Аврелий Августин – виднейший философ патристики

Одним из самых авторитетных представителей патри­стики был Аврелий Августин (354-430). Он родился в г. Тагасте (Сев. Африка), крестился в 387 г., был епи­скопом Гиппонским, канонизирован христианской церковью. Главные произведения «Исповедь», «О Троице», «О граде Божием». Августин развил христианский платонизм, который был самым влиятельным направлением европейской филосо­фии до XIII в.

Для Августина характерны религиозно-художе­ственный стиль философствования, волюнтаризм, персона­лизм, психологизм. Центральная темачеловеческая душа, обращенная к Богу в поисках спасения. Основополагающая идея Августина: Бог — совершенная Личность и абсолютное бытие.

Из этой идеи следует его существование («онтологиче­ское доказательство бытия Бога»), Бог — абсолютно простой, неизменный, вне времени, вне пространства. Божественное триединство можно уразуметь, представляя душу как образ Бога: 1) душа естьутверждается Бытие, отличающее Бо­га-Отца; 2) душа разумеетутверждается Разум, Логос, отли­чающий Бога-Сына; 3) душа желает, утверждается Воля, отли­чающая Бога — Святого Духа.

В Божественном разуме заключен интеллигибельный мир, совершенные образцы, «экземпляры» всех вещей. Бог сотворил мир, в ко­тором бытие перемешано с небытием. Материяпочти ни­что, но она есть благо как возможность и субстрат для при­нятия формы. Человексоединение души и тела. Душаразумная субстанция, приспособленная для управления телом. Соединение души и тела непостижимо, душа «знает» о состо­яниях тела, не взаимодействуя с ним (проблема психофизиче­ского параллелизма). Жизнь сосредоточена в жизни души, в ее переживаниях и сомнениях. «Сомневаюсь,— говорит Ав­густин ,— следовательно, живу». Воля и любовь ценнее разума. Тело существует в пространстве и во времени, душатолько во времени.

Августин дает психологическое понимание време­ни как состояния души: душа помнитэто настоящее про­шедшего, душа созерцаетнастоящее настоящего, душа ждет, надеетсянастоящее будущего.

Любовь и воля, разум чело­века, как и все сотворенное, изначально устремлены к Богу. В соотношении веры и разума Августин отдает первенство вере, провозглашая: «Верую, чтобы понимать!» Но он считает, что вера не противоразумна, а сверхразумна. До определен­ных ступеней постижения истины разум может довести, но дальше — он бессилен, ведет вера.

Бог постигается душой как бы озарением (иллюминацией). Высший свет открывается в мистическом единении с Богом. Бог есть Абсолютное Добро, т. е. истинная цель, к которой должно стремиться. Он же — абсолютный предмет любви, все остальное — средст­ва. Свободаследование Божьей воле, любви к Богу.

Перво­родный грех, лежащий на каждом, искажает душу. Следствия греха: слабая воля к добру, склонность к дурному, шаткость разума, телесная смертность. Злоотклонение от направлен­ности к Богу как к абсолютной цели. Но и в грешной душе есть порыв к Богу, к спасению от греха. Теодицея Августина строится вокруг утверждения о том, что главную ответствен­ность за зло в мире несет человек, совершивший грехопаде­ние, злоупотребивший великим Божественным даром свобо­ды. Кроме того, сотворенное не может быть безусловно со­вершенным в двух смыслах: первое — равноценным Творцу, второе — равноценным во всех своих частях. Недостаток со­вершенства чего-либо в отрыве от целого выступает как зло. Люди делятся на составляющих Град Божий и Град земной. Люди Града Божьего несут на себе благодать и предопределе­ны к спасению, но до конца совершенно уверенно этого не знают. Земной град обречен на погибель. Крещение — необхо­димое, но не достаточное условие для спасения. Церковь выше государства, хотя земная церковь есть лишь несовер­шенное воплощение церкви небесной — духовной общности, Града Божьего. Государство, преследующее земные цели,— «шайка разбойников», царство насилия.

В историософии Ав­густина, построенной на принципах провиденциализма и откровения, преодолевается античный циклизм. История рас­сматривается как мировая. Она идет от Адама и Евы через грехопадение. Центральное ее событиеприход Христа, по­сле него — ничто не может «вернуться на круги своя».Утвер­ждается представление о линейности, необратимости истории как истории человечества.

Итогом патристики стал комплекс идей, которые бы­ли восприняты и продолжены последующей христианской философией. Основные из них:

- Теоцентризм. Источником всякого бытия, блага и кра­соты является Бог.

- Креационизм. Мир сотворен Богом «из ничего».

- Персонализм. Человек создан по образу и подобию Бога.

- Провиденциализм. Бог правит созданным им миром, че­ловеческой историей и людьми.

- Сотериологизм (от лат. soter — спаситель). Жизнь че­ловека должна быть направлена на спасение души.

- Ревеляционизм (от лат. revelation — откровение). По­знание истины достигается через постижение смысла Священного Писания, а также через учения апостолов, пророков, святых, через мистическую интуицию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: