Использование презентаций на уроке не должно носить разовый характер, так как элемент демонстрации «ради праздника» вызывает у обучаемых вполне понятное несерьезное отношение к «картинкам на экране». Поэтому необходимо заранее так продумать серию занятий с использованием этого подхода, чтобы они были в системе. Методика использования учебной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависит прежде всего от его содержания и цели. Практический опыт применения презентаций позволяет выделить некоторые общие дидактические задачи, при решении которых целесообразно применять презентацию на отдельных этапах урока либо проводить урок-презентацию (табл. 79).
Кроме перечисленного в таблице 79, на слайды презентации могут быть вынесены «опорные конспекты» к урокам, неоспоримыми достоинствами которых являются сжатие большой дозы информации во внешне малые размеры с использованием ассоциации символов и выделением главного; наличие элементов обобщения и систематизации знаний по изучаемой дисциплине (разделам, темам) и т. п. При проектировании «опорного конспекта» с помощью презентаций расширяется возможность создания большого объема символьных образов, являющихся основой опорного конспекта. Эти образы могут быть анимационными, что невозможно организовать традиционными способами.
|
|
На основе учебной презентации можно предложить учащимся вести электронный конспект, включающий содержание самой презентации и комментарии учащихся к тем или иным слайдам. Если презентация проводится на интерактивной доске, вполне допустимо, чтобы информация на слайдах была неполной с возможностью вносить коррективы по ходу урока. В таком случае презентация «оживает» и становится результатом сотворчества учителя и ученика, происходящего прямо на занятии.К процессу разработки презентаций можно постепенно подключать учащихся. Как показывает практика, мотивация оценкой носит совсем не обязательный характер, ведь общими усилиями создается продукт, который увидят и дополнят следующие поколения обучаемых. Мотивация к информационному общению появляется в результате создания презентаций и их публичного представления в школьном коллективе, а также для презентаций, проводимых на различных мероприятиях, викторинах, творческих вечерах, конкурсах вне школы.
Основными факторами, свидетельствующими об интенсификации учебного процесса с помощью учебных презентаций, выступают:
повышение целенаправленности обучения;
усиление мотивации и повышение интереса к предмету;
улучшение эмоционального состояния учащихся и т. п.
|
|
Учебные презентации способствуют развитию у школьников общеучебных умений, осмыслению ими не только представляемой в презентации информации, но и ее разнообразных связей с другими фактами (межпредметных связей). Кроме того, работа над замыслом и содержанием презентации положительно влияет на развитие у школьников навыков предоставления информации и общения с помощью информационно-компьютерных технологий. Разработка презентаций способствует формированию собственной точки зрения учащихся, а также является важным фактором формирования их информационной культуры.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Раскройте содержание понятия «презентация», «слайд», «компьютерная презентация», «учебная презентация» и установите соответствие между ними.
2. Назовите виды учебной презентации.
3. Охарактеризуйте этапы разработки учебной презентации.
4. Какие требования предъявляются: а) к вербальной информации, представленной в презентации; б) к графической информации?
5. Какие требования предъявляются к дизайну учебной презентации? Какую роль они играют?
6. Назовите основные структурные элементы: а) презентации-визуализации; б) интерактивной обучающей презентации. От чего зависит структура учебной презентации?
7. Раскройте возможности учебных презентаций в решении различных дидактических задач.
8. Разработайте структуру и продумайте оформление учебной презентации по своему предмету, схематично представив содержание и макет каждого слайда: а) презентации-визуализации; б) интерактивной обучающей презентации. Реализуйте ее с помощью пакета презентационной графики MS PowerPoint.
Рекомендуемая литература
1. Брыксина О. Ф., Овчинникова, О. А. Среда Microsoft PowerPoint как инструментальное средство педагога [Электронный ресурс]. – Самара, 2004. – URL: http://www.sipkro.ru/pedsovet2005/IT_Prezent.htm (дата обращения: 15.11.2009).
2. Букинич С. Как создать презентации PowerPoint для уроков гуманитарного цикла [Электронный ресурс] // Учительская газета — on-line: электрон. версия газеты. — 2007. – № 27. – URL: http://www.ug.ru/issues07/?action=topic&toid=74 (дата обращения: 10.09.2018).
3. Мультимедийное сопровождение учебного процесса / авт.-сост. В. Н. Пунчик [и др.]. – Минск: Красико-Принт, 2009. — С. 116—132.
4. Урок-презентация / авт.-сост.: В. Н. Пунчик, Е. П. Семенова, Н. Н. Пунчик [и др.]. – Минск: Красико-Принт, 2009. – С. 7–50; 66–89.
Глоссарий
Слайд – логически автономная информационная структура, содержащая различные объекты, которые представляются на общем экране в виде единой композиции.
Компьютерная презентация – набор слайдов, объединенных одной идеей и хранящихся в общем файле.
Учебная презентация – компьютерная презентация, предназначенная для достижения дидактических целей.
Презентация–визуализация (сопровождающая презентация) — учебная презентация, которая применяется для наглядного сопровождения излагаемого материала, направлена на повышение его информативности и предполагает визуальное акцентирование и структурирование, иллюстрирование наглядными примерами, демонстрацию динамики.
Интерактивная презентация — учебная презентация, управление которой осуществляется индивидуально каждым обучаемым.
Урок-презентация — урок, в процессе которого на всех или ключевых его этапах применяется учебная презентация.