Воспитание гуманных чувств и отношений у детей дошкольного возраста

 

Гуманные чувства - это эмоциональное отношение человека, направленное на других людей, животных, природу, выражающееся в сочувствии, сопереживании, жалости, сострадании, милосердии и т.д. О сформированности у человека гуманных чувств можно судить по его доброте, отзывчивости, стремлению прийти на помощь другому человеку.

Воспитание гуманных чувств и отношений является одной из первоочередных задач формирования личности дошкольников. Отзывчивое отношение к сверстникам, понимание их эмоционального состояния побуждает детей к нравственно ценным поступкам, оказывает влияние на развитие доброжелательных взаимоотношений между детьми, способствует установлению обстановки эмоционального комфорта для каждого воспитанника в группе

Воздействие на интеллектуальную сферу ребенка обеспечивает формирование знаний о нормах и правилах поведения, помогает устанавливать соответствие между правилом и возникшей ситуацией, выбирать наиболее адекватные способы поведения в ней. 

Прослеживая процесс развития социальных эмоций и чувств, отмечается, что на третьем году жизни у малыша возникают простейшие моральные переживания и к младшему дошкольному возрасту ребенок имеет уже богатый эмоциональный опыт. Дошкольник довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в мимике, словах, движениях.

Направленность педагогического процесса на воспитание гуманных чувств и отношений является важнейшим условием, способствующим социальному становлению личности ребенка. Наибольшие возможности для воспитания создаются при наличии в группе эмоционального комфорта для каждого ребенка, когда он ощущает на себе заботу и внимание педагога. Эта поддержка делает ребенка открытым педагогу, который становится для него личностно значимым.  

Проявление отзывчивости может влиять на воспитание у детей взаимной близости, развитие тяготения к сверстникам. Наибольше трудности в воспитании отзывчивости вызывают у педагога ситуации столкновения малышей. Целенаправленная работа педагога в течение года позволяет сформировать у детей отзывчивость как устойчивое проявление гуманного отношения к сверстникам.    

Ребенок пятого года жизни способен проникать в чувства сверстника, переживать его эмоциональный дискомфорт. Это позволяет формировать у детей гуманное отношение к сверстникам, такие чувства, как сопереживание,  сочувствие.  

Нередко случается, что кто-то из детей оказывается обиженным группой детей. Чтобы обратить внимание дошкольников на подобные ситуации, можно использовать картины, на которых изображены случаи из жизни группы, и показать, каким образом следует поступить, чтобы помочь обиженному.

Деятельность детей старшего возраста принимает преимущественно коллективный характер и задача воспитания гуманных чувств и отношений преобразуется в задачу воспитания доброжелательных взаимоотношений и сотрудничества. Наиболее активным средством воспитания взаимоотношений является объединение детей в общей деятельности. Большую роль в этом отводится игре. Игра предоставляет возможность детям на самостоятельность отношений, развертывание сюжетных линий, а также столкновений интересов и проявление отношений к сверстникам.   

Большое место в работе с детьми занимают предварительные беседы, в ходе которых можно предложить обсуждение конкретных ситуаций, требующие согласования в предстоящей деятельности. Такие беседы помогают научить детей ориентироваться на замыслы сверстников, учитывать их и оценивать их значение для получения общего результата. В целом содержание работы по обучению детей способам сотрудничества заключается в том, что педагог:

¾ помогает детям приходить к общему согласию не прибегая к нетактичным замечаниям, обижающим партнеров;

¾ одобряет действия детей, направленные на поддержку сверстников, оказание им помощи;

¾ положительно оценивает результаты работы детей.

Важное значение имеет воспитание у каждого ребенка осознания своей значимости для всей группы, что способствует развитию коллективной направленности поведения. Последовательность работы педагога по реализации этой задачи это:

¾ Поддержка деятельности каждого ребенка, положительная оценка значимости для всей группы.

¾ Объединение детей в небольшие группы на основе совпадающих интересов, положительная оценка совместных действий.

Для решения задач нравственного воспитания необходимо организовывать деятельность таким образом, чтобы создать максимум условий, способствующих реализации заключенных в ней возможностей. Только  в соответствующих условиях в процессе самостоятельной разнообразной деятельности ребенок учится использовать известные ему правила в качестве средств регуляции отношений со сверстниками.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: