборота торгового предприятия

 

План.

1. Товарное обеспечение розничного товарооборота, его понятие и задания.

2. Анализ формирования товарного обеспечения товарооборота торгового предприятия.

3. Комплексный анализ показателей розничного товарооборота.

 

1. Товарное обеспечение розничного товарооборота, его понятие и задания.

Товарное обеспечение товарооборота – это подчиненная генеральной цели торгового предприятия деятельность по закупке и доставке на предприятие товарных ресурсов необходимого объема, ассортимента и качества.

Целью расчета товарного обеспечения розничного товарооборота является достижение наиболее полного соответствия (по объему, структуре и времени) между розничным товарооборотом и товарными ресурсами.

Расчет товарного обеспечения розничного товарооборота включает следующие взаимосвязанные этапы:

1. Определение потребности в товарных ресурсах для обеспечения объемов планируемого розничного товарооборота.

2. Расчет поступления товарных ресурсов.

3. Анализ товарного обеспечения.

4.Разработка рекомендаций по привлечению в состав товарооборота дополнительных товарных ресурсов и использования наиболее эффективных каналов поступления товарных ресурсов.

I этап. Потребность в товарных ресурсах складывается из следующих основных элементов:

- планируемый розничный товарооборот по общему объему и в ассортименте;

- прирост или снижение товарных запасов;

- другое выбытие товаров (уценка, естественная убыль);

- резервы товаров с учетом возможных изменений в структуре спроса.

II этап. На этом этапе осуществляют поиск и выбор партнеров, организацию экономических связей с ними. В условиях рыночной экономики формирование товарного обеспечения товарооборота торгового предприятия осуществляется путем свободного выбора поставщиков необходимых товаров. Основными критериями выбора поставщиков являются: стоимость приобретения и качество обслуживания. Кроме основных критериев выбора поставщика, существуют и дополнительные критерии:

- отдаленность поставщика от потребителя;

- сроки выполнения текущих и срочных заказов;

- наличие у поставщика резервных мощностей (запасов товаров);

- организация управления качеством продукции у поставщика;

- психологический климат в трудовом коллективе поставщика;

- риск забастовок у поставщика;

- способность поставщика обеспечить замену некачественных товаров и послепродажное обслуживание;

- кредитоспособность и финансовое состояние поставщика;

- риск недобросовестности и банкротства поставщика и т.д.

Носителем прав на отдельные виды товарных ресурсов являются конкретные предприятия поставщики товаров, с которыми заключаются коммерческие сделки на закупку товаров. 

Классификация поставщиков товарных ресурсов торгового предприятия.

1. По характеру (статусу)

- поставщики – производители;

- поставщики посредники.

2 По местонахождению:

- внутренние;                                                                      

- внешние.

3. В зависимости от продолжительности установленных коммерческих связей:

- постоянные;

- разовые.

4. По отношению к хозяйственной системе:

- внутрисистемные;

- внесистемные.

5. По формам собственности (частные, государственные, смешанные и формам хозяйствования (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия.)

Плановый объем закупок товаров определяется на основе планового объема поступления товаров на предприятие.

Расчет необходимого объема поступления товаров в целом по предприятию и в разрезе товарных групп производится по формуле балансовой увязки показателей розничного товарооборота.

   З1 + П = Р + З2 + В Þ П = Р + З2 + В – З1     

где З1, З2  - товарные запасы соответственно на начало и на конец периода;

П – поступление товаров;

Р – плановый объем товарооборота

В - выбытие товаров (естественная убыль, уценка, сезонная распродажа и т.д.)

III этап. На этом этапе с целью взаимной увязки ресурсов и потребности составляют баланс поступления и использования товарных ресурсов.

З1 + П – ресурсное обеспечение,

Р + З2 + В – потребность в товарах.

При проведении анализа товарного обеспечения рассчитываются абсолютное и относительное отклонение товарных ресурсов от потребности в товарах. рекомендуется рассчитывать и относительный показатель степени товарного обеспечения по формуле:

- абсолютное отклонение

- степень товарного обеспечения

где Р - ресурсы

   П – потребность в ресурсах.

Чем ближе этот показатель к 100%, тем выше обеспеченность товарными ресурсами.

IY этап. На заключительном этапе анализируются каналы поступления товарных ресурсов с точки зрения их эффективности и надежности поставок.

2. Анализ формирования товарного обеспечения товарооборота торгового предприятия.

Основной целью проведения анализа товарного обеспечения является обеспечение объемов, ритмичности и равномерности товарных потоков, поступающих на предприятии, оценка их качества, соответствия товарным потребностям торгового предприятия.

Анализ формирования товарного обеспечения оборота торгового предприятия включает в себя следующие этапы работы:

1. Анализ общего объема и ассортиментной структуры поступления товаров.

2. Анализ соответствия объема и структуры поступления товаров товарным потребностям предприятия.

3. Анализ состава и качества источников поступления товаров в торговое предприятие.

4. Анализ соответствия фактического объема поступления товаров заключенным договорам на поставку.

5. Анализ равномерности поступления товаров по отдельным периодам.

6. Анализ частоты поставки товаров и соблюдения графика завоза.

Условиями развития товарооборота и нормализации товарных запасов является своевременная доставка товаров в торговую сеть.

Основные задачи анализа поступления товаров:

- оценка изменения доли отдельных источников в общей сумме поступления товаров;

- выявление влияния суммы закупок на объем реализации товаров;

- определение ритмичности поступления товаров по месяцам и внутри каждого месяца (по неделям, декадам);

- оценка степени выполнения отдельными поставщиками договорных обязательств.

