Определяется в пассажиро-километрах (пас/км)

При выборе вида транспорта обычно учитывают себестоимость и ско­рость транспортировки, грузоподъемность и влияние природных условий па его работу.

Себестоимость перевозок по отдельным видам транспорта очень силь­но различается. Грузы дешевле перевозить морем. Но скорость этих перево-

39

зок не высока (25-35 км/ч). Второй по экономичности транспорт – железно­дорожный. Он всего на 30% дороже морского, но примерно в 2 раза быст­рее. Автомобильные перевозки почти в 15 раз дороже морских и в 10 раз железнодорожных. Самый дорогой, но самый быстрый вид транспорта – авиационный. А наиболее дешевый вид пассажирских перевозок – автобуса­ми.

Транспорт оказывает огромное влияние на географию населения и хозяйства.

Развитие хозяйственного комплекса невозможно без транспортных коммуникаций. Величина транспортных затрат в обшей стоимости продук­ции влияет на размещение предприятий (табл. 1). В свою очередь населен­ные пункты тяготеют к транспортным путям ради экономии времени.

Транспортный комплекс – важная составная часть экономики Луган­щины (слайд 8), так как является материальным носителем между района­ми, отраслями, предприятиями. Географическое положение, история засе­ления и формирования хозяйства края способствовали развитию экономии­ческих связей со всеми сопредельными территориями.

Транспортный комплекс Луганщины объединяет такие универсальные виды транспорта, как железнодорожный и автомобильный, выполняющих перевозки как грузов, так и пассажиров, трубопроводный и авиационный (до 2014 г.), а также электротранспорт.

Каждый вид транспорта выполняет определенные функции в рамках транспортной системы Луганского региона, исходя из технико-экономиче­ских, географических, исторических особенностей развития провозной системы грузов и пассажиров.

Таблица 1

Влияние транспорта на размещение отраслей промышленности

Характеристики

Влияние транспорта

Решающее Существенное Незначительное
Доля транспортных расходов 30 - 35 % 10-25% 3 - 5 %
Тяготение к сырью Сильное Ориентация как на сырье, так и на потребителя Слабое, ориентация на потребителя
Отрасли промышленности Черная и цветная металлургия, основная химия Молочная, мясная Точное машиностроение, легкая промышленность

Автомобильный транспорт - важная составляющая транспортной системы Луганщины, которая обеспечивает жизнедеятельность общества в производственной и непроизводственной сфере.

Автомобильный транспорт Луганщины представляет собой наиболее гибкий и массовый вид транспорта для перевозки пассажиров на короткие и средние расстояния. Основная сфера его деятельности - перевозка грузов любой стоимости на небольшие и средние расстояния.

Автомобильные транспортные средства (подвижной состав) классифи-

40

цируются по назначению дорожных регламентации и конструктивным при­знакам (рис. 3)

Рис. 3. Классификация автомобильных транспортных средств

Для характеристики уровня развития транспортной инфраструктуры региона используют такой показатель, как плотность автомобильных дорог с твердым покрытием.

Сеть автомобильных дорог Луганщины равна 26,7 тыс. км (Слайд 9), по этому показателю Луганщина опережает Донетчину (26,5 тыс. км) и Львовскую область (21,8 тыс. км), Из них 954,7 км – государственного, 1211 км – областного, 3470,2 км – местного значения. Протяженность авто­дорог с твердым покрытием составляет 5,8 тыс. км, что почти в 2 раза мень­ше протяженности автодорог Харьковской области (9,4 тыс. км). К основ­ным недостаткам можно отнести качество дорожного покрытия (разруше­ние покрытия, ямы и выбоины на дорогах, загрязнения), недостаточное ко­личество оборудованных стоянок, наличие «диких» съездов и т. п.

По территории Луганщины проходят автомобильные дороги:

■ международного значения: Дебальцево – Ростов-на-Дону (М-04) (566,9 км; часть, европейского маршрута Е40 Калле (Бельгия) – Риддер (Ка­захстан)), Киев – Харьков – п.п. Должанское (М-03) (858,9 км; часть евро­пейского маршрута Е-50 Брест (Франция) – Махачкала (РФ);

■ национального значения: Старобельск – Луганск – Красный Луч – Макеевка – Донецк (Н-21) (206,8 км);

■ регионального значения: Луганск – Лисичанск – Купянск, Луганск – Старобельск – Валуйки, Луганск – Миллерово, Купянск – Сватово – Старо­бельск – Меловое, Купянск – Сватово – Луганск.

Грузооборот автомобильным транспортом по территории Луганщины имеет немаловажное значение (Слайд 10-11). В период с 2008 по 2011 гг. грузооборот увеличился на 315,1 млн. т/км. В 2012 г. наблюдается спад ГРУзооборота на 714,1 млн. т/км. В 2013 г. грузооборот увеличился на 833,7 млн. т/км. Из-за военно-политических событий на Луганщине в 2014 г. ди­намика внешней торговли оказывала сильное влияние на грузооборот. По сравнению с 2013 г. грузооборот уменьшился почти в 2 раза.

Анализируя доступные данные с 1995 по 2015 гг. можно отметить, что в 1996 г. показатель перевезенных пассажиров автомобильным транспортом

41

увеличился на 1294 тыс. пасс, (Слайд 12). В 1997 г. этот показатель сокра­тился в 1,5 раза (на 38445,5 тыс. пасс). Тенденция снижения прослеживается до 2000 г. (на 26417,1 тыс. пасс). Резкий скачок в перевозке пассажиров приходится на 2002 г. По сравнению с 2001 в 2002 гг. он увеличился в 1,5 раза. В 2003 г. наблюдается спад, а в 2004 г. показатель перевезенных ГРУ­зов увеличивается. В период с 2005 по 2008 гг. количество переведенных пассажиров с каждым годом растет. Разница составила 61053,8 тыс. пасс. В 2008 г. прослеживается тенденция повышения перевезенных пассажиров ав­томобильным транспортом на Луганщине. По сравнению с 2008 г. в 2009 г. показатель перевезенных пассажиров снизился на 71026,1 тыс. пасс.

Значительное снижение наблюдается и в период с 2009 по 2010 гг. – показатели перевезенных пассажиров уменьшились почти в 1,5 раза. Это повлияло и на пассажирооборот. В период с 2012 по 2013 гг. показатели пе­ревезенных пассажиров практически не менялись – их разница составляет всего 143,6 тыс. пасс. Но, в пассажирообороте показатель 2013 г. увеличил­ся на 135 млн. пасс/км по сравнению с 2012 г.

В связи с военным конфликтом на Луганщине, большая часть автомо­бильных дорог была в критическом состоянии, около 6 мостов были разру­шены, что повлекло за собой снижение пассажирских перевозок в 2013-2014 гг. Перевозка пассажиров снизилась на 2,7 раза – с 121809,5 до 44293,2 тыс. пасс. Разница в пассажирообороте за 2013-2014 гг. составляет 1157,6 млн. пасс/км.

Кроме перевозки грузов и пассажиров, автомобильный транспорт (Слайд 13) выполняет много второстепенных функций: обеспечивает рабо­ту скорой медицинской помощи, пожарной охраны, органов общественного правопорядка, и т. п. Автотранспорт играет важную роль в обслуживании АПК и доставке грузов и пассажиров в труднодоступные районы. В пере­возках грузов важность приобретает специальный автомобильный транс­порт – контейнерный, рефрижераторный и другие.

Железнодорожный транспорт – вид транспорта, выполняющий пе­ревозки пассажиров и грузов по рельсовым путям в вагонах с помощью ло­комотивной или моторвагонной тяги (Слайд 14).

Это основной вид магистрального транспорта, обеспечивающий связи между регионами, связи административного центра Луганщины с ее окраи­нами. Он особенно важен для дальних перевозок тяжелых грузов – метал­лов, угля, древесины, зерна, строительных материалов и др. По величине грузооборота железные дороги занимают второе место, хотя объем железно­дорожных перевозок за 1990-е годы упал почти наполовину.

Железнодорожный транспорт Луганщины представлен Луганской ди­рекцией железнодорожных перевозок Донецкой железной дороги.

Луганщина имеет одну из самых густых сетей железных дорог по сравнению с другими регионами Украины. По официальным данным Гос­комстата плотность железных дорог общего пользования на 2013 г. Луган­щины составила 41 км на 1000 км2, это больше чем в среднем по Украине. Площадь железных дорог равна 26,7 тыс. км, по этому показателю Луган­щина опережает почти в 2 раза Ивано-Франковскую и Львовскую области. Общая протяжённость железных дорог – 1092 км (Слайд 9), что составляет

42

5% от общей протяжённости железных дорог Украины.

Развернутая длинна путей – 2009 км. Общая длина подъездных путей предприятий и организаций – 2320 км. По эксплуатационной длине желез­ных дорог Луганский край занимает 6 место в Украине, наличию дорог с твердым покрытием – 16 место.

Значение железнодорожного комплекса для социально-экономическо­го развития Луганщины определяется, прежде всего, его технико-экономи­ческими возможностями. Железнодорожный транспорт по данным Госком­стата за 2014 г. Луганщина занимает 2 место в грузовых перевозках (4534,2 тыс. т, 39%) и грузообороте (419,2 млн. т/км, 25%) после автомобильного (Слайд 10-11). По перевозке пассажиров занимает 3 место (4288,0 тыс. пасс, 6 %) после автомобильного и троллейбусного транспорта. По пасса­жирообороту также занимает 2 место (213,4 млн. пасс/км, 23%) после авто­мобильного.

Данный вид транспорта выгоден для перевозки груза и пассажиров на дальние расстояния. В регионе насчитывается 5 локомотивных и 2 вагонных депо, 6 дистанций пути, 52-е железнодорожные станции.

По территории области проходят важнейшие железные дороги: Лу­ганск – Киев; Луганск – Москва, Харьков – Волгоград, Купянск – Дебальце­во, Ровеньки – Лихая; Дебальцево – Луганск, Миллерово – Луганск, Лу­ганск – Ясиноватая. Узловые станции дирекции: Луганск, Лутугино, Рода­ково, Сентяновка, Коммунарск, Попасная, Лисичанск, Кондрашевская Но­вая и др. Крупнейшие железнодорожные узлы:Луганск, Попасная, Родако­во.

Согласно данным Госкомстата, с 1995 по 1996 гг. в Луганщине наблю­дается отрицательная динамика в перевозке грузов железнодорожным транспортом. Так, в 1996 г. по сравнению с 1995 г. этот показатель снизился на 6100,0 тыс. т. Однако, с 1997 г. по 2007 гг. наблюдается повышение гру­зооборота железнодорожным транспортом. Показатель увеличился на 13 558,2 тыс. т.

Экономический кризис в 2008-2009 гг. повлиял на динамику перевоз­ки грузов железнодорожным транспортом. Максимальный показатель пере­везенных грузов в период с 2008 по 2014 гг. приходится на 2008 г. – 27385,5 тыс. т. Железнодорожным транспортом за 2012 г. перевезено 19644,8 тыс. т грузов, что на 25,4% меньше объема перевозок в 2011 г.

Отправка нефти и нефтепродуктов уменьшилась в 4,3 раза, лесных грузов – в 2,4 раза, строительных материалов – на 33,9 %, каменного угля – на 28,6 %, лома черных металлов – на 23,0%, черных металлов – на 6,7%. Одновременно перевозки цемента увеличились в 4,3 раза, зерна и продуктов перемола – в 3,2 раза, кокса – в 1,6 раза, химических и минеральных удобре­ний – на 21,8%.

В целом в 2014 г. объем перевезенных грузов уменьшился на 13211,4 тыс. т почти в 4 раза. Такому низкому показателю в перевозке грузов и гру­зообороте способствовали военные действия на территории Луганщины. Большинству предприятий пришлось приостановить свою работу. Были разорваны линии электропередач и некоторые участки ж/д были непригод­ны для осуществления поездок – поэтому уменьшился объем перевезенных

43

грузов.

Воздушный транспорт, будучи универсальным, используется пре­имущественно для перевозки пассажиров на средние и дальние расстояния и отдельных видов грузов. На долю воздушного транспорта приходится примерно 40,0% объема пассажирских перевозок в междугородном сооб­щении.

На Луганщине были построены два аэропорта: международный в Лу­ганске и Северодонецке, который имел местное значение. Луганский аэро­порт (Слайд 15) в перспективе мог бы стать восточными воздушными «во­ротами» Украины в страны Центральной, Восточной и Южной Азии.

Одним из приоритетных и первоочередных инвестиционных проектов для региона является обеспечение функциональной деятельности, развития и модернизации Международного аэропорта «Луганск». Этот проект рас­сматривается как часть интеграции Луганского края ко всемирному эконо­мическому содружеству, которая будет способствовать реализации перспек­тивных и взаимовыгодных проектов. В 2013 г. из Луганска курсировали ре­гулярные рейсы в Киев и Москву авиакомпаний Utair и Utair-Украина, чар­терные рейсы выполнялись в Анталью авиакомпанией МАУ и в Салоники греческой авиакомпанией Astra Airlines.

Международный аэропорт «Луганск» по итогам работы в 2012 г. осу­ществил прием (выпуск) 982 воздушных судов, из них 443 – международ­ные, что на 83 больше, чем в 2011 г. Темпы роста составили 109,2%. Пред­приятие осуществило отправку 24166 пассажиров (9135 – внутренние – 37% от всех отправленных пассажиров и 15031 – международные, соответствен­но 62,2%), что на 660 пассажиров больше, чем в 2011г. Темп роста состави­ли 102%. Доходы предприятия в 2012 г. увеличились по сравнению с 2011 г. на 2,0%. При этом сумма расходов в 2012 г. увеличилась на 5,4% в сравне­нии с 2011 г.

С апреля 2014 г., по экономическим причинам, регулярных рейсов в аэропорту не осуществляется. С мая 2014 г. из-за боевых действий работа «Луганского» аэропорта приостановлена, воздушное пространство закрыто для полётов гражданской авиации распоряжением Государственной авиа­службы Украины. Это существенно препятствует привлечению для работы в регионе авиакомпаний и развития авиаперевозок.

Трубопроводный транспорт Луганщины носит транзитный характер и включает нефте- и газопроводы. Трубопроводы являются специализиро­ванным (не универсальным) видом транспорта, что также благоприятно ска­зывается на экономических показателях его работы. Себестоимость пере­качки нефти и нефтепродуктов по трубопроводам в 2-3 раза ниже себесто­имости соответствующих железнодорожных перевозок.

С севера на юг территорию Луганщины пересекает магистральный га­зопровод Ставрополь-Москва. В северной части Луганщины, через Ново­псков (Слайд 16), проходит участок газопровода «Союз» из Оренбурга (Россия) в страны Восточной Европы. Из Самары (Поволжье, Россия) до Лисичанска (67 км) построен нефтепровод, который, в свою очередь, сое­динен продуктопроводами с Луганском, а также промышленными центрами Донетчины.

44

Речной транспорт при благоприятных природно-географических ус­ловиях (наличие судоходной реки) играет заметную роль во внутрирайон­ных и межрайонных перевозках (Слайд 17). Преимущество речного транс­порта заключается в том, что он использует естественные пути, на обу­стройство которых требуется меньше капитальных затрат, чем на строи­тельство железных дорог. Стоимость перевозок грузов по рекам ниже, чем по железным дорогам, а производительность труда на 35% выше.

Речной является самым старым видом транспорта Луганщины. В структуре транспортного комплекса Луганщины он занимает последнее место. Судоходной рекой в нашем регионе является река Северский Донец. Северский Донец судоходен от г. Счастья до российского г. Донецка (Рос­товская область) (222 км от устья).

В конце XIX – начале XX вв. предпринималось ряд попыток возро­дить судоходство, в частности ради возможности водной транспортировки полезных ископаемых Донбасса (в частности Луганщины). Стоит отметить недолгое существование в административном центре Луганщины речного трамвайчика. Спустя год после пуска первого трамвая, на реке Лугань 1 сен­тября 1935 г. был  пущен речной трамвай – небольшой катер на 22 пассажи­ра. Однако популярностью у жителей Луганска он не пользовался, а поэто­му в 1936 г. его движение не возобновилось.

В 1962-1963 гг. была предпринята попытка воссоздать движение реч­ного трамвая на Лугани. Однако, эта попытка не материализовалась.

К 2006 году судоходство на Северском Донце имеет небольшие объ­ёмы, шлюзы требуют капитального ремонта.

Городской электротранспорт осуществляет транспортное обслужи­вание населения города и пригорода, перевозя пассажиров к местам работы, отдыха и т. д., а также грузы, необходимые для жизнедеятельности людей (Слайд 18).

Электротранспорт вид транспорта, использующий в качестве ис­точника энергии электричество, а в качестве привода – тяговый электродви­гатель. Его основными преимуществами перед транспортом с двигателями внешнего или внутреннего сгорания являются более высокая производи­тельность и экологичность.

Основными средствами городского пассажирского электротранспорта являются трамваи, троллейбусы, метрополитен, электропоезда, применяют­ся так же монорельсы, фуникулеры и пр.

Городская транспортная сеть электротранспорта Луганщины состоит из маршрутных сетей отдельных видов пассажирского транспорта общего пользования -трамвая и троллейбуса (Слайд 19).

Городской электротранспорт (трамвай, троллейбус) получил свое раз­витие в 7 городах региона: Северодонецке, Алчевске, Лисичанске, Антраци­те, Краснодоне, Луганске и Стаханове.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ (Слайд 20):

1. Какие есть виды транспорта и какую они выполняют роль в хозяй­стве любого региона?

2. Что означают понятия «грузооборот», «пассажирооборот»?

45

3. Какой вид транспорта является наиболее дешевым? Какой вид транс­порта является наиболее быстрым для перевозки грузов? Какой вид транспорта является наиболее экологически чистым?

4. Под влиянием каких факторов происходит развитие различных видов транспорта?

5. Какими показателями измеряется работа транспорта?

6. Назовите и охарактеризуйте основные общественно-географические предпосылки формирования и развития транспортной системы Луганщины.

7. Какие вилы транспорта развиты в Луганщине? Какие существуют проблемы развития транспортного комплекса Луганщины?

8. На контурной карте Луганщины нанесите важнейшие транспортные магистрали, которые проходят по территории Луганщины.

9. Какие меры, по Вашему мнению, необходимо принять правитель­ству и местным органам власти для улучшения транспортного сообщения в нашем регионе?

10. Различается ли густа транспортной сети в сельской и городской местности нашего края? Как Вы думаете, почему?

 

 

46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЬІХ ЛИТЕРАТУРНЬЇХ ИСТОЧНИКОВ

Литература

1. Білогуб Л.М. Луганська область / Л. М. Билогуб. – К.: Радянська шко­ла, 1956. – 110 с.

2. Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 7-е узд., перераб. / В.П Дронов, B.Я. Ром. – М.: Дрофа, 2001. – 384 с.

3. Єфименко В.І. Луганщина: 70 років соціально-економічного розвит­ку / В.І. Ефименко, Т.І. Слоньова // Природно-територіальні та суспільно-гео­графічні комплекси регіонів: історія формування, стан, проблеми, перспек­тиви: Матеріали Всеукраїнської науково-практичної конференції, присвячу­ної 70-и річчю від часу утворення Луганської області (27-29 травня 2008 р, м. Луганськ) /Відп. ред. Ю.О. Кисельов. – Луганськ: Альма-матер, 2008. – С. 30-32.

4. Ефименко В.И. Экономическая и социальная география Украины. Учеб­ное пособие. – Л уганск: СПД Резников, 2008. – 256 с.

5. Єфименко В.І. Луганщині – 65 років / В.І. Ефименко, Т.І. Слоньова // Краєзнавство, географія, туризм. – 2003.-№ 18 (травень) – С. 9-14.

6. Історія міст і сіл Української РСР, В26-ти т. Луганська область/. Го­лов. ред. колегії: Тронько Л.Т. – К.: Інститут історії АН УРСР, 1976. – 670 с.

7 Краснокутская Н.С. Инфраструктурный фактор развития рекреационной деятельности Луганщины: общественно-географический аспект / Н.С. Краснокут­ская // Туристическая индустрия: современное состояние и приоритеты развития: материалы X Междунар. научно-практ. конф. – Вып. 10 (Луганск 27-28 апреля 2017 года) // редкол.: Г.А. Сорокина (Гл. ред.), А.В. Медяник (отв. ред.) [и др.] – Луганск: Книга, 2017. – С. 307-311.

8. Луганська область: Атлас збірник / Державна служба геодезії. карто­графії та кадастру державне науково-виробниче підприємство [Голова ред. колегії М.Ф. Песоцький; Звступ. Голови Т.І. Слоиьова]. – К.: ДНВП «Карто­графія», 2004. – С. 17-29.

9. Масляк П. О. Географія України: Пробний підруч. Для 8 - 9 кл. серед, шк. / П.О. Масляк, П.Г. Шищенко. – К.: Зодіак-ЕКО, 2000. – 432 с.

10. Масляк П. О. Географія: Навчальний посібник для старшокласників та абіту­ріентів. Програма і вілповіді на вci запитання / П. О. Масляк, Я.Б. Олійник, А.В. Степанен­ко, П.Г. Щищенко. – К.: Говариство «Знання», КОО, 1998. – 829 с.

11. Мельник І.Г. Луганщина: 75 років соціально-економічного розвитку / І. Г. Мельник, Т.І. Слоньова // Природно-територіальні та суспільно-геогра­фічні комплекси регіонів: історія формування, стан, проблеми, перспективи: Матеріал Всеукраїнської науково-практичної конференції, присвяченої 70-и річчю від часу утворення Луганської області (27-29 травня 2008 р, м. Лу­ганськ) / Відп. ред, Ю.О. Кисельов. – Луганськ: Вид-во ДЗ «ЛНУ імені Тара­са Шевченка», 2013, – С. 66-74.

12. Оцінка соціально-економічного стану домогосподарств вугледобу­вних регіонів: Аналіз ринку праці та системі професійно-технічної освіти і підготовки (Короткий виклад основних результатів) / Програма підтримки вугільного сектору. Компонент С: Соціальна політика. [Контракт ЄС 2008/141-

47

542]. – К., 2010 (липень). – Режим доступу: http:// ua-energy.orguploadfilesC2_0 2_LM_VET_Eummary_UKR.pdf'

13. Садкіна В.І.. Географія: Підручн. Для 9 кл. загальноосвіт. навч. закл. / В.І. Садкіна, О.В. Гончаренко. – Харків: Оберіг, 2010. – 88 с.

14. Слоньова Т.І. Етнічна структура населення Луганської області / Т.І. Слонева // Наука на рубеже столетий: Материалы научной конференции. Луганск: Изд-во ЛГПУ, 2000. – С. 55-57.

15. Слоньова Т.І. Ворошиловград / Т.І. Слоньова, Н.Ф. Щербина // Географічна енциклопедія України: В 3-х т. / Редкол.... О.М. Маринич (відп. ред.) та ін.. К.: «Українська Радянська Енциклопедія» ім. М.П. Бажана, 1989.-Т. 1: А-Ж. – С. 224.

16. Слонева Т.И. Некоторые особенности современной геодемографи­ческой ситуации на территории Луганщины / Т.И. Слонева // Наука на рубе­же столетий: Материальї научной конференции. – Луганск: Изд-воЛГПУ, 2000. – С. 73-76.

17. Слоньова Т.І. Місце і роль обласного центру у суспільно-геогра­фічному комплексі Луганщини / Т.І. Слоньова, Ю.Ю. Чикіна // Природно-територіальні та суспільно-географічні комплекси регіонів: історія фор­мування, стан, проблеми, перспективи: матеріали Всеукраїнської науково-практичної конференції, присвяченої 70-річчю від часу утворення Лугансь­кої області (27-29 травня 2008 р., Луганськ) / Відп. ред. Ю. О. Кисельов. – Луганськ: Альма-матер, 2008. – С. 155 - 157.

18. Слоньова Т.І. Розвиток і розміщення вугільної промисловості Лу­ганщини / Т.І. Слонева // Наукові записки Тернопільського державного педагогічного університету. – 2002. – Серія: Географія. № 2. – С. 148-151.

19. Слоньова Т.І. Ворошиловградська область. В кн.: Географічна ен­циклопедія України (Т.1.) / Т.І. Слоньова, Н.Ф. Щербина – К.: УРЕ, 1989. – С. 224-229.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: