Особенности применения презентаций в педагогическом процессе

 

Использование презентаций на уроке не должно носить разовый характер, так как элемент демонстрации «ради праздника» вызывает у обучаемых вполне понятное несерьезное отношение к «картинкам на экране». Поэтому необходимо заранее так продумать серию занятий с использованием этого подхода, чтобы они были в системе. Методика использования учебной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависит прежде всего от его содержания и цели. Практический опыт применения презентаций позволяет выделить некоторые общие дидактические задачи, при решении которых целесообразно применять презентацию на отдельных этапах урока либо проводить урок-презентацию (табл. 79).

 

Кроме перечисленного в таблице 79, на слайды презентации могут быть вынесены «опорные конспекты» к урокам, неоспоримыми достоинствами которых являются сжатие большой дозы информации во внешне малые размеры с использованием ассоциации символов и выделением главного; наличие элементов обобщения и систематизации знаний по изучаемой дисциплине (разделам, темам) и т. п. При проектировании «опорного конспекта» с помощью презентаций расширяется возможность создания большого объема символьных образов, являющихся основой опорного конспекта. Эти образы могут быть анимационными, что невозможно организовать традиционными способами.

На основе учебной презентации можно предложить учащимся вести электронный конспект, включающий содержание самой презентации и комментарии учащихся к тем или иным слайдам. Если презентация проводится на интерактивной доске, вполне допустимо, чтобы информация на слайдах была неполной с возможностью вносить коррективы по ходу урока. В таком случае презентация «оживает» и становится результатом сотворчества учителя и ученика, происходящего прямо на занятии.К процессу разработки презентаций можно постепенно подключать учащихся. Как показывает практика, мотивация оценкой носит совсем не обязательный характер, ведь общими усилиями создается продукт, который увидят и дополнят следующие поколения обучаемых. Мотивация к информационному общению появляется в результате создания презентаций и их публичного представления в школьном коллективе, а также для презентаций, проводимых на различных мероприятиях, викторинах, творческих вечерах, конкурсах вне школы.

Основными факторами, свидетельствующими об интенсификации учебного процесса с помощью учебных презентаций, выступают:

 повышение целенаправленности обучения;

 усиление мотивации и повышение интереса к предмету;

 улучшение эмоционального состояния учащихся и т. п.

Учебные презентации способствуют развитию у школьников общеучебных умений, осмыслению ими не только представляемой в презентации информации, но и ее разнообразных связей с другими фактами (межпредметных связей). Кроме того, работа над замыслом и содержанием презентации положительно влияет на развитие у школьников навыков предоставления информации и общения с помощью информационно-компьютерных технологий. Разработка презентаций способствует формированию собственной точки зрения учащихся, а также является важным фактором формирования их информационной культуры.

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Раскройте содержание понятия «презентация», «слайд», «компьютерная презентация», «учебная презентация» и установите соответствие между ними.

2. Назовите виды учебной презентации.

3. Охарактеризуйте этапы разработки учебной презентации.

4. Какие требования предъявляются: а) к вербальной информации, представленной в презентации; б) к графической информации?

5. Какие требования предъявляются к дизайну учебной презентации? Какую роль они играют?

6. Назовите основные структурные элементы: а) презентации-визуализации; б) интерактивной обучающей презентации. От чего зависит структура учебной презентации?

7. Раскройте возможности учебных презентаций в решении различных дидактических задач.

8. Разработайте структуру и продумайте оформление учебной презентации по своему предмету, схематично представив содержание и макет каждого слайда: а) презентации-визуализации; б) интерактивной обучающей презентации. Реализуйте ее с помощью пакета презентационной графики MS PowerPoint.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Брыксина О. Ф., Овчинникова, О. А. Среда Microsoft PowerPoint как инструментальное средство педагога [Электронный ресурс]. – Самара, 2004. – URL: http://www.sipkro.ru/pedsovet2005/IT_Prezent.htm  (дата обращения: 15.11.2009).

2. Букинич С. Как создать презентации PowerPoint для уроков гуманитарного цикла [Электронный ресурс] // Учительская газета — on-line: электрон. версия газеты. — 2007. – № 27. – URL: http://www.ug.ru/issues07/?action=topic&toid=74  (дата обращения: 10.09.2018).

3. Мультимедийное сопровождение учебного процесса / авт.-сост. В. Н. Пунчик [и др.]. – Минск: Красико-Принт, 2009. — С. 116—132.

4. Урок-презентация / авт.-сост.: В. Н. Пунчик, Е. П. Семенова, Н. Н. Пунчик [и др.]. – Минск: Красико-Принт, 2009. – С. 7–50; 66–89.

 

Глоссарий

Слайд – логически автономная информационная структура, содержащая различные объекты, которые представляются на общем экране в виде единой композиции.

Компьютерная презентация – набор слайдов, объединенных одной идеей и хранящихся в общем файле.

Учебная презентация – компьютерная презентация, предназначенная для достижения дидактических целей.

Презентация–визуализация (сопровождающая презентация) — учебная презентация, которая применяется для наглядного сопровождения излагаемого материала, направлена на повышение его информативности и предполагает визуальное акцентирование и структурирование, иллюстрирование наглядными примерами, демонстрацию динамики.

Интерактивная презентация — учебная презентация, управление которой осуществляется индивидуально каждым обучаемым.

Урок-презентация — урок, в процессе которого на всех или ключевых его этапах применяется учебная презентация.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: