Тема: Декоративное блюдо

 

Практическое задание №6 Роспись декоративного блюда (продолжение работы)

Расписать 1 изделие

Обожженное белое глазурованное блюдо обезжиривают содой, уксусом или спиртом, можно использовать стеклоочиститель. Затем протереть ветошью, смоченной скипидаром, дать просохнуть и нанести контурный рисунок. Далее работаем надглазурными красками. Техника росписи напоминает работу акварелью. Следует учесть, что каждый мазок будет виден после обжига, поэтому не следует делать беспорядочных мазков.

 

Методические рекомендации:

Надглазурная живопись. Надглазурная роспись осуществляется как ручным способом, так и в соединении с механическим, при использовании керамических красок, а также золота и люстровых красок.

При надглазурной росписи краски наносят на глазурованную поверхность изделия кистью (или пером), потом его подвергают муфельному обжигу, в процессе которого краски сплавляются с глазурью и крепко закрепляются на глазурованной поверхности изделия.

В сравнении с подглазурной росписью надглазурная после обжига характеризуется четкостью, выпуклостью рисунка (в этом можно удостоверится, проведя пальцем по поверхности изделия с нанесенным рисунком), а также большой разнообразностью палитры (оттенков) красок и более интенсивным их звучанием.

Надглазурная роспись керамическими красками имеет более распространенное применение на фарфоре и фаянсе. Этому способствует то обстоятельство, что низкая температура обжига (до900°С) дает возможность использовать многокрасочную палитру красок.

До проведения муфельного (декоративного) обжига на декорируемом изделии можно сделать все необходимые исправления (в случае неудачного нанесения рисунка керамической краской вплоть до снятия живописного слоя с помощью смоченного в растворителе тампона). После завершения декоративного обжига живопись также исправляют, повторив ее в выгоревших местах, усиливая интенсивность звучания, прописав ее еще раз. И в том и в другом случаях изделие необходимо еще раз подвергнуть декоративному обжигу. При надглазурном способе декорирования золочение и серебрение, в редких случаях патинирование, применяют главным образом на фарфоре при создании высокохудожественных, подарочных изделий.

Роспись начинают с нанесения на глазурованную поверхность изделия карандашного рисунка в соответствии с эскизом.

Контур обычно переводят через копировальную бумагу или кальку путем накалывания и со следующей присыпкой порошковидным углем с применением специальных тампонов. При этом поверхность изделия на месте, предназначенном для рисунка, слегка смазывают скипидарным или другим маслом, тогда контур на изделии будет четко просматриваться. При сложном декоре сначала наносят основной контур, по которому затем делают роспись. Дополнительные детали наносят в последнюю очередь прямо краской по обожженной поверхности, потом живописный рисунок закрепляют декоративным обжигом. При выполнении сложной росписи необходимо сделать несколько муфельных обжигов разной температуры плавления красок.

Декор, выполненный золотом, обжигают в самую последнюю очередь. Золотом целесообразно закреплять одновременно с надглазурными красками, которые имеют низкую температуру обжига (кадмиевые, коралловые).

Для того, чтобы керамические краски в процессе росписи, плотно прилипали к глазурованной поверхности изделия и не отслаивались при сушке, их нужно смешивать на палитре со скипидаром и со скипидарной и другим специальным маслом, иначе живописная работа будет затруднена, особенно тогда, когда возникает необходимость вести роспись по еще не обожженном слое краски (то есть будет нужно накладывать один слой на другой). При этом необходимо, чтобы краска всегда была тщательным образом растерта на палитре.

 При надглазурной росписи в особенных случаях, например при нанесении краски на изделие с помощью аэрографа (во избежание забивки его отверстий скипидаром) в виде вязкого состава применяют водяной раствор глицерина, что характерно для подглазурной живописи. Если при подготовке красок смешанной, со скипидаром, уже прибавленные от 1 до 2 капель гвоздичной, лавандовой или маслиновой масел, которые способствуют сохранность на протяжении длительного времени рабочей вязкости красочной смеси, то к  ней скипидара больше добавлять не нужно.

 Надглазурная роспись имеет еще один вид: живопись по сырой глазури. Он применяется в основном при изображении несложных рисунков, которые состоят из пятен, линий при декорировании фаянса и майолики. В этом случае на высушенное глазурованное (не обожженная глазурь) изделие наносят кистевую роспись или декор с использованием пипетки.

Для окрашивания поверхности, покрытой сырой глазурью, применяют вещества красок с добавлением до 10% глазури, которой покрыта поверхность основного керамического материала. Применяют также подглазурные краски с добавлением 5 % глазури.

При нанесении живописного рисунка на материал на его поверхности не следует наносить слишком толстых линий. При живописных работах большое значение имеет, какими кистями работает живописец.

 Для керамической живописи наилучше применять кисти беличьи или колонковые. Они очень эластичны. В зависимости от характера выполняемой работы используют как тонкие, так и большие кисти разной формы.

При выполнении контурных рисунков темной краской или золотом применяют стальные перья, с помощью которых можно выполнять тонкие четкие линии, они выходят плавные и ровные чем линии, нанесенные тонкой кистью. Невзирая на прочность металла, перья быстро тупятся от соприкосновения с поверхностью глазурованного материала, который имеет неровности в виде возвышений и углублений в глазури, а также ломаются от соприкосновения с шершавой поверхностью необожженных изделий.

Литература:

1. Акунова Л.Ф. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий / Л.Ф.Акунова, С.З. Приблуда. – М., 1979

2. Акунова Л.Ф. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий / Л.Ф.Акунова, В.А. Крапивин. – М., 1984.

3. Миклашевский А.И. Технология художественной керамики / А.И. Миклашевский. – Л: Издательство литературы по строительству. 1971.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: