Доходы государственного бюджета

Урок по теме: «Государственный бюджет и Экономический рост».

Вопросы по теме:

1) Государственный бюджет.

2) Экономический рост.

 

Краткий обзор основных вопросов по теме

 

1) Государственный бюджет.

Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

Государственный бюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

· Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации

· Легально контролирует действия правительства

· Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности

· Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели:

Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.

Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.

Доходы государственного бюджета:

· Налоги на доходы юридических и физических лиц

· Поступления от реального сектора (налог на прибыль)

· Поступление косвенных налогов и акцизов

· Пошлины и неналоговые сборы

· Региональные и местные налоги

Расходы государственного бюджета:

· Промышленность

· Социальная политика

· Сельское хозяйство

· Государственного управление

· Международная деятельность

· Оборона

· Правоохранительная деятельность

· Наука

· Здравоохранение

Государственный долг — это сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам. В странах с рыночной экономикой он состоит из общей суммы бюджетных дефицитов и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам на определенную дату.

Основными причинами устойчивого увеличения государственного долга являются:

1. увеличение государственных расходов в военное время или в периоды других социальных конфликтов.

2. циклические спады экономики

3. сокращение налогов в целях стимулирования экономики

4. усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с политикой увеличения госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами

5. повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере.

Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают ко всё новым займам: покрывая старые долги, они делают еще большие новые.

Таким образом, государственный долг представляет собой общий размер задолженности правительства страны владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний государственный долг – задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством. Внешний долг – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.

В странах с твердой и свободно конвертируемой валютой нет деления на внешние и внутренние долги. В этих странах существует понятие национальный долг. Так, государственный долг США накапливался в течение нескольких десятилетий бюджетного дефицита, и в 1999 г. он составил 5,76 трлн дол. На его обслуживание США ежегодно расходует от 15 до 20% бюджета. Национальный долг Великобритании равен 337 млрд фунтов стерлингов, на его обслуживание расходуется 7% бюджета.

Государственный долг подразделяется также на краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лёт) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжёлыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т. е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов.

Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей.

Первый. Традиционный путь – выплата долгов за учет золотовалютных резервов. Для закоренелых должников этот путь, как правило, исключен, так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограничены.

Второй. Консолидация внешнего долга, которая возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации – клубы, где вырабатывают солидарную политику, по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.

Наиболее известные - Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников (в том числе России) об отсрочке выплат, а в ряде случаев – частично списывали долги.

Третий. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции, практикуемое в некоторых странах. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране, являющейся должником, недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйственных субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране, имеющей долги. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

Четвертый. Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение, к международным банкам – региональным, Всемирному банку. Такие банки, как правило, предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают свои кредиты жесткими требованиями к эмиссионной, кредитной политике, поощрению конкуренции, сведению до минимума дефицита государственного бюджета.

 

2) Экономический рост.

Экономический рост – рост потенциального объема при использовании все объема ресурсов. Как правило, экономический рост исследуется в долгосрочных периодах. Рост потенциального объема производства отражает сдвиг кривой производственных возможностей вправо.

Цель: повышение уровня благосостояния. Это многоаспектное явление. Он сопровождается и повышением масштабов и появление новых товаров на рынке, повышение доходов населения. Представление о количественной стороне развития экономического роста дает показатель реального объема национального производства. По годам внутри страны рост, как правило, измеряется в абсолютных величинах и за определенный период времени и в относительных величинах показывается как темп роста.

Реальный ВВП отчетного года минус реальный ВВП базового года и делить на реальный ВВП базового года и получаем темп роста. Если брать между странами, то делить реальный ВВП на душу населения. Этим показателем измеряется экономический рост.

Измерить экономический рост мы можем, рассчитав среднегодовой темп прироста реального ВВП в процентах к предыдущему году. Для этого воспользуемся формулой:

 

 

где g – темп прироста ВВП;

РВВП(n) – реальный ВВП текущего года;

РВВП(п – 1) – реальный ВВП предыдущего года.

 

Различают экономически рост:

1. Экстенсивный. Рост, который осуществляется на неизменной технологической основе.

2. Интенсивный. Осуществляется за счет повышения эффективности использования каждого вида ресурсов. Это происходит на основе совершенствования техники и технологии. Темпы роста, как правило, реальных объемов производства выше темпов роста совокупных затрат.

Фактически в экономике отмечают и тот и другой типы роста экономического роста. Экономический рост – основное условие повышения уровня жизни населения. Он создает большие возможности для поддержания полной занятости, проведения социальной политики, увеличения свободного времени у людей, продолжительности жизни. Но он отрицательно влияет на состояние окружающей среды.

Устойчивый экономический рост означает, что все переменные экономики растут постоянными пропорциональными темпами. Сбалансированный рост предполагает, что процентные показатели роста экономических переменных являются одинаковыми. Сбалансированный рост достигается тогда, когда каждое поколение сберегает для будущих поколений такую долю дохода, которую оно само получило от предыдущих поколений и носит эта зависимость название золотое правило накопления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: