Экономическое воспитание дошкольников. Задачи и содержание работы в детском саду

 

Экономическое воспитание - целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, ориентированного на усвоение доступных возрасту элементарных экономических понятий, формирование моральных чувств и морально-экономических качеств, необходимых для успешной экономической деятельности, развития интереса к экономической сфере жизни, формирование навыков социально-экономического поведения.

Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость.

Цель экономического воспитания дошкольников - познакомить на доступном ребенку уровне с окружающим социально-предметным миром, миром духовных и материальных ценностей.

Задачи экономического воспитания дошкольников:

– развивать интерес к познанию экономической картины мира, потребность узнавать новое;

– формировать экономический кругозор (компетентность), первоначальные знания и умения, предпосылки экономического мышления;

– помочь детям освоить базисные представления (экономическое, математическое, экологическое) об окружающем предметном мире духовных и материальных ценностей, накопить первичный опыт в экономических отношениях;

– воспитывать этические и деловые качества (бережливость, рациональность, трудолюбие, расчетливость, честность, щедрость и др.);

– развивать у детей самостоятельность, любознательность, ответственность, способность творчески мыслить.

Наряду с усвоением основных экономических категорий, происходит формирование нравственных качеств дошкольников, что находит выражение в поступках и поведении.

Для этого мы, используя бытовые представления, собственный опыт ведения домашнего хозяйства, знакомим детей с трудом взрослых (предметы труда, результаты труда, индивидуальный -- коллективный труд), понятиями «банкир», «рекламодатель», «бизнесмен», «экономист», «партнер» и др. Мы знакомим детей с потреблением и распределением материальных и духовных благ на примере семьи, понятиями из области финансовых категорий: цена, стоимость, товар, деньги, валюта -- и они начинают оперировать понятиями: покупать -- продавать, выгодно -- невыгодно, дороже -- дешевле, больше -- меньше, выиграл -- проиграл, Сбербанк, пластиковая карта и др.

При этом воспитатели не забывают формировать такие нравственные качества, как бережливость, экономность, справедливость, учить правилам честной игры, умению проигрывать, не обижаясь на партнера, делиться с партнером, поздравлять партнера с успехом.

Ознакомление дошкольников с экономическими знаниями проводится прежде всего в играх, так как это самый понятный ребенку язык. В игровой форме проходят занятия по элементарной экономике, вечера развлечений.

Также для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приемы и средства обучения:

· метод проблемных ситуаций;

· исследовательский;

· методы ТРИЗ -- РТВ;

· решение математических задач;

· логические игры и упражнения.

Эффективное средство обучения детей экономике - русский народный фольклор: сказки, пословицы, поговорки. В них часто идет речь о таких полезных в экономическом плане качествах личности, как трудолюбие, практичность, бережливость, расчетливость и др.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: