Сроки предъявления и рассмотрения претензий

Претензии к перевозчику предъявляются в сроки, установленные ст. 123 УЖТ.

Претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение шести месяцев, а претензии в отношении штрафов и пеней — в течение сорока пяти дней.

Указанные сроки предъявления претензий исчисляются в отношении:

– возмещения за повреждение (порчу) либо недостачу груза со дня выдачи груза. Транспортное законодательство различает дату оформления выдачи (раскредитование перевозочных документов) и дату фактической выдачи груза. Первая удостоверяется наложением календарного штемпеля станции на оборотной стороне накладной; сама накладная выдается грузополучателю (получателю), а последний в подтверждение ее получения расписывается в дорожной ведомости.

Срок на предъявление претензии исчисляется с даты фактической выдачи груза. Этой датой считается дата его вывоза со станции при выгрузке средствами перевозчика или дата подачи вагона под выгрузку средствами грузополучателя в местах общего и необщего пользования. О дате выдачи перевозчик делает отметку в графе 4 оборотной стороны накладной.

При выдаче груза по частям, если весь груз перевозился по одной накладной, таким временем считается дата выдачи последней части груза. По частям в течение нескольких дней груз может вывозитьсясо станции назначения. И в данном случае дата фактической выдачи груза определяется днем вывоза его последней части согласноотметке в железнодорожной накладной.

Дата составления коммерческого акта не влияет на определение момента, с которого исчисляется срок на предъявление претензии;

– возмещения за утрату груза по истечении тридцати дней со дня окончания срока его доставки. В случае, если груз прибыл по истечении указанных сроков, грузополучатель может получить его при условии возврата перевозчику суммы, полученной в соответствии сост. 96 УЖТ. В случае, если грузополучатель отказался от принятия этого груза или не представил решение о судьбе груза в течение четырех суток со дня уведомления грузополучателя о прибытии груза на железнодорожную станцию, перевозчик имеет право реализовать груз;

– возмещения за утрату груза в процессе его перевозки в прямом смешанном сообщении по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки;

– возмещения за просрочку доставки груза со дня выдачи груза;

– возврата платы за пользование вагонами, контейнерами, штрафа за задержку вагонов, контейнеров со дня получения заявителем претензии копии инкассового поручения (счета) перевозчика о начислении такой платы, штрафа;

– возврата штрафа за невыполнение принятой заявки по истечении пяти дней с момента взыскания штрафа;

– возврата штрафа за использование перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам либо арендованных ими без согласия их владельцев, по истечении срока доставки таких вагонов, контейнеров после выгрузки грузов или возврата их в пункт приписки;

– иных возникших в связи с осуществлением перевозки случаев со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления претензии.

Течение срока на предъявление претензии начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало (ст. 191 ГК).

Если последний день срока приходится на нерабочий день, дне окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК).

Перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных ст. 123 УЖТ сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

При рассмотрении претензии в отношении утраты вагонов, контейнеров, принадлежащих грузополучателям, грузоотправителям, другим физическим и юридическим лицам, перевозчик проводит расследование случаев утраты и розыск вагонов, контейнеров. При этом перевозчик по требованию грузоотправителя, грузополучателя, других физических и юридических лиц обязан предоставить им соответствующие вагоны, контейнеры во временное бесплатное пользование и в случае невозвращения владельцам утраченных вагонов, контейнеров по истечении трех месяцев передать предоставленные во временное бесплатное пользование вагоны, контейнеры в собственность грузоотправителей, грузополучателей, других юридических и физических лиц.

В соответствии со ст. 96 УЖТ при рассмотрении претензий за утрату или недостачу груза, сданного к перевозке без объявления ценности, возмещение ущерба определяется в размере стоимости утраченного или недостающего груза, в случае повреждения (порчи) груза — в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза, или в размере его стоимости при невозможности восстановить поврежденный груз.

Наряду с возмещением ущерба перевозчик возвращает грузоотправителю, грузополучателю взысканную плату за перевозку груза и иные взысканные перевозчиком платежи пропорционально количеству утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если данная плата не входит в стоимость такого груза.

Если груз сдан к перевозке с объявлением ценности, то в случае его утраты перевозчик возмещает ущерб в размере объявленной стоимости, а в случае недостачи, повреждения (порчи) груза — в размере доли объявленной стоимости груза, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза.

В случае, если перевозчик докажет, что объявленная ценность превышает действительную стоимость, перевозчик возмещает грузоотправителю, грузополучателю ущерб в размере действительной стоимости груза.

В случае предъявления к перевозчику нескольких претензий по одной отправке разными заявителями размер возмещения ущерба перевозчиком не должен превышать требований, определенных статьями 96, 97 и др. УЖТ.

Перевозчик в соответствии со ст. 124 УЖТ обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение тридцати дней со дня получения претензии.

При частичном удовлетворении или отклонении перевозчиком претензии заявителя в уведомлении перевозчика должно быть указано основание принятого решения со ссылкой на соответствующую статью УЖТ. В таком случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю. Уведомление перевозчика подписывается уполномоченным им лицом.

В уведомлении о признании претензии полностью или частично перевозчик должен указать, в какой сумме удовлетворена претензия. Так, если при рассмотрении претензии будет установлено, что страховая компания частично возместила ущерб от несохранной перевозки заявителю претензии, то перевозчик возмещает ущерб с учетом суммы, полученной заявителем от страховщика. Об этом указывается в уведомлении. При удовлетворении претензии в полной сумме документы, представленные заявителем, не возвращаются, а остаются у перевозчика.

Если перевозчик отказывается удовлетворить претензию либо ответ перевозчика на претензию не получен в течение 30 дней с момента ее получения, заявитель имеет право обратиться с иском в судебные или арбитражные органы.

Нарушение порядка предъявления претензии предоставляет перевозчику право не рассматривать ее по существу и возвратить приложенные к ней документы заявителю в случаях, когда:

а) к претензии не приложены документы, подтверждающие право на предъявление данной претензии (ст. 120 УЖТ);

б) претензия предъявлена лицом, не обладающим правом на ее предъявление;

в) претензия заявлена к ненадлежащему перевозчику. Особенно часто это встречается при предъявлении претензий, вытекающих из перевозки грузов в прямом смешанном сообщении (ст. 122 УЖТ);

г) претензионные требования объединены в одной претензии с нарушением установленных правил;

д) претензия подписана неправомочным лицом организации заявителя.

Когда перевозчик не рассматривает претензию по существу, он обязан возвратить ее заявителю не позже 30-дневного срока со дня получения. В этих случаях заявитель, устранив недостатки, вправе вновь обратиться с претензией к перевозчику в пределах сроков, установленных ст. 123 УЖТ.

Дата получения претензии подтверждается календарным почтовым штемпелем на конверте (при пересылке по почте) или распиской получателя (при сдаче непосредственно в офис перевозчика).

В случае преждевременного предъявления претензии, т.е. ранее сроков, указанных в ст. 123 УЖТ, перевозчик вправе вернуть ее заявителю.

Когда претензия предъявлена повторно, срок рассмотрения исчисляется с момента повторного, а не первоначального поступления. В этом случае перевозчик также не должен ссылаться на пропуск заявителем сроков на предъявление претензии.

Если груз, грузобагаж переадресованы либо выданы другому получателю по заявлению грузоотправителя или первоначального грузополучателя, т.е. указанного в качестве такового в перевозочных документах, — претензия заявителя отклоняется. В письменном уведомлении перевозчик сообщает заявителю, где, когда и какому новому грузополучателю выданы груз, грузобагаж.

Независимо от того, верно или неверно заявлена претензия по порядку и срокам, перевозчику следует обязательно ответить на нее.

При молчании в 30-дневный срок претензия считается принятой к рассмотрению.

Признав претензию полностью, перевозчик посылает ответное письмо с решением о признании претензии, и в данном случае документы, обосновывающие претензию, остаются у перевозчика.

Иски

Иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа перевозчика на претензию не ранее истечения срока, установленного ст. 124 УЖТ, или, если получен ответ перевозчика на претензию, до истечения такого срока (ст. 125 УЖТ).

Указанные иски предъявляются в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в течение года со дня наступления.

Несоблюдение претензионного порядка разрешения спора, вытекающего из перевозки груза, лишает организацию возможности взыскания с перевозчика ущерба, штрафа. Арбитражный суд в соответствии с п. 2 ст. 148 Арбитражно-процессуального кодекса оставляет иск без рассмотрения, если истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора с перевозчиком.

Поскольку иск по существу не рассматривался, истец может предъявить претензию к перевозчику и в случае отказа в ее удовлетворении вновь обратиться в арбитражный суд с иском (п. 3 ст. 149 АПК). Естественно, что вторичное обращение в суд возможно при предоставлении доказательств соблюдения претензионного порядка.

Под несоблюдением претензионного порядка понимается не только непредъявление претензии, но и нарушение порядка ее предъявления, которое предоставляет перевозчику право не рассматривать претензию по существу. Однако истец может не согласиться с отказом перевозчика рассмотреть претензию по существу по мотиву нарушения претензионного порядка. В этом случае при предъявлении иска он вправе оспаривать правомерность отказа в рассмотрении претензии. При наличии таких обстоятельств арбитражный суд обязан возникшие разногласия между сторонами разрешить в судебном заседании. При признании соблюдения претензионного порядка арбитражный суд рассматривает исковые требования по существу, в противном случае — оставляет иск без рассмотрения.

Чтобы не предъявлять иск преждевременно, необходимо правильно исчислять срок на рассмотрение претензии, который исчисляется с момента ее получения перевозчиком. Поэтому, если претензия была отправлена почтой, нужно ко времени, установленному для рассмотрения, прибавить время на доставку почтового отправления.

Иски к перевозчику, вытекающие из перевозки, могут быть предъявлены в течение одного года со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии. Таким образом, исчисление начального момента течения срока исковой давности совпадает с начальным моментом исчисления претензионного срока.

При рассмотрении претензии в установленный срок или ранее этого срока с иском к перевозчику можно обратиться сразу же после получения письменного уведомления. В случае отсутствия ответа перевозчика в течение 30 дней со дня получения им претензии с иском можно обратиться по истечении установленного срока на ответ.

Иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в суд, арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков (ст. 126 УЖТ).

Указанный срок исчисляется в отношении:

– взыскания штрафа за невыполнение заявки — по окончании пяти дней после уведомления грузоотправителя о размере такого штрафа;

– иных случаев — со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления исков.

Ст. 797 (п. 3) ГК установила сокращенный срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, — один год.

Этот срок является одинаковым как в случае предъявления иска перевозчиком, так и в случае предъявления иска к нему.

ГК и УЖТ не предусматривают обязанность перевозчика до предъявления иска предъявлять претензию. Поэтому перевозчик вправе обратиться с иском к отправителю, получателю груза, грузобагажа, багажа, к пассажиру, не предъявляя к ним претензий.

Однако обязанность предъявить претензию у перевозчика возникает, если она предусмотрена договором, заключенным с грузоотправителем, в частности договором об организации перевозок (ст. 798 ГК, ст. 10 УЖТ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: