Определение типа голоса

Б 7. Классификация голосов. Определение типа голоса.

Классификация голосов.

В ранние периоды развития вокального искусства различали 2 типа мужских и 2 типа женских голосов, которые ныне сохранились в хорах. По мере усложнения вокального репертуара эта классификация стала все более дифференцированной.

Тенор имеет рабочий диапазон- «до» малой - «до» 2 октавы.

Тенор-альтино (самый высокий мужской, голос, идет до «ре» 2 октавы, партия Звездочета в «Золотом петушке»). Эти голоса не особенно сильны. (Эрик Курмангалиев). Лирический тенор - теплого, нежного, серебристого тембра. Может быть достаточно крупным и насыщенным по звучанию (Собинов, Лемешев.) Характерный тенор обладает характерным тембром, но не имеет красоты и теплоты лирического голоса или богатства, насыщенности и силы драматического.

Лирико-драматический тенор - имеет способность исполнять как лирические, так и драматические партии. Однако он не может достигать силы и драматизма драматического голоса. (Джильи, Нэлепп, Узунов.)

  Драматический тенор – крупный голос, имеющий большой динамический размах способный выражать самые сильные драматические ситуации. Диапазон может не включать верхнего «до». Партии: Отелло, Радамес, Герман... Певцы: Таманьо, Карузо, Монако.

Баритон

Лирический баритон - звучит легко, лирично, близок теноровому тембру, но имеет баритональный оттенок. Партии лирического баритона имеют наиболее высокую тесситуру. Партии: Жорж Жермон, Онегин, Елецкий. Певцы: Баттистини, Грызунов, Бекки, Мигай, Гамкерели, Лисициан, Норцов.

Лирико-драматический баритон - имеет светлый, яркий тембр, значительную силу, способен исполнять как лирические, так и драматические партии: Хохлов, Тобби, Херль, Гнатюк, Гуляев. Партии: Демон, Мазепа, Валентин, Ренато.

Драматический баритон - по звучанию более темный, большой силы, способный к мощному звучанию на центральном и верхнем участке диапазона. Исполняет более низкие по тесситуре партии, чем другие баритоны, но в моменты кульминаций достигает предельных верхних нот. Партии: Яго, Скарпиа, Риголетто, Амонасро, Грязной, Князь Игорь. Певцы- Титта Руффо, Уоррен, Сарванский, Головин, Политковский, Лондон.

Бас - наиболее низкий и мощный мужской голос Рабочим диапазон «фа» Б - «фа» I октавы. В хорах ценны басы–октависты, способные брать самые низкие звуки большой октавы и даже в контроктаве.

Высокий бас- cantate (певучий) идет до «фа» 1 октавы. Это яркий, светлый голос, напоминающий баритон. Иногда такие голоса называют баритональными басами. Партии: Томский, Князь Игорь, Мефистофель, Альмавива («Свадьба Фигаро» -Моцарт), Никаланте («Лакме» Делиб). Певцы - Шаляпин, Огнивцев, Христов.

Центральный бас - имеет более широкий диапазон и ярко выраженный басовый характер тембра. Этим голосам доступны не только партии с высокой тесситурой, но и более низкие, включающие нижние ноты до «фа» Б октавы, такие, как Гремий, Кончак, Рамфис, Зарастро, Спарафучпле. Певцы - Г. и А. Пироговы, Рейзен, И.Петров, Пинца, Гяуров.

Низкий бас - обладает глубокими, мощными низкими нотами, густым басовым колоритом, вверху диапазон короче. Это так называемый профундовый бас (Михайлов, Поль Робсон)

Басы-октависты могут опускаться до «фа» контроктавы. Они находят себе «место» в хорах.

Сопрано
Колоратурное сопрано - имеет легкое, прозрачное звучание, большую способность к подвижности, и кварту или квинту и более вверху от сопранового «до» 3 октавы. Голос не достигает мощи, но обладает большой способностью нестись в зал, чистотой и прозрачностью звучания. Партии: Лючия де Ляммермур. Линда ди Шамуньи, Царица Ночи. Лакме, Джильда, Шемаханская царица. Певицы: Галли-Курчи, Луиза Тетрацини, Матильда Доббс, Роберта Питерс, Тотти даль Монте, Мирошнеченко, Алла Соленкова,ГоарГаспарян.

Лирико-колоратурное сопрано - более плотного, широкого звучания, по подвижности способный исполнять колоратурные партии но может петь и лирические партии. (Нежданова. Степанова, Барсова, Рената Скотто, Белла Руденко, Олейниченю, Сазерленд).

Лирическое сопрано - не обладает той степенью колоратуры, но зато голос мощнее и шире по звучании, звучит светло, серебристо. Партии: Мими, Микаэла, Манон, Баттерфляй, Иоланта, Татьяна, Марфа, Антонида. Певицы: Жуковская, Шумская, Шпиллер, Вишневская, Мирелла Френи.

Лирико-драматическое сопрано - широкий лирический голос, более насыщенного грудного тембра, способный к пению как лирических, так и драматических партий: Мария в «Мазепе», Кума, Горислава, Тоска. Певицы; Держинская, Смоленская, Покровская, Милашкина, Луиз Маршалл, Мария Каллас, Рената Тебальди.

Драматическое сопрано - обладает большей мощью звучания и насыщенным драматическим тембром, на низких нотах напоминает меццо. Партии: Брунгильда, Ярославна; Певицы: Сливинская, Роза Понселл, Биргит Нильссон.

Меццо-сопрано - женский голос грудного темного, теплого тембра. Диапазон - «ля» малой - «ля» («си») 2 октаны.

Различают высокое меццо, (Максакова, Долуханова) и центральное, более темного, густого тембра. (Обухова, Преображенская, Палли, Боресенко.)- Партии: Кармен, Любаша, Ольга, Азучена, Амнерис. Некоторые меццо справляются с мужскими ролями, написанными для контральто: Ваня, царевич Федор, Зибель.

Контральто - самый низкий и редко встречающийся голос, насыщенный грудным тембром на всем диапазоне. (Антонова, Збруева, Мариан Андерсон.)

Есть голоса промежуточные. Например - драматический тенор или лирический баритон (В.Бусыгин), сопрано или меццо Долуханова). Эти голоса требуют особого внимания в постановке, в процессе жизни профессиональные приспособления определяют более характерное звучание голоса (Димитр Узунов начинал как баритон, 3.Долуханова перешла в сопрано).

Некоторые певцы способны петь разнохарактерные партии. Джильи, Карузо, ди Стефано могли петь лирические и драматические партии.

Мария Каллас исполнила все сопрановые партии от колоратурных до драматических. Этот тип абсолютного голоса (назвали итальянцы) - уникальное явление с абсолютной техникой пения итальянской школы. Для большинства певцов пение в несвойственных характеру голоса партий, ведет к вокальной деградации.


Определение типа голоса

Развитие голоса требует верной диагностики его типа. Необходимо правильно определить характер голоса. Бывает трудно определить естество, природу голоса, так как есть определенные приспособления, привычки.

Определение типа голоса следует вести по ряду признаков: тембр, диапазон, место расположения переходных нот и примарных тонов, способность выдерживания тесситуры, конституционные признаки, анатомо-физиологические особенности голосового аппарата (длина голосовых связок, хронаксия возвратного нерва).Тембр и диапазон различаются. Тембр от подражания легко деформируется и может обмануть слух.

Встречаются голоса с весьма широким диапазоном, захватывающие ноты другого типа голоса. Бывают наоборот «короткие» голоса с неполным диапазоном (обычно укорочен с одного края, либо верх, либо низ).

Анализ переходных нот поможет классифицировать голос
Тенор «ми-фа-фа#-соль» 1 октавы.

Баритон «ре-ми бемоль-ми» 1 октавы

Бас «ля-си-си бемоль» М октавы. До-до# 1 октавы

Сопрано- «ми-фа-фа#» 1 октавы

Меццо «до-ре-ре#» 1 октавы

У женщин - типичный регистровый переход находится в нижнем отрезке диапазона, у мужчин- в верхнем. У женщин имеются еще один переход от центра к верхним звукам, но он мало характерен.

Определить тип голоса помогут примарные звуки. Они находятся на центре диапазона голоса. (У тенора - «до» 1 октавы, у баритона - «ля» М, у баса- «фа» М октавы). Соответственно и у женских голосов.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: