Учебная дисциплина: Прикладные методы теории надежности в расчётах строительных конструкций.
Тема лекции: «Фундаментальная роль вероятностных законов в природе. Факторы, определяющие надежность конструкций зданий и сооружений».
Преподаватель – Шавыкина Марина Витальевна, канд. техн. наук, доцент кафедры «Строительные конструкции, здания и сооружения».
Дата посещения занятия – 17.02.2020 г.
Курс, направление подготовки – 3 курс, направление подготовки бакалавриата 08.03.01 «Строительство», профиль «Промышленное и гражданское строительство».
п/п | Что оценивается | Качественная оценка | Баллы | ||||
1. СОДЕРЖАНИЕ | |||||||
1. | Научность | А) в соответствии с требованиями Б) популярно В) ненаучно | 5 3 2 | ||||
2. | Проблемность | А) ярко выражена Б) отсутствует | 5 2 | ||||
3. | Сочетание теоретического с практическим | А) выражено достаточно Б) представлено частично В) отсутствует | 4 3 2 | ||||
4. | Доказательность | А) убедительно Б) декларативно В) бездоказательно | 5 3 2 | ||||
5. | Связь с профилем подготовки специалиста
| А) хорошая Б) удовлетворительная В) плохая | 5 3 2 | ||||
6. | Структура лекции | А) четкая Б) расплывчата В) беспорядочная | 5 3 2 | ||||
7. | Воспитательная направленность | А) высокая Б) средняя В) низкая | 4 3 3 | ||||
8. | Соответствие учебной программе | А) полностью соответствует Б) частично соответствует | 5 3 | ||||
9. | Использование времени | А) используется рационально Б) излишние траты на организационные моменты В) время используется нерационально | 5 3 2 | ||||
2. ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛА ЛЕКЦИИ | |||||||
1. | Метод изложения (преимущественно) | А) проблемный Б) частично-поисковый В) объяснительно-информационный | 5 4 3 | ||||
2. | Использование наглядности | А) используется в полном объеме Б) используется недостаточно В) не используется | 5 3 2 | ||||
3. | Владение материалом | А) свободно владеет Б) частично пользуется конспектом В) излагаемый материал знает слабо, читает по конспекту | 5 3 2 | ||||
4. | Уровень новизны | А) в лекции используются последние достижения науки Б) в излагаемой лекции присутствует элемент новизны В) новизна материала отсутствует | 5 4 2 | ||||
5. | Реакция аудитории | А) повышенный интерес Б) низкий интерес | 4 2 | ||||
3. ПОВЕДЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ | |||||||
1. | Манера чтения лекции | А) увлекательная, живая Б) увлекательность и живость выражены не ярко В) монотонная, скучная | 5 3 2 | ||||
2. | Культура речи | А) высокая Б) средняя В) низкая | 5 3 2 | ||||
3. | Контакт с аудиторией | А) ярко выражен Б) недостаточный В) отсутствует | 5 3 2 | ||||
4. | Манера держать себя | А) умеренно выражена мимика и жестикуляция Б) избыточная мимика и жестикуляция В) суетливость и беспорядочность | 5
3 2 | ||||
5. | Внешнее проявление психического состояния | А) спокойствие и уверенность Б) некоторая нервозность В) выраженная нервозность | 4 3 2 | ||||
6. | Отношение преподавателя к слушателям | А) в меру требовательное Б) слишком строгое В) равнодушное | 4 3 2 | ||||
7. | Такт преподавателя | А) тактичен Б) бестактен | 4 2 | ||||
8. | Внешний облик | А) опрятен Б) неряшлив | 4 2 | ||||
Проводя педагогический анализ лекционного занятия, проводимого Мариной Витальевной, отмечаем следующие положительные моменты:
Соответствие учебного материала, использованного для подготовки к лекции, программному материалу и поставленным задачам учебного занятия, соблюдение критериев подбора фактического материала – научность, познавательность, системность, последовательность, отражение профессиональной направленности.
Рациональный выбор вида лекционного занятия – академическая лекция, целью которой стало донести до внимания студентов основные положения по теме занятия.
Акцент внимания аудитории на важности данной темы в общем курсе дисциплины «Прикладные методы теории надежности в расчётах строительных конструкций».
Ярко выражена четкая структура лекционного занятия, продуманность введения, переходов от одного вопроса к последующему, их взаимосвязь.
Свободное владение учебным материалом с частичным использованием конспекта.
Повышенный интерес аудитории, присутствие элементов диалога-дискуссии между студентами и лектором. Основная информация предлагалась студентам под запись, но формой лекции являлось монологическое высказывание.
Корректное составление плана, объемное и правильно оформленное содержание лекции.
Систематичное, доступное и последовательное изложение учебного материала. Высокая культура речи, умеренно выдержанная мимика и жестикуляция. Тактичность, но вместе с тем в меру требовательное отношение к студентам.
Оценка лекционного занятия: 100 баллов – «отлично».
Разработка плана-конспекта проведения занятий
План-конспект является основным содержательным и организационным документом каждого занятия, элементом контроля готовности руководителя группы к его проведению.
Подготовка плана-конспекта состоит из нескольких этапов:
Изучить и проанализировать учебный материал (учебник, учебные пособия, нормативные документы) – правила, определения, главное содержание.
Спроектировать цель и задачи занятия. Цель всегда едина, но может быть многоплановой. Цель должна соотноситься с темой. Цель дробится на задачи (как бы ступеньки для достижения данной цели); задач должно быть три: обучающая, развивающая, воспитывающая.
Обучающая задача предполагает усвоение определённого учебного материала и определяется темой.
Развивающая задача предполагает развитие личности обучаемого: развитие мышления (умения анализировать, систематизировать, классифицировать, сравнивать…), развитие речи (умения аргументировать ответ, выражать свои мысли в письменной речи и т.д.), развитие рефлексии, способностей и т.д.
Воспитывающая задача определяется своеобразием учебного материала. При определении воспитательной задачи указывается, воспитанию каких качеств должны способствовать занятия по данной теме.
Задачи должны быть реалистичными, конкретными, а не слишком общими. Например, «познакомить с …», «сформировать навык…».
Составить план занятия в соответствии с его целью и задачами. Содержательно наполнить этапы занятия: подготовить вопросы для обсуждения, задания и практикум по теме, а также выбрать, какие методы и приемы обучения будут использованы (монолог преподавателя, беседа, самостоятельная работа, опрос, дискуссия, упражнения и др.).
|
|
Необходимо зафиксировать время, отводимое для каждого этапа занятия.
Подобрать и создать наглядные пособия (иллюстрации, таблички) и продумать использование доски как наглядного пособия; точно определить момент занятия для презентации необходимого наглядного пособия.
Окончательно скорректировать план занятия, точно определив время каждого этапа, момента презентации наглядного пособия.
Написать развернутый конспект занятия, включая его вступительную и заключительную часть. Конспект занятия надо обязательно писать подробный, со всеми вопросами и ответами на них, которые вы бы хотели получить от обучаемых. Следует продумать виды работы на тот случай, если у вас осталось время до конца занятия. В конце занятия необходимо оценить работу студентов группы, подвести итоги занятия.
План-конспект занятия
Тема занятия: Расчет внецентренно сжатых колонн сплошного сечения.
Цель занятия: Обучаемые должны иметь представления о конструктивных элементах здания и особенностях работы колонн производственных зданий, уметь выполнять основные расчётные проверки и конструктивные требования норм при проектировании колонн ступенчатого типа, работающих на внецентренное сжатие
Задачи
а) образовательная: обучаемые должны иметь представления об основных принципах расчёта внецентренно сжатых колонн сплошного сечения
б) развивающая: развитие навыков самостоятельной работы, овладение методами анализа и обоснования принимаемых проектных решений
в) воспитательная: формирование дополнительной мотивации в получении новых знаний при последующей учебе и самостоятельной работе
В результате проведения занятия обучающийся должен
знать: основы работы под нагрузкой элементов металлических конструкций, зданий и сооружений
уметь: выбирать приемлемые конструктивные решения из набора типовых решений
владеть: навыками применения нормативных методов расчета конструкций, несущих систем зданий и сооружений
|
|
Норма времени: 2 часа