б) "Реализм" и "номинализм" в средневековой философии.
В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий, являются ли общие понятия вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно.
Реализм – направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т.е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие – универсалии. Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, не зависимое от отдельных вещей и человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления общих понятий.
Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.
Номинализм (от лат. nomen – имена) – направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного писания.
К числу номиналистов принадлежали Росцелин, Пьер Абеляр, Дунс Скот.
Номиналистические идеи Иоанна Росцелина касались различения Божественных Персон (три Божественные ипостаси есть только слова; имя “Бог” есть имя субстанции, а не ипостаси, то есть оно изобретено для обозначения природы субстанции, а не Лица).
Реалисты Ансельм Кентерберийский и Гильберт Порретанский определяли универсалии через тождество субстанции: различные между собой по форме вещи в основе своей имеют одну и ту же субстанцию.
Гильом из Шампо определял универсалии как тождество субстанции в силу ее статуса, хотя единичные вещи различаются между собой не только формами, но личностной сущностью, что делает субстанции тождественными не по сущности, а в силу безразличия.
Петр Абеляр полагал, что универсальная вещь как вещь не может существовать, ибо это была бы противоречивая вещь.
В) Философские концепции Ансельма Кентерберийского и Фомы Аквинского. Их доказательства бытия Бога.
Доказательства бытия Бога. Ансельм Кентерберийский и Фома Аквинский.
Ансельм Кентерберийский (11 век)
Он фактически повторяет формулу Августина. Для Августина знание было не обязательно, а для Ансельма вера всегда стремится к пониманию. Что более совершенно: Бог, которого нет, или букашка, которая существует? Если мы признаем Бога совершенством, то он должен существовать. Идея выше проявления (крайний реализм).Метод дедукции: выведение частного из общего.
О формуле Августина: Августин: «Верую, чтобы понимать». Учение о бытии: Бог есть бытие (катафатика). Бог всегда подобен самому себе, он вечен, не материален. Бог производит из себя сына, остальное- от себя творит из ничего. Люди имеют 2 природы: божеств. И небытийств. Бог сначала творит формулу и материю и дальше творит по образцам из головы.
Ансельм считал веру основой рационального знания. Вывел бытие Бога из самого понятия Бога (онтологическое доказательство бытия Бога).
- Все стремится к Благу — но Бог и есть Абсолютное Благо
- Все ограничено и имеет некий верхний предел. Это и есть Бог.
- Бытие целое по какой-то причине. Это и есть Бог.
- Бог как совершенство
Бог превосходит по величине все мыслимое. Значит Он существует вне нас и вне этого мира (Бог есть, потому что Он есть — то есть Бог при рождении человека вкладывает в его разум идею о Себе).
Фома Аквинский: Выделил пять доказательств существования Бога. Использует метод индукции: от частного к общему:
- Движение. Все, что движется, имеет причину вне себя. Должен быть последний предмет, который все движет и недвижим сам.
- Причина. Каждый произведен кем-то. Был некто, кто сам не рожден, но произвел остальных.
- Случайность и необходимость. Закономерность в мире. Причина- необходимость, скрытая от нас.
- Степень совершенства. Оценивая что-то, мы имеет некий критерий совершенства -Бог.
- Цель. Все движется к определенной цели. Это Бог.
Фома показывает, что и философия, и теология едины по предмету, но разные по методу. «Рассек единство веры и знаний, положение по двойственности истины.
Вопрос 3. Философия Ренессанса
А) Гуманизм. Пико делла Мирандола и «Речь о человеческом достоинстве»
ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни (1463-1494) - итальянский философ и гуманист. Мистически верил в силу магии. Преклоняясь перед мудростью Каббалы, изучил древнееврейский, арабский и халдейский языки.
«Речь о достоинстве человека» (издана в 1496 году). Напоминающая скорее манифест, чем вступительное слово, «Речь» была посвящена двум главным темам: особому предназначению человека в мироздании и исходному внутреннему единству всех положений человеческой мысли. В сочинении Пико дано философское обоснование достоинства человеческой природы в новом гуманистическом его понимании. Опираясь на античные идеи - человек-микрокосм, человек - центр Вселенной - и связывая их с христианским учением о сотворении человека, Пико изменяет главный смысл последнего (человек создан по образу и подобию Бога) и приходит к заключению, что человек сам - свободный творец собственной природы, что является исключительной привилегией человека, предопределённой тем, что именно он должен оценить величие мироздания - божественного творения - и возвыситься благодаря этому над всеми прочими смертными существами. Итак, Бог не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему самому творить свой образ.