Б 7. Классификация голосов. Определение типа голоса.
Классификация голосов.
В ранние периоды развития вокального искусства различали 2 типа мужских и 2 типа женских голосов, которые ныне сохранились в хорах. По мере усложнения вокального репертуара эта классификация стала все более дифференцированной.
Тенор имеет рабочий диапазон- «до» малой - «до» 2 октавы.
Тенор-альтино (самый высокий мужской, голос, идет до «ре» 2 октавы, партия Звездочета в «Золотом петушке»). Эти голоса не особенно сильны. (Эрик Курмангалиев). Лирический тенор - теплого, нежного, серебристого тембра. Может быть достаточно крупным и насыщенным по звучанию (Собинов, Лемешев.) Характерный тенор обладает характерным тембром, но не имеет красоты и теплоты лирического голоса или богатства, насыщенности и силы драматического.
Лирико-драматический тенор - имеет способность исполнять как лирические, так и драматические партии. Однако он не может достигать силы и драматизма драматического голоса. (Джильи, Нэлепп, Узунов.)
|
|
Драматический тенор – крупный голос, имеющий большой динамический размах способный выражать самые сильные драматические ситуации. Диапазон может не включать верхнего «до». Партии: Отелло, Радамес, Герман... Певцы: Таманьо, Карузо, Монако.
Баритон
Лирический баритон - звучит легко, лирично, близок теноровому тембру, но имеет баритональный оттенок. Партии лирического баритона имеют наиболее высокую тесситуру. Партии: Жорж Жермон, Онегин, Елецкий. Певцы: Баттистини, Грызунов, Бекки, Мигай, Гамкерели, Лисициан, Норцов.
Лирико-драматический баритон - имеет светлый, яркий тембр, значительную силу, способен исполнять как лирические, так и драматические партии: Хохлов, Тобби, Херль, Гнатюк, Гуляев. Партии: Демон, Мазепа, Валентин, Ренато.
Драматический баритон - по звучанию более темный, большой силы, способный к мощному звучанию на центральном и верхнем участке диапазона. Исполняет более низкие по тесситуре партии, чем другие баритоны, но в моменты кульминаций достигает предельных верхних нот. Партии: Яго, Скарпиа, Риголетто, Амонасро, Грязной, Князь Игорь. Певцы- Титта Руффо, Уоррен, Сарванский, Головин, Политковский, Лондон.
Бас - наиболее низкий и мощный мужской голос Рабочим диапазон «фа» Б - «фа» I октавы. В хорах ценны басы–октависты, способные брать самые низкие звуки большой октавы и даже в контроктаве.
Высокий бас- cantate (певучий) идет до «фа» 1 октавы. Это яркий, светлый голос, напоминающий баритон. Иногда такие голоса называют баритональными басами. Партии: Томский, Князь Игорь, Мефистофель, Альмавива («Свадьба Фигаро» -Моцарт), Никаланте («Лакме» Делиб). Певцы - Шаляпин, Огнивцев, Христов.
|
|
Центральный бас - имеет более широкий диапазон и ярко выраженный басовый характер тембра. Этим голосам доступны не только партии с высокой тесситурой, но и более низкие, включающие нижние ноты до «фа» Б октавы, такие, как Гремий, Кончак, Рамфис, Зарастро, Спарафучпле. Певцы - Г. и А. Пироговы, Рейзен, И.Петров, Пинца, Гяуров.
Низкий бас - обладает глубокими, мощными низкими нотами, густым басовым колоритом, вверху диапазон короче. Это так называемый профундовый бас (Михайлов, Поль Робсон)
Басы-октависты могут опускаться до «фа» контроктавы. Они находят себе «место» в хорах.
Сопрано
Колоратурное сопрано - имеет легкое, прозрачное звучание, большую способность к подвижности, и кварту или квинту и более вверху от сопранового «до» 3 октавы. Голос не достигает мощи, но обладает большой способностью нестись в зал, чистотой и прозрачностью звучания. Партии: Лючия де Ляммермур. Линда ди Шамуньи, Царица Ночи. Лакме, Джильда, Шемаханская царица. Певицы: Галли-Курчи, Луиза Тетрацини, Матильда Доббс, Роберта Питерс, Тотти даль Монте, Мирошнеченко, Алла Соленкова,ГоарГаспарян.
Лирико-колоратурное сопрано - более плотного, широкого звучания, по подвижности способный исполнять колоратурные партии но может петь и лирические партии. (Нежданова. Степанова, Барсова, Рената Скотто, Белла Руденко, Олейниченю, Сазерленд).
Лирическое сопрано - не обладает той степенью колоратуры, но зато голос мощнее и шире по звучании, звучит светло, серебристо. Партии: Мими, Микаэла, Манон, Баттерфляй, Иоланта, Татьяна, Марфа, Антонида. Певицы: Жуковская, Шумская, Шпиллер, Вишневская, Мирелла Френи.
Лирико-драматическое сопрано - широкий лирический голос, более насыщенного грудного тембра, способный к пению как лирических, так и драматических партий: Мария в «Мазепе», Кума, Горислава, Тоска. Певицы; Держинская, Смоленская, Покровская, Милашкина, Луиз Маршалл, Мария Каллас, Рената Тебальди.
Драматическое сопрано - обладает большей мощью звучания и насыщенным драматическим тембром, на низких нотах напоминает меццо. Партии: Брунгильда, Ярославна; Певицы: Сливинская, Роза Понселл, Биргит Нильссон.
Меццо-сопрано - женский голос грудного темного, теплого тембра. Диапазон - «ля» малой - «ля» («си») 2 октаны.
Различают высокое меццо, (Максакова, Долуханова) и центральное, более темного, густого тембра. (Обухова, Преображенская, Палли, Боресенко.)- Партии: Кармен, Любаша, Ольга, Азучена, Амнерис. Некоторые меццо справляются с мужскими ролями, написанными для контральто: Ваня, царевич Федор, Зибель.
Контральто - самый низкий и редко встречающийся голос, насыщенный грудным тембром на всем диапазоне. (Антонова, Збруева, Мариан Андерсон.)
Есть голоса промежуточные. Например - драматический тенор или лирический баритон (В.Бусыгин), сопрано или меццо Долуханова). Эти голоса требуют особого внимания в постановке, в процессе жизни профессиональные приспособления определяют более характерное звучание голоса (Димитр Узунов начинал как баритон, 3.Долуханова перешла в сопрано).
Некоторые певцы способны петь разнохарактерные партии. Джильи, Карузо, ди Стефано могли петь лирические и драматические партии.
Мария Каллас исполнила все сопрановые партии от колоратурных до драматических. Этот тип абсолютного голоса (назвали итальянцы) - уникальное явление с абсолютной техникой пения итальянской школы. Для большинства певцов пение в несвойственных характеру голоса партий, ведет к вокальной деградации.
Определение типа голоса
Развитие голоса требует верной диагностики его типа. Необходимо правильно определить характер голоса. Бывает трудно определить естество, природу голоса, так как есть определенные приспособления, привычки.
|
|
Определение типа голоса следует вести по ряду признаков: тембр, диапазон, место расположения переходных нот и примарных тонов, способность выдерживания тесситуры, конституционные признаки, анатомо-физиологические особенности голосового аппарата (длина голосовых связок, хронаксия возвратного нерва).Тембр и диапазон различаются. Тембр от подражания легко деформируется и может обмануть слух.
Встречаются голоса с весьма широким диапазоном, захватывающие ноты другого типа голоса. Бывают наоборот «короткие» голоса с неполным диапазоном (обычно укорочен с одного края, либо верх, либо низ).
Анализ переходных нот поможет классифицировать голос
Тенор «ми-фа-фа#-соль» 1 октавы.
Баритон «ре-ми бемоль-ми» 1 октавы
Бас «ля-си-си бемоль» М октавы. До-до# 1 октавы
Сопрано- «ми-фа-фа#» 1 октавы
Меццо «до-ре-ре#» 1 октавы
У женщин - типичный регистровый переход находится в нижнем отрезке диапазона, у мужчин- в верхнем. У женщин имеются еще один переход от центра к верхним звукам, но он мало характерен.
Определить тип голоса помогут примарные звуки. Они находятся на центре диапазона голоса. (У тенора - «до» 1 октавы, у баритона - «ля» М, у баса- «фа» М октавы). Соответственно и у женских голосов.