Одним из самых авторитетных представителей патристики был Аврелий Августин (354-430). Он родился в г. Тагасте (Сев. Африка), крестился в 387 г., был епископом Гиппонским, канонизирован христианской церковью. Главные произведения «Исповедь», «О Троице», «О граде Божием». Августин развил христианский платонизм, который был самым влиятельным направлением европейской философии до XIII в.
Для Августина характерны религиозно-художественный стиль философствования, волюнтаризм, персонализм, психологизм. Центральная тема — человеческая душа, обращенная к Богу в поисках спасения. Основополагающая идея Августина: Бог — совершенная Личность и абсолютное бытие.
Из этой идеи следует его существование («онтологическое доказательство бытия Бога»), Бог — абсолютно простой, неизменный, вне времени, вне пространства. Божественное триединство можно уразуметь, представляя душу как образ Бога: 1) душа есть — утверждается Бытие, отличающее Бога-Отца; 2) душа разумеет — утверждается Разум, Логос, отличающий Бога-Сына; 3) душа желает, утверждается Воля, отличающая Бога — Святого Духа.
|
|
В Божественном разуме заключен интеллигибельный мир, совершенные образцы, «экземпляры» всех вещей. Бог сотворил мир, в котором бытие перемешано с небытием. Материя — почти ничто, но она есть благо как возможность и субстрат для принятия формы. Человек — соединение души и тела. Душа — разумная субстанция, приспособленная для управления телом. Соединение души и тела непостижимо, душа «знает» о состояниях тела, не взаимодействуя с ним (проблема психофизического параллелизма). Жизнь сосредоточена в жизни души, в ее переживаниях и сомнениях. «Сомневаюсь,— говорит Августин ,— следовательно, живу». Воля и любовь ценнее разума. Тело существует в пространстве и во времени, душа — только во времени.
Августин дает психологическое понимание времени как состояния души: душа помнит — это настоящее прошедшего, душа созерцает — настоящее настоящего, душа ждет, надеется — настоящее будущего.
Любовь и воля, разум человека, как и все сотворенное, изначально устремлены к Богу. В соотношении веры и разума Августин отдает первенство вере, провозглашая: «Верую, чтобы понимать!» Но он считает, что вера не противоразумна, а сверхразумна. До определенных ступеней постижения истины разум может довести, но дальше — он бессилен, ведет вера.
Бог постигается душой как бы озарением (иллюминацией). Высший свет открывается в мистическом единении с Богом. Бог есть Абсолютное Добро, т. е. истинная цель, к которой должно стремиться. Он же — абсолютный предмет любви, все остальное — средства. Свобода — следование Божьей воле, любви к Богу.
|
|
Первородный грех, лежащий на каждом, искажает душу. Следствия греха: слабая воля к добру, склонность к дурному, шаткость разума, телесная смертность. Зло — отклонение от направленности к Богу как к абсолютной цели. Но и в грешной душе есть порыв к Богу, к спасению от греха. Теодицея Августина строится вокруг утверждения о том, что главную ответственность за зло в мире несет человек, совершивший грехопадение, злоупотребивший великим Божественным даром свободы. Кроме того, сотворенное не может быть безусловно совершенным в двух смыслах: первое — равноценным Творцу, второе — равноценным во всех своих частях. Недостаток совершенства чего-либо в отрыве от целого выступает как зло. Люди делятся на составляющих Град Божий и Град земной. Люди Града Божьего несут на себе благодать и предопределены к спасению, но до конца совершенно уверенно этого не знают. Земной град обречен на погибель. Крещение — необходимое, но не достаточное условие для спасения. Церковь выше государства, хотя земная церковь есть лишь несовершенное воплощение церкви небесной — духовной общности, Града Божьего. Государство, преследующее земные цели,— «шайка разбойников», царство насилия.
В историософии Августина, построенной на принципах провиденциализма и откровения, преодолевается античный циклизм. История рассматривается как мировая. Она идет от Адама и Евы через грехопадение. Центральное ее событие — приход Христа, после него — ничто не может «вернуться на круги своя».Утверждается представление о линейности, необратимости истории как истории человечества.
Итогом патристики стал комплекс идей, которые были восприняты и продолжены последующей христианской философией. Основные из них:
- Теоцентризм. Источником всякого бытия, блага и красоты является Бог.
- Креационизм. Мир сотворен Богом «из ничего».
- Персонализм. Человек создан по образу и подобию Бога.
- Провиденциализм. Бог правит созданным им миром, человеческой историей и людьми.
- Сотериологизм (от лат. soter — спаситель). Жизнь человека должна быть направлена на спасение души.
- Ревеляционизм (от лат. revelation — откровение). Познание истины достигается через постижение смысла Священного Писания, а также через учения апостолов, пророков, святых, через мистическую интуицию.