Ручной труд, его классификация, методика руководства в разных возрастных группах

 

Ручной труд (вводится со старшей группы) развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за неё, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям. Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи, применяя для этого то одни, то другие инструменты, способы соединения частей.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Так, чтобы смастерить забавного сказочного человечка из природного материала, ребёнок подбирает крупный жёлудь для туловища, чашечку от него для юбочки или шапочки, раскалывает жёлудь пополам, чтобы сделать ботинки, и т.д. Дошкольники с интересом приглядываются к природному материалу, чтобы выбрать форму, соответствующую задуманному предмету: из семян клёна делают крылышки стрекозы, из шишки – лесовика и пр. В процессе работы они знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Изготовление задуманных предметов всегда сопряжено с приложением сил. Ребёнку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид. Всё это оказывает огромное воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.

Классификация и методика руководства в разных возрастных группах

1. Изготовление игрушек из различных материалов: дети приобретают много новых знаний и умений, они задумываются над устройством различных предметов, заполняют свой досуг разумным содержанием как в дет.саду, так и дома. Сначала дети наблюдают за тем, как воспитатель из материалов делает игрушки, сами пытаются сначала помочь воспитателю, а потом уже самостоятельно смастерить какую-нибудь незамысловатую игрушку.

В старшей и подготовительной к школе группах необходимо иметь ножницы, маленькое шило с короткой колющей частью, кисточки для клея, клей канцелярский, синтетический, а также кусочки столярного клея, который воспитатель готовит по мере необходимости. Дети 4-5 лет могут сделать самые простые игрушки. Для того чтобы они успешно справились с поставленной задачей, надо дать им заготовленные части, которые можно легко соединить. Коллективной формой работы, которая рекомендуется для старшей и подготовительной к школе групп, является изготовление макетов. С детьми старшей и подготовительной групп готовят оборудование и атрибуты для игр-драматизаций. Они могут сделать шапочки для козлят и волка, а потом поиграть в игру «Волк и семеро козлят». Дети старшей и подготовительной групп могут изготовить для младшей группы лото.

2. Работа с деревом: детей 7-ого года жизни следует приучать пользоваться молотком, пилой, клещами, плоскогубцами. Воспитание этих навыков возможно в практической деятельности по изготовлению каких-либо полезных предметов. Работа по дереву привлекает детей своей новизной, использованием разнообразных инструментов. Особенно она важна в воспитании мальчиков, которым на 6-ом, а тем более на 7-ом году жизни необходима такая деятельность, в которой они могли бы приложить физические усилия, достигнуть известной сноровки в работе с настоящими инструментами, в обработке дерева, превращая его из простой доски или чурбака в разные вещи. Здесь проявляются смекалка, находчивость, инициатива, поиски путей реализации замысла, взаимопомощь, стремление сделать игрушку прочной, красивой, что особенно ценно в подготовке детей к школе. В работе по дереву особенно важно соблюдение основных дидактических принципов: следует идти от простого к сложному, соблюдать последовательность усложнения в подборе конструкций.

Необходимо обеспечить повторность действий при выполнении новых поделок, но с использованием тех умений, которые требовались в изготовлении ранее выполненных конструкций. Работу с деревом целесообразно организовывать не со всей группой.

При фронтальной организации создаётся большой шум, воспитателю трудно руководить одновременно работой большой группы, он не имеет возможности уделить внимание каждому ребёнку, оказать конкретную помощь. Наиболее целесообразно при этом виде работы разделять группу на 2-3 подгруппы по 7-8 человек. Важно, чтобы дети договорились, кто с кем будет работать. Т.к. работа с деревом часто требует взаимопомощи, наиболее удобно организовать труд детей парами. У детей старшей и подготовительной к школе групп развивается умение ставить перед собой цель и элементарно планировать процесс работы, рационально использовать материал, применять целесообразные приёмы работы. У детей 7-ого года жизни развивается относительная ловкость, точность и быстрота действий, точность глазомера, умение приспосабливать материал, самостоятельно находить выход из затруднительного положения.


 


Планирование и учет воспитательно-образовательной работы в детском саду

 

Планирование воспитательно-образовательной работы в детском саду осуществляется в двух обязательных формах, взаимно дополняющих друг друга: а) в годовом плане детского сада, б) в календарном (на 6—12 дней) плане работы воспитателя.

В годовом плане работы дошкольного учреждения планируется работа с детьми, административно-хозяйственная деятельность, работа с кадрами и др.

В годовом плане может быть предусмотрено обобщение имеющегося в данном учреждении опыта по тому или иному разделу воспитания и обучения.

В связи с намеченными в плане задачами воспитательно-образовательной работы планируются и другие разделы деятельности дошкольного учреждения: намечаются содержание и формы методической работы с воспитателями, тематика педагогических советов, консультаций, пополнение оборудования и др., определяется содержание работы с родителями.

Годовой план разрабатывается заведующим дошкольным учреждением совместно с методистом и врачом и утверждается педагогическим советом и общим собранием сотрудников учреждения.

Задачи, намеченные в нем, находят свое отражение в конкретных планах работы воспитателей.

Календарный план составляется на 6—12 дней. В нем находят отражение и конкретизацию общие требования «Программы воспитания в детском саду», задачи, определенные в годовом плане дошкольного учреждения. На утро (до завтрака) планируется гигиеническая гимнастика (каждый комплекс на 10—12 дней), формирование у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, а также проведение индивидуальных занятий с дошкольниками (по развитию речи, математических представлений и др.); разучивание новых или вариантов уже известных дидактических игр, руководство трудом в уголке природы (показ новых приемов ухода за животными и растениями); организация работы дежурных, короткие беседы с родителями.

Планирование неразрывно связано с систематическим учетом воспитательно-образовательной работы. Учет дает основание для последующего планирования, помогает воспитателю отбирать наиболее эффективные способы воздействия на детей, формы организации их деятельности, подводит к обобщению своего опыта.

Педагог ведет учет своей работы по осуществлению календарного плана, дает анализ и оценку проведенного, сопоставляет осуществленное с задуманным, определяет причины неудачи или особого успеха, степень усвоения программного материала детьми (например: «Задание на определение количественного состава числа 5 из единиц выполнено всеми детьми, за исключением Миши и Тани»), оценивает использованные формы, методы и приемы работы с точки зрения их эффективности, результативности, соответствия особенностям дошкольников данного возраста. Целесообразно отметить развитие отдельных детей, особенности их поведения, проявлений на занятиях, в играх, в повседневной деятельности. Особое значение при этом имеет оценка степени активности детей, ее характера и направленности.

Анализ взаимоотношений дошкольников, проявлений тех или иных черт их характера дает возможность воспитателю более целенаправленно осуществлять воспитательную работу по формированию личности ребенка.

Особое место следует отвести анализу детских игр. Нужно вести систематические записи, в которых отмечаются степень и характер самоорганизации детей, содержание игры, наличие устойчивых объединений детей в игре, то новое, что появляется в ней, характер и эффективность вмешательства воспитателя в игры детей и т. д.

В годовой отчет детского сада включается раздел о состоянии и итогах воспитательно-образовательной работы с детьми.

В нем подвергаются анализу выполнение задач, поставленных в годовом плане, реализация требований «Программы воспитания в детском саду». Выводы по отчету кладутся в основу разработки нового годового плана (по разделу воспитательно-образовательной работы).

Правильное планирование воспитательной работы с дошкольниками достигается при соблюдении ряда условий. Одним из решающих условий является хорошее знание воспитателем требований «Программы воспитания в детском саду» не только к задачам и содержанию работы с данной возрастной группой, но и смежных групп. Это позволит объективно оценивать продвижение детей, правильно определять конкретные задачи и содержание работы с ними. Последовательная оценка соответствия знаний, навыков и умений, которыми овладевают дети, требованиям программы позволяет точнее определить дальнейшее направление и очередные перспективы воспитательной деятельности, спланировать ее конкретное содержание.

