Глава 12. Бог не даёт ему маленьких ролей. (Часть 2)

Имея весьма скромные успехи в качестве кинорежиссера, Майк Ньюэлл неожиданно сорвал куш благодаря низкобюджетному британскому фильму "Четыре свадьбы и одни похороны". Он стал самым кассовым британским фильмом всех времен и превратил Хью Гранта в международную звезду, мило заикающуюся и очаровательно малохольную.  Конечно, образ соседского мальчика-переростка был слишком хорош для того, чтобы быть правдой. Переутомленный Хью подпортил себе имя, когда его идея поразвлечься в салоне автомобиля в самом отдаленном уголке Сансет-бульвара[1] привлекла пристальное внимание полицейского управления Лос-Анджелеса. Все остальное – фото из полицейского участка.

Грант числился в следующем проекте Ньюэлла, экранизации романа Берил Бейнбридж о послевоенном быте ливерпульского репертуарного театра и его нелегкой работе над  постановкой спектакля "Питер Пэн". Название произведению дала цитата из пронзительной пьесы Дж.М. Барри о маленьком мальчике, который не хотел взрослеть: "Умереть - это ужасно большое приключение".

По общему мнению критиков, несерьёзный Грант катастрофически не подходил для роли язвительного театрального режиссера-манипулятора, в которого влюбляется наивная юная героиня, не подозревая, что он гомосексуалист. (Об этом она не размышляет.)

Однако не многие знают, что Алану Рикману сначала предложили роль язвительного, бессердечного Мередита. Кастинг имел бы определенный смысл. "Я спросил агента Алана, действительно ли Алан не хочет играть злодеев, - вспоминает Ньюэлл. - Он сказал, что да, так оно и есть, но Алан хотел бы вместо этого сыграть роль П. Л. О'Хары".

О'Хара - это эквивалент кавалерии в фильме, которая приезжает на помощь героине (и самому фильму) на старом мотоцикле “Norton” [2]. Как раз тогда, когда есть ощущение, что история уже не может стать более тяжеловесной, появляется Рикман, чтобы всё сразу поменять. В результате получается ломаное произведение, которое увлекает только несколькими хорошо прописанными эпизодическими ролями и еще исполнением Алана Рикмана, «крадущим» сцены.

"Он не является актером-хамелеоном, потому что его очень видно, - говорит Питер Джеймс, директор Лондонской драматической школы LAMDA[3]. - Мне показалось, что Месмер стал для него следующим логичным шагом. Вы не сможете предложить ему абсолютно какие угодно роли, хотя ему удалось охватить удивительно широкий спектр ролей. Но ему было бы очень трудно сыграть сантехника. Он выглядит таким элегантным, таким аристократичным.- В отличие от Кеннета Брана, которому вечно твердят, что он похож на водопроводчика (несмотря на королей, которых он играл). И Кен, и Алан – выходцы из схожих социальных слоёв: во всяком случае, происхождение Брана более буржуазное, но вы никогда не представите Рикмана торговцем".

"Богу не было угодно, чтобы он играл маленькие роли, - это классическое наблюдение Ньюэлла. - Но я не согласен с тем, что он не мог бы сыграть водопроводчика; он просто заставил бы вас почувствовать, что водопроводчик - это ведущая роль".

- В театральном плане он просто звезда. Но на пленке он - ведущий актер, великий большой ведущий актер, который украшает любой фильм, в котором он снимается. Он очень полезен в финансовом плане, потому что людям легче вкладывать деньги в фильм, в котором он снимается.

- Алан считает себя ведущим актером; в театре ему позволено играть огромное количество ролей. В Голливуде он играл злодеев до героев, таким образом, он стал типичным злодеем. Подобное заставляет его скучать; это загоняет его в рамки.

- На самом деле, его злодеи искаженные трагические герои. Но он очень осторожен и не говорит об этом неправильным образом, как это делают некоторые актеры. Трудно заставить актеров играть злобу без причин; о крайней мере, они хотят, чтобы дьявола поняли. Напротив, я хочу быть довольным своими злодеями, о не понимать их!

- Алан иногда бывает разборчивым, но ведь и такие знаменитые актеры старой школы, как Ральф Ричардсон и Лоуренс Оливье, тоже избирательно относились к тому, чтобы получить нечто абсолютно правильное и своевременное. Необходимо оказаться в нужном месте в нужный час, имея ощущение ритма и физическую форму. Однако у меня сложились  с ним гармоничные отношения.

«Для него важна симпатия, - добавляет Ньюэлл. - Он хочет иметь такую власть, при которой люди будут прислушиваться к его советам. Он же гуру».

Ньюэлл отрицает слух о том, что между Рикманом и Грантом витало зловещее напряжение при съёмках  «Ужасно большого приключения» - встреча Хью с проституткой «Божественной Браун» должна была произойти позже, она была должным образом записана в дневнике Эммы Томпсон ("Для некоторых ничего особенного",- подумала я) при съемках фильма "Разум и чувства".

Однако Рикман и Грант - совершенно разные люди, хотя Ньюэлл настаивает, что никакого холодка между ними не было. Но в Алане действительно есть немного трогательной грусти, хотя он был бы озадачен, если бы вы указали на это. Ему и в голову не приходит, что он пессимист.

Единственное, что бесспорно объединяет Гранта и Рикмана, - это их бесценный драматический опыт старых выпускников Латимера в юности. Хью также изучал английский язык и драматическое искусство у старого наставника Алана, Колина Тернера, и появлялся во многих школьных постановках в 70-е годы. В 2001 году глава средней школы Латимер-Аппер Крис Хаммонд был приглашен на вечеринку в дом Мела Смита  в Лондоне, где он встретил Алана Рикмана и Хью Гранта, которые вместе вспоминали о своих днях в Латимере. Соперничество за первую и вторую  мужскую роль в «Ужасно большом приключении», очевидно, было давно забыто.

Учитывая его нелюбовь к экранному злодейству, довольно забавно видеть, как Рикман ненадолго надевает одеяние жестокосердного исчадия ада, когда П. Л. О'Хара играет капитана Крюка в "Питере Пэне", а Мередит Хью Гранта берет на себя эту роль после того, как О'Хара утоп. Между этими двумя спектаклями нет никакого сравнения. О'Хара по праву является интригующим смешением героя и злодея, поддерживая и сексуально пробуждая героиню, но вплоть до трагического финала не осознавая,  что на самом деле соблазняет свою собственную давно потерянную дочь. И Мередит, и О'Хара -соблазнители молодых и невинных; и когда О'Хара пытается упрекнуть Мередита за то, что тот так обошелся с юношей, он оказывается смертельно скомпрометирован своим собственным бесцеремонным поведением.

«Для капитана Крюка эти два голоса были очень разными, - признается Ньюэлл. - У Хью был тонкий тенор, а у Алана - громкий раскатистый баритон. В этом разница между киноактером и актером сцены, потому что Алан очень похож на существо театральное».

«Алан очень двусмысленный, загадочный и очень могущественный. Он стоит неподвижно, и это только усиливает загадку. Скорее, он спокойный актер, нежели буйствующий; кажется, всё проистекает из очень большой глубины и цельности. Вас постоянно приглашают все глубже и глубже, так что вас это затягивает.

- Как известно, он запаздывающий актёр, обладающий огромным весом и талантом. Выбор его на роль Мередита был бы очевиден; и он был бы великолепен. Очень трудно заявить, что роль ему не подходит, потому что он все скрывает.

- Я очень сожалею, что не смог погрузиться в предысторию О'Хары до того момента, как он  появляется в фильме. Я пожалел, что не показал его не сложившуюся актерскую карьеру, его тесную квартиру на Майда-Вейл. Но в данном случае печальное выражение изможденного лица Рикмана говорило само за себя.

"Для Алана в конце фильма настал великий момент откровения, когда О'Хара понимает, что он - отец Стеллы, девушки, которую он соблазнил. Он играл эту версию без слов; у нас было две версии. Он сказал мне: «Я знаю, о чем ты меня попросишь - чтобы я сыграл без слов». И конечно, он обладал удивительным красноречием без слов".

© Морин Пэтон, "Алан Рикман. Неофициальная биография", 2003.

 

 Перевод – Е. Н.

 

 


[1] В 1995 году Хью Грант был вовлечен в непристойный скандал, будучи застуканным с проституткой Эстеллой Мари Томпсон (она же – «Божественная Браун») в своей машине на Сансет-бульваре и был арестован полицией.

[2] Norton Motorcycles (UK) Ltd — британский производитель мотоциклов, основанный в 1898 году Джеймсом Лэнсдауном Нортоном в Бирмингеме.

[3] The London Academy of Music and Dramatic Art (LAMDA) Лондонская академия музыкального и драматического искусства — ведущая британская драматическая школа, основана в 1861 году. Расположена на западе Лондона.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: