Работа над различными видами вокализации

Виды музыкально-педагогического материала.

1. Упражнения- наиболее простой вид музыкального материала. Является основным средством для приобретения навыков. Свои упражнения существуют для каждого вида техники: легато, кантилена, беглость, скачки, стаккато и т. д.). Как правило, упражнения транспонируются вверх и вниз по полутонам. Встречаясь в дальнейшем в музыкальном произведении заранее отработанное упражнение подобной конфигурации певцом автоматически будет правильно повторено. Для начинающих певцов по началу следует брать предельно простые упражнения и затем постепенно, по мере усвоения учебного материала переходить к более сложным по задачам, придерживаясь принципа постепенности.

2. Вокализы- музыкальные произведения, написанные для решения определенных технических задач. Поются либо на гласный звук, либо сольфеджируются (поются с названием нот). Позволяют применять и шлифовать навыки звукообразования и звуковедения, приобретенные на упражнениях при распевании. Являются переходным материалом между упражнениями и художественными произведениями с вокальным текстом.

Иногда композиторы в своем творчестве используют жанр вокализа в качестве высокохудожественного произведения. («Вокализ» Рахманинова, «Концерт для голоса» Глиэра)

3. Художественно- педагогический репертуар. Основным средством воспитания певца являются музыкальные произведения с ярко выраженным художественным смыслом. В настоящее время любой современный певец должен обладать большим и разнообразным репертуаром. С особым вниманием следует подходить к выбору музыкальных произведений, придерживаясь принципа постепенного их усложнения и последовательности повышения их трудности, где следует учитывать строение мелодической линии, ритмических особенностей, гармонического языка, характер аккомпанемента, тесситурные условия и т. д.

Работа над репертуаром.

В работе над выбранным репертуаром следует выделить несколько разделов:

1. прослушивание в хорошем исполнении для составления целостного представления о данном произведении;

2. знакомство с творческой биографией композитора, эпохой и музыкальными течениями того времени. Историей создания произведения.

3. Биографией и творчеством автора поэтического текста;

4. освоение и запоминание наизусть поэтического текста отдельно от нотного:

5. анализ музыкального текста с точки зрения средств выразительности (формы, мелодического и гармонического языка, динамики, агогики, ремарок автора и т. д.)

6. освоение нотного текста и запоминание его наизусть.

 

Работа над различными видами вокализации.

Кантилена- плавное связанное исполнение на легато свободным, имеющим льющийся характер звуком. Льющийся характер звуку придает вибрато. При нахождении правильной координации певческий звук получает вибрацию и большую тягучесть, что необходимо для выработки кантилены.

Legato- связанное пение при точном переносе звука с ноты на ноту без захвата промежуточных звуков.

Portamento - вид связанного пения, предполагающего перенос звучания с обязательным скольжением звука по всей гамме промежуточных тонов, где голос глиссандирует с ноты на ноту вверх и вниз. Как вокальный прием употребляется во многих произведениях, где специально оговаривается автором.

Беглость - умение петь в быстром темпе. В настоящее время колоратурная техника, является необходимым качеством профессионального голоса, где основным принципом воспитания подвижности голоса является постепенное усложнение вокальных заданий: первоначально пение небольших участков гаммообразного движения, затем арпеджированных ходов, форшлагов, группетто и только потом большие каденции, пассажи и трель.

Упражнения в быстром движении являются своеобразной гимнастикой для голосового аппарата, особенно для гортани и в певческой практике используется как метод борьбы с форсированием звука. При пении упражнений в быстром движении важными качествами являются: точная интонация, четкая атака, выпевание всех нот.

Трель - быстрое чередование двух звуков малой или большой секунды. Один из наиболее сложных видов техники. Выполняется колебанием всей гортани, напоминает расширенное вибрато с акцентированием верхнего и нижнего звуков. Полезна для всех голосов.

Филировка звука - умение плавно менять динамику звука от тихого к громкому и наоборот, не меняя качество звука. Является показателем правильного звучания голоса.

 

Беглость можно развить. Есть голоса; «подвижные от природы», для них техника беглости весьма легка, для других - это проблема. Качество подвижности голоса является особой способностью и связано с деятельностью ЦНС, подвижностью нервных центров. Виртуозное владение техникой беглости является обязательным для| лирико-колоратурного, и колоратурного сопрано, но встречается и у баса (Рондо Фарлафа, Базилио <<Клевета>>)"и у баритона (Фигаро, Дон-Жуан), и у тенора (Альмавива) и у драматического сопрано (Наташа из «Русалки»), у контральто (Ария Ратмира). Беглость развивается главном образом на специальных упражнениях и вокализах. (Сборники упражнений и вокализов Донец-Тессейр, Зейдлера Панофки и Конконе Лютгена…) Основным принципом освоения пения в быстром движении является постепенность в усложнении вокальных заданий, как в смысле сложности самих упражнений, так и в отношении быстроты исполнения. Убыстрять темп надо постепенно, в процессе впевания, сначала надо освоить пение в быстром движении небольших гамм, арпеджий, форшлагов, группето, а на более поздних этапах: пассажи, каденции, трель.

 

Упражнения в быстром движении благотворно влияют на голос, являются своеобразной гимнастикой для голосового аппарата особенно гортани. Под влиянием упражнений гортань становится более гибкой, эластичной; они раскрепощают голосовой аппарат от скованности, напряжений, зажатости.

 

Одним из наиболее частых недостатков молодого голоса является скованность его, затяжелённость звука и перегруженность дыханием. Лучшим средством борьбы с этими недостатками является развитие техники беглости. Если у певца голос весьма туго поддается развитию техники беглости, значит надо найти более правильное для данного ученика, облегчённое звучание.

 

Беглость является лучшим из средств, борьбы с форсировкой. Пение в медленном движении даёт возможность форсировать звук. В быстром темпе большую силу (нажим) такой певец развить не успевает. Его внимание занято тем, чтобы уложить все ноты в темпо- ритм, не позволяя голосовому аппарату затяжелить звук. В упражнениях в быстром движении проявляется ещё одно свойство голосового

аппарата, которое можно назвать физиологической инерцией. Каждый педагог знает, что неудобные верхние ноты легче взять, если, сделать их проходящими. В этом случае, они как бы по инерции получаются такими же, кат и все остальные более низкие. В проходящей движении голос звучит одинаково ровно, даже на тех звуках, которые в медленных движениях звучат искажённо. (Свойство инертности нервной системы.) Это свойство инертности широко использует вокальная педагогика. Развитие диапазона, вверх также проводится на упражнениях в быстром движении. Голосовой аппарат приучается брать эти ноты на короткое мгновение, но в верной координации, одинаковой с предыдущими звуками. Это качество инертности употребляется в выработке микстового звучания и при работе над переходными звуками...

 

В работе над колоратурой всегда следует внимательно следить за интонационной точностью, чёткостью атаки и верным выпеванием всех нот, проверить: достаточно ли она (колоратура) закреплена слухом.

 

При помощи акцентов или смене ритма фигур удаётся достигнуть ровности и чёткости пассажей.

Трель.

Трель – наиболее сложный вид техники беглости. Трель -Это быстрое чередование двух звуков малой или большой секунды. В настоящее время трелью владеют, только колоратурные и лирические сопрано. В эпоху bel canto ею владели все голоса. (8 разновидностей трели существовало.)

 

Трель, как и вообще техника беглости, может являться природным качеством голоса, но может быть и выработана специальными упражнениями. Технически трель выполняется колебанием всей гортани и напоминает расширенное вверх и вниз вибрато с акцентированием верхнего и нижнего звуков.

 

Хотя упражнения, подготавливающие к трели, строятся на быстром чередовании двух звуков и на форшлагах, все же переходя к самой трели делается легким толчком, переводящим гортань в колебательное состояние. Подобные колебания гортани имеют место и при естественном вибрато, они невелики и плохо ощутимы. В трели эти колебания значительны и подвластны контролю и управлению.

 

Добившись колебательного состояния гортани, следует фиксировать внимание на выделении верхнего пли нижнего звука.

 

Работа над трелью чрезвычайно полезна, для всех голосов. Трель, более других видов техники, вырабатывает свободу и гибкость, гортани, делает ее в работе упругой, эластичной.

 

Трель плохо удается певцам с неверной координацией в работе голосового аппарата. У певцов с напряженной, зажатой гортанью она не возможна Не удается она и при вялой работе гортани, когда голосовые связки плохо тренированны. При перегруженном дыхании, «расширенном» или форсированном звуке-также нельзя вырабатывать трель.

Упражнения в трели очень полезны, особенно для тяжелых, перегруженных голосов Хорошая трель – показатель правильной постановки голоса.       

Филировка звука.

Филировка -один из; видов вокальной техники, обязательный для всех голосов (fil, фр. - нить). Под филировкой звука понимается умение плавно менять динамику звука от громкого к тихому и от тихого к громкому, не меняя при атом вокальных качеств звука.

Филировка полноценна тогда, когда качество звучания певческого голоса остается неизменным и, когда изменение силы звука происходит естественно, плавно с сохранением свободы и льющегося характера голоса.

У неопытного ученика звук обычно не филируется. По мере приобретения вокальных качеств, звук приобретает свободу, в голосе появляется вибрато, он начинает тянуться и вместе с этим филироваться.

Хорошая филировка является показателем правильного звучания певческого голоса. Обычно вначале осваивают филировку со средних, наиболее естественно звучащих звуков. Затем переходят к более высоким. Не имея правильной координации в работе колосового аппарата бесполезно, заниматься филировкой. '

 

Старые Итальянские маэстро начинали постановку голоса с нахождения филирующихся звуков и в дальнейшем отталкивались от их звучания. В методике современных педагогов филировку переносят на этапы, когда уже найдена верная координация в работе голосового аппарата.  

 

Начинать обучение филировке рекомендуется от mf к p (или f к р). Первый звук должен быть хорошо атакован, достаточно устойчив затем постепенно, медленно ослаблен до р. При этом надо следить за сохранением «опоры дыханиях" и высокой позиции. Другими словами, качество до певческого тона ни в коей мере не должно меняться.

 

При филировке от p к f звук имеет тенденцию к чрезмерному напряжению, форсированию. Этого следует избегать, поэтому не следует доходить до, большой громкости. Контролем служит спокойное вибрато и единство качества певческого звука. Постепенно филировка входит в кровь и плоть певца. Использовать ее следует в тех случаях, где она показана автором или подсказывается творческой интуицией.

 Итальянцы ею широко пользуются для русской школы этот прием - лишь необходимое выразительное средство.

По мышечной теории филировка необъяснима (уменьшается напор дыхания, увеличивается работа голосовых мышц- качество звука сохранить нельзя)

По нейрохронаксической теории: (где дыхание не имеет значения для образований высоты тона) легко представить что изменяя посылая дыхания, легко и плавно изменится сила звука (число нервных импульсов, бегущих по возвратному нерву задает высоту тона), механизм смыкания связок остается неизменным.

Развитие большинства видов техники звуковедения всегда связано с нахождением правильного певческой звука. верное звукообразование должно быть основой развития различных видов вокальной техники.

 

Заключение: кантилена и беглость - два основных вира вокализации. В основе кантиленного пения лежит свойство певческого звука тянуться.Для овладения кантиленой необходимо отработать технику пения legato. Беглость необходима всем голосам она развивает гибкость и эластичность гортани, развивает диапазон...). Трель - хорошее упражнение для гортани. Филировка- необходимый вид техники, украшающий исполнение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: