А) «Важная моральная проблема, лежащая вне самой науки, но необходимо предшествующая научному исследованию, касается выбора объекта исследования: всюду ли допустимо искать истину?» (Александров А.Д. Истина как моральная ценность// Наука и ценность. Новосибирск, 1897, с.35).
Имеет ли право наука вторгаться во все области действительности, исследовать интимный мир человека, подсознание и т.п.? Есть ли какие-то нравственные границы, определяющие пределы вторжения человеческого познания? Или науке все дозволено?
Ответ: ____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) По свидетельству ряда авторов, Леонардо да Винчи скрыл от своих современников идею создания подводной лодки – одно из самых важных своих изобретений, опасаясь, что оно попадет в руки политиков и военных. Поэтому он в своем дневнике эту идею изложил тайнописью.
|
|
Почему Леонардо не просто скрыл свою идею, не выбросил ее, а записал для потомков?
Возвысилась ли мораль вместе с научно – техническим прогрессом или упала?
В какой степени моральны или аморальны ученые, разрабатывающие или совершенствующие новые виды оружия?
Ответ: 1) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) ________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) ________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В) «Экология духа – вот что сегодня наряду с экологией природы и культуры особенно важно… Ведь многие наши проблемы, в том числе и экологические, прямой результат экологической безнравственности». Как Вы относитесь к такому суждению?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Выводы: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
смоленское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Десногорский энергетический колледж»
кабинет № 407 студента группы № ________
________________________________
Ф.И.О. (обучающегося)
«» _____________ 20____ г.
Отчёт по практической работе № 7
Тема: «Философия и культура»
Цель:
- систематизировать полученные знания;
- формирование умения и готовности использовать имеющиеся знания в дальнейшей профессиональной и повседневной деятельности.
Предварительная работа: самостоятельно изучить материал по теме «Философия и культура» (учебник: Канке В.А. Основы философии. – М.: Логос,2003 § 6 пункт 6.1), работа с понятийным аппаратом.
Порядок выполнения работы:
1. Пройти минитестирование.
2. Проблемное задание.
3. Контрольные вопросы.
Ход работы:
Тест.
1. Слово "культура" в переводе с ………. языка означает "возделывание", "обработка земли" [а) английского; б) греческого; в) латинского; г) французского]
2. Ценность различных культур связана с тем, что … а) культура каждого народа уникальна и неповторима; б) каждая культура изолирована от других; в) любая культура управляется божественным установлением; г) культура каждого народа обладает абсолютным характером
3. Культура ХХ – начала XXI вв. характеризуется как ………. культура [а) постмодернистская; б) позитивистская; в) традиционная; г) маргинальная]
4. Кризис современной культуры прежде всего связан с... а) различием национальных культур; б) изменениями в сфере коммуникации; в) отставанием в экономическом развитии некоторых стран; г) угрозой третьей мировой войны
5. Противопоставление культуры и цивилизации характерно для... а) философии Средних веков; б) неклассической философии XIX-XX вв.; в) философии эпохи Возрождения; г) философии Античности
6. Современный этап в развитии культуры характеризуется... а) отсутствием опоры на традиции; б) созданием глобальной коммуникационной сети; в) медленными темпами смены систем ценностей; г) расцветом локальных культур
7. Концепция, в которой подчеркивается самобытность и уникальность различных культур и критически оценивается возможность мировой культуры, называется "культурный ………." [а) универсализм; б) агностицизм; в) прагматизм; г) релятивизм]
8. Концепция, в основе которой лежит идея создания мировой, универсальной культуры, называется "культурный ………." [а) универсализм; б) агностицизм; в) прагматизм; г) релятивизм]
9. Культура, которая предлагает человеку набор стереотипных моделей поведения и ценностных предпочтений, называется... а) маргинальной; б) массовой; в) элитарной; г) общечеловеческой
10. Индивиды, не включенные полностью ни в одну культурную систему, представляют ………. культуру [а) маргинальную; б) массовую; в) национальную; г) элитарную]
11. В регулировании поведения человека мораль опирается на... а) открытия в науке и технике; б) властное принуждение государственных органов; в) официально принятые письменные нормы и законы; г) общественное мнение и устоявшиеся обычаи и традиции
|
|
12. Положительная значимость чего-либо для человека и общества называется... а) ценностью; б) законом; в) достоинством; г) стоимостью
13. Способность человека к нравственному самоопределению, к осуществлению нравственного самоконтроля, называется... а) рефлексией; б) совестью; в) пользой; г) самооценкой
14. Неотъемлемым элементом развития человеческого общества, по мнению К. Маркса, является … а) насилие; б) любовь к ближнему; в) религиозное чувство; г) правовой нигилизм
Проблемное задание.
Какие из перечисленных явлений относятся к культуре: орудия труда, религия, атомная бомба, государство, охотничье ружьё, книга, деньги, алкоголь, шаманство? Аргументируйте свой ответ.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Контрольные вопросы:
1. Какова взаимосвязь материальной и духовной культуры?
2. Как связано в культуре национальное и общечеловеческое?
3. Что представляет собой массовая культура? Кем и для кого она создана?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|