Виды трения
Подшипники — одно из ключевых изобретений, которое определило путь развития промышленности. Самый простой подшипник состоит из двух колец, вставленных одно в другое и предназначенное для поддержания и направления вращающегося вала.
Основные типы
Все подшипники могут быть разделены на две основные группы – подшипники качения и скольжения.
Устройство подшипника качения
·
1 2 3 4 5
Рис. элементы подшипника качения
1 – подшипник в сборе: 2- кольцо наружное; 3- кольцо внутреннее; 4- тела качения; -5- сепаратор
Рис. Упорный подшипник
Преимущества подшипников качения
· Меньшие потери на трение
· Более высокий коэффициент полезного действия
· Момент трения при пуске меньше в 10-20 раз
· Простота обслуживания и замены
· Меньший расход смазки
· Низкая стоимость
· Простота ремонта оборудования
· Экономия цветных металлов, которые нужны при производстве подшипников скольжения
|
|
Недостатки подшипников качения
сложность установки и монтажа узлов,
шум при работе,
непригодность для работы при высоких вибрационных и ударных нагрузках,
высокую стоимость при небольших партиях,
ограниченную возможность применения в условиях очень высоких нагрузок и высоких скоростей,
повышенную чувствительность к погрешностям при установке.
Подшипники скольжения
· Подшипники скольжения имеют следующую конструкцию:
· внешняя обойма;
· внутренняя обойма, выполненная из материала с низким коэффициентом трения, например, тефлон (фторопласт).
К преимуществам подшипников скольжения относят:
· Простую конструкцию
· Экономичность при больших диаметрах валов
· Способность выдерживать большие вибрационные и ударные нагрузки
· Надежность в приводах, работающих при высоких скоростях
· Возможность регулировки зазора
· Возможность установки на шейки коленчатых валов разъемных подшипников
Из недостатков можно выделить пониженный КПД, высокие требования к чистоте смазочного материала и температуре, неравномерный износ цапфы и подшипника, большой расход смазки, большие потери на трение при пуске, сравнительно большие осевые размеры.
Задача, которую призваны решать подшипники любого типа – это снижение трения между вращающимся и стационарными узлами агрегата. Это необходимо для снижения потерь энергии, нагрева и износа деталей, вызываемыми силой трения.
Виды трения подшипников скольжения