Важное значение имеет глубокое знание методики работы с детьми по отдельным разделам программы.

Осведомленность педагога в текущих событиях и явлениях трудовой и общественной жизни помогает ему связать воспитание и обучение детей с современностью.

Планирование многих разделов (ознакомление с природой, труд и др.) требует знания природного окружения детского сада, особенностей сезонных изменений в природе, характерных для данной местности, интересов детей группы, их индивидуальных особенностей, условий семейного воспитания.

План следует составлять при обязательном участии обоих воспитателей, а не по очереди, как это иногда случается на практике. Совместное планирование обеспечивает согласованность их работы, выработку единого подхода и требований к детям, что значительно облегчает педагогическую работу, повышает ее качество.

Перед тем как составлять план на очередной отрезок времени, воспитателям следует просмотреть и обсудить работу за предыдущий период: что и в какой степени удалось выполнить из намеченного, как усвоили дети предлагаемое содержание, во что и как они играли, какие методы и приемы воздействия оказались наиболее удачными. Такое обсуждение поможет уточнить содержание и методы дальнейшей работы, определить необходимое повторение и усложнение материала. Следует обсудить достижения в развитии и воспитании отдельных детей, особенно тех, кто вызывает у воспитателей беспокойство; наметить и определить индивидуальный подход, в котором они нуждаются.

Планирование следует начинать с определения перечня занятий на неделю и разработки их программного содержания. Во многих детских учреждениях разработана сетка занятий по различным разделам обучения в каждой возрастной группе, в которой указаны дни их проведения. Это помогает рационально использовать имеющееся оборудование, дополнительные помещения (физкультурный и музыкальный зал). При определении количества занятий учитывается и примерный их перечень, данный в «Программе воспитания в детском саду».

Далее целесообразно перейти к планированию утреннего времени, а затем и содержания дневной прогулки. Именно на эти периоды воспитатель может запланировать подготовительную работу, которая требуется для некоторых занятий.

В заключение планируется работа в вечернее время.

Работа в группах раннего возраста организуется на основе перспективного планирования. Перспективный план в первой группе раннего возраста составляется на месяц, во второй — на 2—3 месяца (здесь он дополняется подневным планом).

Составлению перспективного плана работы предшествует медико-педагогическое совещание (в нем участвуют врач, заведующий, педагог-методист, воспитательницы), на котором детально обсуждаются состояние здоровья каждого ребенка, показатели его физического и нервно-психического развития. Особое внимание при этом уделяется детям с временной задержкой развития. На основе такого анализа на совещании разрабатываются основные задачи и направления работы с каждой группой (а на первом году жизни — и для подгрупп детей, для индивидуальной работы), которые затем конкретизируются в перспективном плане.

В подневном плане отражается также конкретное содержание работы с родителями.

Основой учета работы в группах раннего возраста являются нормативы физического и нервно-психического развития детей. На каждого ребенка заводится дневник. В нем отмечается состояние здоровья за каждый день: температура тела, состояние слизистой зева, кожи и т. п. Заносятся проявления ребенка в течение дня, его реакции во время режимных процессов, занятий, а также продолжительность сна и прогулки.

Отдельно ведется учет проведения занятий. Во второй группе раннего возраста это делается в особой графе плана.

Воспитательница дает оценку выполнения цели занятий, реакций и поведения детей, своих методических приемов.

Кроме этих видов учета ведется особая карточка развития ребенка, куда ежемесячно для детей первого года и раз в три месяца для детей второго года жизни вносятся показатели физического и нервно-психического развития. Карта ведется врачом совместно с воспитательницей.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: