Производственная деятельность, направленная на удовлетворение их потребностей. Потребности – нужды, желания людей в чем либо необходимом для обеспечения жизнедеятельности и развития личности и общества в целом. Выполняя роль мотива, стимула хозяйственной деятельности, выступают как исходное экономическое понятие.Классификация потребностей разнообразна и позволяет проанализировать их свойства с различных точек зрения. Выделяют следующие виды потребностей:
· Первичные и вторичные. Первичные – это потребности в средствах существования (пища, одежда, жилье), от которых нельзя отказаться, заменить их чем-то другим. К вторичным обычно относят потребности, связанные с выбором (украшения, книги и т. п.).
· Действительные и абсолютные. Действительные – это потребности удовлетворяемые в данный момент, а абсолютные – это отложенные потребности на будущее.
· Материальные и духовные. Материальные – потребности в реальном продукте (одежда, транспорт, нефть и т. п.). Духовные – в знаниях, информации, общении.
· Производственные и непроизводственные. Производственные – потребности в оборудовании, сырье; непроизводственные – в предметах потребления.
· Личные и общественные.
· И другие виды.
Наиболее наглядно структура потребностей представлена в пирамиде Маслоу.По Маслоу все потребности разделены на пять уровней. Первый (низший) уровень - физиологические потребности (потребности в еде, пище и т.д.). Второй уровень - потребности в безопасности: в защите от физической, психологической, экономической опасности со стороны окружающего мира. Эти потребности могут проявиться в виде покупки страхового полиса, поиска надежной работы, повышения квалификации, заботы о здоровье. Третий уровень - социальные потребности - потребности в причастности, принадлежности к какой-либо социальной группе, потребности в социальном взаимодействии. Четвертый уровень - потребности в уважении, признании со стороны окружающих. Пятый уровень - потребности в самовыражении, потребности в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
Рис. Пирамида Маслоу. |
Анализ потребностей, представленных в виде пирамиды Маслоу, позволяет сделать ряд важных выводов о свойствах потребностей. Потребности объективны, так как порождаются производством, уровнем его развития. Одновременно потребности субъективны, поскольку зависят от желаний конкретных людей. Потребности не только обусловлены производством, но и, в свою очередь активно влияют на него. Потребности взаимосвязаны друг с другом: одна потребность порождает другую. Потребности иерархичны, то есть имеют определенную структуру. Два первых уровня потребностей - базовые потребности. Они легко насыщаются, имеют пределы насыщения. Зная базовые потребности людей, несложно найти стимулы для эффективного труда. Однако быстрая насыщаемость этих потребностей ограничивает возможности стимулирования. Потребности более высоких уровней практически никогда не могут быть полностью удовлетворены. Можно сказать, что они не имеют пределов насыщения, бесконечны. Отсюда - большие и разнообразные возможности для стимулирования. По определению, потребности безграничны, развиваются.
На формирование потребностей оказывают влияние множество факторов:
национальные;
· культурные, религиозные;
· природно-климатические;
· биологическая природа человека;
· уровень развития производства и др.
Во-первых, информация о потребностях позволяет определить выгодную предпринимательскую нишу. Во-вторых, зная структуру потребностей того или иного работника, можно выделить доминирующие потребности и применить эффективную систему мотивации. В-третьих, использовать в разработке маркетинговых стратегий фирмы.
Потребности удовлетворяются за счет благ. Различают хозяйственные (экономические) блага – результат труда, экономической деятельности человека, и свободные блага - то, что человек находит в природе. Доля свободных благ в удовлетворении потребностей в настоящее время невелика. Большую часть своих потребностей человек и общество в целом удовлетворяют за счет экономических благ, которые по определению ограничены. Это означает, что:
· их объем не позволяет удовлетворить потребности всех людей, т. е. они недоступны всем;
· распределение их предполагает тот или иной способ организации (централизованный, уравнительный, рыночный).
Хозяйственные блага, в свою очередь, подразделяются на вещественные блага и услуги. В отличие от вещественных услуги не отделяются от их производителя; они не накапливаются, т. к. процесс создания и потребления услуг совпадают во времени.
Производство экономических благ – это целесообразная деятельность, направленная на удовлетворение их потребностей. Для производства благ требуются ресурсы (труд, земля, капитал). Ресурсы, реально вовлеченные, применяемые в производстве, становятся факторами производства. Земля – общее название всех ресурсов, данных природой. Труд – совокупность способностей людей, участвующих в производстве. Следует выделять предпринимательский ресурс. Он редок и играет особую роль: объединяет в процессе производства, находит рациональные способы соединения факторов производства. Капитал – это средства производства, произведенные и используемые человеком для производства других товаров. Деньги не являются ресурсом, т.к. непосредственно из денег не производят никаких благ. Чтобы производство было эффективным ресурсы должны соответствовать друг другу. Собственники ресурсов вступают друг с другом в отношения по поводу присвоения условий и результатов производства. Вследствие этого каждый ресурс приносит своему собственнику доход, земля – ренту; труд – заработную плату; капитал – процент.
Роль тех или иных факторов производства в разные эпохи неодинакова. В современной “новой экономике” на первое место выходит информация (информация → знания → технология → продукт). В связи с этим важны быстрота и качество принимаемых решений, в том числе, экономических.
Все ресурсы обладают одним общим свойством: они либо редки, либо ограничены. Отсюда условием успешного устойчивого функционирования любой экономической системы является эффективный экономический выбор, предполагающий наиболее рациональное использование ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения реальных потребностей общества.
Таким образом, можно определить исходную экономическую аксиому: “Ресурсы ограничены – потребности бесконечны”. Следует заметить, что с развитием общества разрыв между потребностями и ресурсами увеличивается. Это обусловлено, с одной стороны, истощением природных ресурсов, а с другой, тем, что возрастающие потребности требуют новых ресурсов.
Ограниченность ресурсов обусловливает необходимость эффективного, полного использования ресурсов общества (максимум результата выгоды на единицу используемых ресурсов). Ограниченность ресурсов порождает проблему выбора, которая сводится к решению трех основных экономических вопросов общества:
· что производить (какие товары и услуги);
· как производить (с использованием каких технологий; какими ресурсами);
· для кого производить (для каких потребителей).
Повышению эффективности (результативности) экономики способствует множество факторов, среди них ‑ общественное разделение труда как обособление отдельных видов трудовой деятельности. Постоянное разделение труда порождает специализацию. Всякий специализированный труд требует согласованных действий (кооперации труда) и предполагает обмен результатами труда с целью удовлетворения потребностей.
Согласованность в масштабах общества достигается двумя способами: через субординацию или координацию. Субординация основана на подчинении, приказе, неэкономическом принуждении. Координация ‑ свободный выбор, черезвзаимное согласие предлагает использование экономических стимулов.