В процессе анализа поступления товаров рассчитываются следующие показатели:

1. Выполнение плана поступления товаров всего, в том числе:

- по источникам поступления;

- по отдельным поставщикам;

- по группам товаров;

- по срокам поступления.

2. Равномерность поступления товаров:

- по кварталам;

- по месяцам.

3. Удельный вес в общем поступлении товаров:

- отдельных источников;

- отдельных поставщиков.

4. Динамика поступления товаров:

- по источникам поступления;

- по периодам;

- по товарным группам.

5. Выполнение условий договорных обязательств отдельными поставщиками:

- по количеству;

- по качеству;

- по ассортименту;

- по срокам поставки.

По результатам анализа принимаются управленческие решения, ориентированные на улучшение состава источников поставок товаров, тщательное обоснование выбора поставщиков, заключение более выгодных договоров, усиление контроля за ритмичным завозом товаров в отдельные магазины, принятие оперативных мер по маневрированию товарных ресурсов.

3. Комплексный анализ показателей розничного товарооборота.

Все показатели товарооборота (выручка от реализации, запасы и поступление) взаимосвязаны. В свою очередь они влияют на показатели эффективности использования ресурсов и на финансовые результаты деятельности. Поэтому необходим комплексный анализ этих показателей.

Комплексный анализ показателей товарооборота проводится в двух направлениях:

1. Изучение балансовой увязки всех показателей товарооборота.

Увеличение или уменьшение одного из показателей товарооборота связано с соответствующим изменением других. Наличие такой связи позволяет изучать влияние на товарооборот поступления товаров, изменения товарных запасов.

Например, выполнение плана товарооборота зависит, прежде всего, от выполнения плана поступления товаров, однако не всегда выполнение плана поступления товаров сопровождается выполнением плана продажи товаров. Поступление товаров, не пользующихся спросом у населения, или завоз отдельных товаров в большем количестве, чем имеется потребность в них, или неравномерное поступление товаров, как правило, ведет не к увеличению продажи товаров, а к росту товарных запасов, к образованию сверхнормативных товарных запасов.

Пример.

Провести комплексный анализ показателей розничного товарооборота на примере товарной группы «Трикотаж».

Таблица 1.  Балансовая увязка показателей розничного товарооборота торгового 

                                     предприятия за отчетный год      

                                                                                                                       (тыс.руб.)

 

Наименование товарной группы

Запасы на начало периода

Розничный товарооборот

Поступление товаров

Запасы на конец периода

Отклонение товарооборота за счет

план фактически Отклонение, ± план фактически Отклонение, ± план фактически Отклонение, ± Поступления товаров Запасов на конец периода
А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Трикотаж 37,4 36,0 37,1 +1,1 36,7 37,9 +1,2 38,1 38,2 +0,1 +1,2 -0,1

1.Отклонение фактического товарооборота от плана:

37,1-36 = +1,1 (тыс.руб.)

 Перевыполнение плана товарооборота на 1,1 тыс.руб.

2. Отклонение фактического поступления товаров от плана:

37,9-36,7 = +1,2 (тыс.руб.)

План поступления перевыполнен на 1,2 тыс.руб.

3. Отклонение фактических запасов на конец периода от плановой величины:

38,2-38,1 = +0,1 (тыс.руб.)

В результате перевыполнения плана поступления розничный товарооборот должен быть перевыполнен на 1,2 тыс.руб. Однако, увеличение запасов на конец периода на 0,1 тыс.руб. сократило розничный товарооборот на эту сумму. Таким образом, комплексное влияние факторов +1,2 - 0,1 = 1,1 привело к перевыполнению плана розничного товарооборота на 1,1 тыс.руб.

Товары, поступившие сверх плана могут быть не реализованы по разным причина. Например, товары поступили в ассортименте, не соответствующем, во-первых, спросу населения, что вызвано оседание части товаров в товарных запасах на конец периода; во-вторых, товары поступили в конце периода и объективно не могут быть реализованы.

2. Выявление влияния отдельных факторов на развитие товарооборота. В процессе анализа определяют какова доля прироста розничного товарооборота за счет экстенсивных (количественных) и интенсивных (качественных) факторов.

К экстенсивным факторам относятся – увеличение численности работников, расширение торговых площадей, увеличение основного и оборотного капитала.

К интенсивным факторам относятся – повышение производительности труда, эффективное использование основных средств, ускорение оборачиваемости капитала.

Такие подходы к анализу позволяют глубже и совокупно оценить конкурентоспособность и эффективность торговой деятельности, выявить образовавшиеся диспропорции и неиспользованные резервы.

 

Вопросы длят самоконтроля.

1. Раскройте понятие «товарное обеспечение товарооборота».

2. Перечислите этапы расчета товарного обеспечения товарооборота.

3. Как классифицируются поставщики товарных ресурсов?

4. По какой формуле рассчитывается необходимый объем поступления товаров?

5. Какие показатели рассчитываются в процессе анализа поступления товаров?

6. В чем сущность комплексного анализа показателей розничного товарооборота?

Литература.

1. Фридман, А. М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества [Текст]: учебник / А. М. Фридман. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2015. (с.226-234, с.287-291).

2. Статистика [Текст]: учебник для студентов учреждений СПО / В. С. Мхитарян, Т. А. Дуброва, В. Г. Минашкин; ред. В. С. Мхитарян. – 14-е изд., стер. – М.: Академия, 2015. (с.97-107).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: