Производственный экологический контроль

В вопросах управления охраной окружающей природной среды и природопользованием поведение низового звена – организаций – имеет немаловажное значение. Именно здесь в результате производственной деятельности формируются главные источники загрязнения природной среды. Контроль этих источников легче всего проводить силами самих организаций. Такой экологический контроль называется производственным (ст. 71 Закона "Об охране окружающей природной среды").

Для этого в организациях могут создаваться специальные экологические службы. В нашей стране такие службы начали создаваться уже в конце 60-х – начале 70-х годов. Основная задача этих служб – обеспечить выполнение хозяйствующим субъектом тех обязанностей по охране окружающей природной среды, которые возложены на него действующим законодательством.

Как организационные формы таких служб, так и возлагаемые на них функции могут быть различными, это во многом зависит от технологических особенностей производства, от типов и характера воздействия на окружающую природную среду, от финансовых и кадровых возможностей организации. Такие службы могут осуществлять контроль за эффективностью работы локальных систем очистки, соблюдением нормативов ПДВ, ПДС, образования и размещения отходов, вести локальный мониторинг используемых природных объектов, мест размещения отходов, разрабатывать программы по внедрению малоотходных технологий, решать вопросы размещения и утилизации отходов, участвовать в работах по рекультивации земель и т.п. Цель деятельности, конкретные задачи, структура и полномочия работников экологических служб определяются локальными нормативными актами, утверждаемыми руководителями организаций – должностными инструкциями, положениями.

 

Общественный экологический контроль.

 

Общественный экологический контроль может осуществляться профсоюзами, иными общественными организациями, трудовыми коллективами, гражданами. Данный вид экологического контроля распространяется как на государственные органы, их должностные лица, в том числе органы, на которых возложено выполнение природоохранных функций, так и на предпринимательские структуры и граждан.

Задачи общественности состоят в выявлении экологических проблем, по каким-либо причинам оказавшимся вне поля зрения органов государственного экологического контроля и правоохранительных органов, в создании альтернативного информационного канала, повышении оперативности экологического контроля и эффективности оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, в создании обстановки, приводящей в действие имеющиеся юридические механизмы.

Собственных правовых рычагов воздействия на правонарушителей у общественности не так уж много. Поэтому они могут использовать возможности должностных лиц государственного экологического контроля, подключаться к их деятельности, например, оказывать помощь при проведении проверок деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе на правах общественных инспекторов. Члены гражданского общества могут осуществлять свою деятельность и параллельно, независимо от государственных органов. При этом они могут использовать те полномочия, которыми их наделяет экологическое законодательство. (См. темы "Экологические права и обязанности граждан и общественных объединений" (вопрос 5), "Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза".)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: