Нравственное воспитание – это особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем общечеловеческих нравственных качеств: формирование способности жить согласно нормам и принципам морали с целью воплощения их в практической деятельности.
Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни. Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве – это кардинальный принцип педагогики.
Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
В основе нравственного воспитания лежат нравственные ценности.
Нравственные ценности – это нравственные идеалы, высшие принципы человеческой жизни. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются понятия добра, счастья, честность, верность, справедливость, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.
Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом - формирование определенного набора нравственных качеств, а именно:
¾ гуманности; трудолюбия; патриотизма; гражданственности; коллективизма.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.
Задачи нравственного воспитания делятся на две группы:
¾ в первую группу входят задачи механизма нравственного воспитания;
¾ вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.
Задачи механизма нравственного воспитания:
¾ формирование представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и преимуществах овладения им;
¾ воспитание нравственных чувств, привычек, норм;
¾ овладение практикой поведения.
Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты. Данная группа задач носит постоянный, неизменный характер.
Задачи формирования моральных ценностей:
¾ воспитание гуманных чувств и отношений;
¾ формирование основ патриотизма и межнациональной терпимости;
¾ воспитание трудолюбия, желания и умения трудиться;
¾ воспитание коллективизма.
Эффективность процесса нравственного воспитания во многом зависит от принципов, которыми руководствуется педагог. Основными принципами нравственного воспитания являются:
Принцип целенаправленности. Согласно данному принципу весь процесс воспитания должен быть направлен на формирование и развитие нравственных качеств личности ребенка, с целью воспитания нравственно самодостаточной и самостоятельной личности.
Принцип взаимосвязи нравственного воспитания и жизни воспитанников. Данный принцип направлен на то, чтобы показать детям как нравственные качества реализуются в повседневной жизни. К чему приводит добро и зло, милосердие и жестокость, правда и ложь и т.д. Реализация этого принципа осуществляется в процессе бесед, чтения художественной литературы, обсуждений поступков и т.д.
Принцип согласованности в воспитании. В процессе воспитания родители и педагоги образовательного учреждения должны поддерживать связь для того, чтобы использовать одни и те же методы и средства по формированию нравственных качеств у ребенка. В том случае, если будут использованы разные методы и средства, то результата такое воспитание не принесет. У ребенка может сформироваться искаженное представление о нравственности и нравственном поведении.
Принцип воспитания в коллективе, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Данный принцип направлен на то, что самое эффективное воспитание личности ребенка возможно только в коллективе и посредством коллектива. Однако важно учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника.
Принцип сознательности и активность. Данный принцип состоит в том, что нравственное воспитание будет эффективным только в том случае, если ребенок осознает приемы и средства воспитания на осознанном уровне и принимает активное участие в педагогическом процессе.
Принцип уважения и требовательности. Данный принцип ориентирован на то, что педагог обязан уважительно относится к каждому своему воспитаннику, но при этом проявлять требовательность в вопросах воспитания.
Принцип опоры на положительные качества. Согласно данному принципу воспитание ребенка протекает в коллективе, который оказывает на него влияние, задача педагога выделить и показать ребенку положительные и отрицательные качества, поддержать в выборе линии поведения и т.д.
Принцип учета индивидуальных особенностей. Данный принцип имеет в виду необходимость строить работу и с учетом особенностей разных групп и категорий воспитывающих.
Принцип ведущей роли педагога в организации нравственного воспитания. Успех зависит от умелого проведения воспитательной работы, от искусного подхода к детям, от организации деятельности. Все это обусловливает ведущую роль учителя в нравственном воспитании.