Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.
Цель работы социального педагога образовательного учреждения:
- Охрана и защита прав ребенка;
- Оказание комплексной помощи в саморазвитии, самореализации и включение в социально значимую деятельность;
- Подготовка к самостоятельной жизни;
- Формирование у детей способности к ответственным решениям;
- Развитие умения общаться и сотрудничать;
- Поддержка учащихся, имеющих проблемы в социализации.
Задачи деятельности социального педагога:
- Оказывать социально-педагогическую поддержку детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации.
- Выявлять ведущие проблемы и ценностные ориентации детей.
- Способствовать созданию благоприятного микроклимата в классном коллективе.
- Способствовать успешной социализации опекаемых детей и детей с ограниченными возможностями.
|
|
- Развивать интерес у ребенка к самообразованию, самовоспитанию, самореализации, развитию личностных и интеллектуальных ресурсов.
- Повышать правовую грамотность учащихся; учить решать жизненно важные задачи, включать учащихся в социально- значимую деятельность.
- Способствовать формированию потребности в ведении здорового образа жизни.
- Оказывать консультативную помощь родителям и повышать их педагогическую компетентность в вопросах воспитания и решении социально - педагогических проблем ребенка.
- Вести профилактику правонарушений, социальную защиту семьи и детства
Как отмечает Г.Н. Штинова, к числу наиболее общепризнанных, выделяемых большинством исследователей и руководителей сферы социальной педагогики, можно отнести следующие функции:
1) Диагностическая:
– постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения;
- выявление позитивных и негативных влияний на ребенка, подростка, а также различного рода проблем;
- установление причин отклоняющегося поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия в семье;
- содействие выявлению одаренных детей, а также детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками.
2) Воспитательная, или образовательно-воспитательная:
- обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и молодежи, а также семьи с привлечением всех воспитательных средств и возможностей социума;
- осуществление социально-педагогического сопровождения образовательного и воспитательного процесса ребенка, имеющего проблемы;
|
|
- осуществление патронажа неблагополучных семей и семей группы риска, проведение работы с родственниками детей, опекунами, будущими усыновителями; осуществление консультационных, информационных, образовательных услуг по обеспечению семьи и детей информацией по вопросам социальной защиты;
- педагогическое просвещение родителей и детей;
- обучение их социальным знаниям и умениям, проведение профориентационной работы;
- формирование педагогической культуры родителей.
3) Организационная:
– организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социальной помощи и поддержки, воспитания и развития, реализации планов, проектов и программ;
- включение учащихся в различные виды общественно-полезной деятельности с учетом психолого-педагогических требований;
- влияние на разумную организацию досуга детей.
4) Прогностическая:
– программирование и прогнозирование на основе анализа социально-педагогической ситуации процесса воспитания и развития личности;
- проектирование личности ребенка, определение перспектив процесса саморазвития и самовоспитания личности;
- разработка программ, проектов, планов развития учреждения, его структур;
- экспертиза документов и материалов;
5) Профилактическая или предупредительно-профилактическая:
- организация системыпрофилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения детей и подростков;
- приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений;
- осуществление правового просвещения несовершеннолетних и молодежи;
- влияние на формирование нравственно-правовой устойчивости;
- организация системы мер социального оздоровления семьи, своевременное оказание социально-правовой и другой помощи семьям и детям социальных групп риска.
6) Коррекционно - реабилитационная или социально-терапевтическая:
- осуществление социотерапевтической помощи нуждающимся, коррекция асоциального поведения детей и подростков, стилей семейного воспитания, межличностных отношений:
- усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды;
- помощь ребенку в адаптации и социальной реабилитации.
7) Организационно-коммуникативная:
- способствование включению в процесс социального воспитания школьников, в совместный труд и отдых не только работников школы, но и общественности;
– установление контактов для оказания поддержки и помощи нуждающимся;
- накопление информации о позитивном и негативном воздействии социума на учащихся;
- формирование демократической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в их личных взаимоотношениях и отношениях с взрослыми.
8) Правозащитная функция или охранно-защитная:
– использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки детям и молодежи, членам их семей, для защиты их имущественных и гражданских прав,
- представление интересов несовершеннолетних в органах милиции и суде;
- содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные действия на подопечных социального педагога;
- взаимодействие с органами социальной защиты.
9) Исследовательская или организационно-методическая:
- проведение аналитической работы с нормативными и др. документами;
- разработка программ, методик, технологий деятельности;
|
|
- подготовка методических материалов;
- осуществление обмена опытом специалистов, участие в конференциях, семинарах и др.;
- организация научно-практических исследований по проблемам профессиональной деятельности.
Таким образом, профессиональной деятельности социального педагога, может быть различной, но функции его должны быть выстроены, прежде всего, с учетом трех основных сфер жизнедеятельности ребенка: его семья, его школа и его микросоциальное окружение.