Интеграция систем дошкольного образования

В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей; предъявляются качественно новые требования к нему как развивающейся личности, способной к дальнейшей жизнедеятельности для своего блага и процветания отечества. Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования – принцип интеграции образовательных областей. В дошкольном образовательном учреждении, согласно данному федеральному документу, отменяются учебные занятия, которые дублировали учебный процесс в начальной школе и не соответствовали возрастным особенностям ребенка дошкольного возраста.

Принцип интеграции является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум.

Интеграция как принцип развития педагогической теории и практики дошкольного образования есть ведущая идея, отражающая гармоничное объединение образовательных областей в единый неразрывный образовательный процесс и гарантирующая в случае ее реализации достижение более высоких результатов в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста. Как принцип интеграция охватывает своим влиянием достаточно большое число дидактических, воспитательных явлений, и она располагает факторами, обеспечивающими ее широкое влияние на педагогическую теорию и практику дошкольного образования. Для этого необходимо определить объект интеграции, вычленить факторы, способствующие интегрированию выделенных объектов, а также необходимо сформулировать ожидаемый результат с учетом потребностей и особенностей участников образования. В качестве объектов выступают предметы, образовательные области, определенные темы, которые требуется расширить за счет интеграции. В качестве факторов интеграции могут выступать: деятельность детей, образовательные области, формы интеграционного образовательного процесса ДОУ.

Интеграция как процесс есть непосредственное установление гармоничных связей между выделенными системами интеграции и создание новой целостной системы образования детей дошкольного возраста в соответствии с предлагаемым результатом. Как процесс интеграция есть процедура интегрирования объектов (образовательных областей, разных видов детской деятельности, форм и методов), проектирование пути получения результата. В качестве результата образовательной деятельности ДОУ Федеральные государственные требования предполагают не сумму знаний, умений и навыков, а приобретаемые интеграционные качества ребенка, такие, как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, воспитанность и др.

Интеграция как результат есть та форма, которую обретают объекты, вступая во взаимосвязь друг с другом. Такой формой интегрированного образовательного процесса в ДОУ могут стать проекты, праздники, путешествия, экскурсии, деловые и ролевые игры, которые погружают дошкольника в познание всего многообразия окружающего мира в его целостности и единстве. Таким образом, феномен интеграции предполагает ее рассмотрения как сложного явления педагогической действительности, которое реализуется в принципе, процессе и результате дошкольного образовательного учреждения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: