Б) Жизнь и творчество Августина Аврелия

Семинар № 2. Философия Средневековья и Ренессанса

Вопрос 1. Особенности патриотической философии.

А) патристика (периодизация, ключевые проблемы)

ПАТРИСТИКА (от греч. πατήρ, или лат. pater, «отец») – термин, появившийся в 17 в. и обозначающий совокупность учений христианских авторов кон. 1–8 в. – т.н. отцов Церкви. К кон. 5 в. были сформулированы три признака, отличавшие авторитетного «отца»: древность, святость жизни и ортодоксальность учения (впоследствии к ним был добавлен 4-й – одобрение церкви).

Периодизация:

1.Ранняя патристика (1-3): а) апостольский период (до середины II века н.э.);б) эпоху апологетов (с середины II века н.э. до начала IV века н.э.). К ним относятся Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген и др;

2. Зрелая патристика (IV- V в. н.э.). Наиболее яркими фигурами этого периода были Иероним, Августин Аврелий и др. В этот период в центре философствования находились идеи монотеизма, трансцендентности Бога, трех ипостасей – Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа, креационизма, теодицеи, эсхатологии. В этот период философия уже подразделяется на три вида: спекулятивная (теологическая), практическая (моральная), рациональная (или логика). Все три вида философии находились между собой в тесном сопряжении.

3. ПОЗДНЯЯ ПАТРИСТИКА (6–8 вв.): кристаллизация догматики. Теоретико-догматическая сторона патристики окончательно принимает форму непреложного канона. Крупные теоретические новации отсутствуют, зато интенсивно ведутся комментаторство и систематизация (Леонтий Византийский) в то же время растут мистические тенденции (Максим Исповедник) и принципиальное внимание к аристотелизму (Иоанн Дамаскин), что предвещает схоластику. На Западе теоретизирование постепенно также начинает приобретать переходные к схоластике формы (Боэций, Кассиодор)

Проблемы:

Первая проблема - соотношение веры с разумом. Она может быть рассмотрена в качестве проблемы отношения к языческому наследию. Решение:

·   апологеты проявляли негативное отношение к античному философскому наследию, а, значит, и к разуму. Например, представителем этой позиции считают Тертуллиана. Он говорил, что философия и разум излишни там, где есть вера. Верить можно только в чудо, из-за чего философию и Евангелие невозможно совместить.

·  представители катехизисной школы, Климент Александрийский и Оригена, считали, что вера и разум могут пребывать в гармонии, в том случае, если разум будет подчинен вере. В этом мнении можно найти первоисточник концепции: философия – это служанка богословия.

·  Аврелий Августин Блаженный – один из представителей неоплатонической школы, считал христианство платонизмом, ставшим философией для народа и для всего общества. В связи с этим, между разумом и верой отсутствуют противоречия, так как там есть место для разума, а где разум – там место веры.

 

Вторая проблема – доказательство бытия Бога.

Августин стремился решить данную проблему посредством платонических воззрений: если в мире есть истинная красота, то должен быть и идеал этой красоты, то есть Бог. Если в мире есть совершенство, то должен быть и прообраз этого совершенства, то есть Бог. Если есть в мире творение, то должен быть и творец – Бог.

Третья проблема – теодицея, или оправдание Бога. Данную проблему связывают с противоречием между всемогуществом и абсолютной добротой бога и страданиями и злом человеческого мира. Виновен ли Бог в том, что есть зло, в страданиях человека? Данная проблема, по мнению Августина, связана с трактовкой человека. По антропологической концепции Августина, человеческая душа троична: она включает разум, память и волю. Главный фактор нравственного поведения человека – это свободная воля. Августину  выяснил почему человек, зная, что такое «хорошо» и «плохо», не всегда поступает хорошо. Он предположил, что свободная воля, предполагающая свободу выбора между добром и злом. В мире существует зло, так как человек со свободной волей, не всегда способен выбирать добро. Августин рассматривал зло как нехватку добра. Августин считал всю историю человечества противоборством добра и зла. Когда-нибудь добро победит и случится переход Града Земного, где все любят только себя, к Граду Небесному, где вместе с любовью к ближнему, царит и любовь к Богу.

 

б) Жизнь и творчество Августина Аврелия

Римско-христианский философ, богослов, мудрец. Выходец из Нумидии. Являлся одной из ключевых фигур в истории европейской философии. Происходил из небогатой провинциальной семьи и в молодости испытал влияние своей матери-христианки.

По окончании школы в Тагасте он отправился учиться в ближайший культурный центр — Мадавру. Осенью 370 г., благодаря покровительству жившего в Тагасте друга семьи — Романиана, Августин отправился на трёхлетнее обучение риторике в Карфаген. В 17 лет, будучи в Карфагене, Августин вступил в отношения с молодой женщиной, которая стала его сожительницей на 13 лет и на которой он никогда не женился, так как она принадлежала к более низкому социальному классу. Именно в этот период Августин произнёс своё изречение: «Добрый Боже, дай мне целомудрие и умеренность… Но не сейчас, о Боже, ещё не сейчас!». В 372 г. у Августина в конкубинате родился сын Адеодат.

Центральная идея всех произведений Августина и его учения в целом – Бог есть исходный и конечный пункт всех человеческих поисков и действий. Смысл жизни Августин видел в познании Бога и в уяснении своей полной зависимости от него. «Любовь к себе, доведенная до презрения к себе как греховному существу, суть любовь к Богу, и любовь к себе, доведенная до презрения к Богу, – порок», – говорил Августин в «О Граде Божьем».
Этапы творчества

Первый этап (386—395), характерно влияние античной догматики; отвлеченность и высокий статус рационального: философские «диалоги» «Против академиков» (386 г.), «О порядке» (386 г.;труд, в котором дано обоснование семи свободных искусств как подготовительного цикла для изучения философии), «Монологи» (387 г.), «О жизни блаженной» (386 г.), «О количестве души» (388—389 гг.), «Об учителе» (388—389 гг.), «О музыке» (388—389 гг.; содержит знаменитое определение музыки с подробным толкованием), «О бессмертии души» (387 г.), «Об истинной религии» (390 г.), «О свободной воле» или «О свободном решении» (388—395 гг.); цикл антиманихейских трактатов. Часть трудов раннего периода также именуют кассициакскими, по названию загородного дома неподалёку от Медиолана, где Августин работал в 386—388 гг.

Второй этап (395—410), преобладает экзегетическая и религиозно-церковная проблематика: «О книге Бытия», цикл толкований к посланиям апостола Павла, моральные трактаты и «Исповедь», антидонатистские трактаты.

Третий этап (410—430), вопросы о сотворении мира и проблемы эсхатологии: цикл антипелагианских трактатов и «О граде Божьем»; критический обзор собственных сочинений в «Пересмотрах».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: