Тема 3.Акустическое строение голоса

Певческий голос-акустическое явление.

В мире музыкальных звуков певческому голосу отводиться одно из самых значительных мест. Под голосом вообще понимаются все звуки, производимые голосовым аппаратом человека. Они могут быть разнообразны. Голос может быть речевым, певческим, шепотным.

Любой звук может быть проанализирован с большой точностью; так как звук относиться к физическим явлениям и изучается точной наукой- акустикой.

Все многообразие качеств, которое мы умеем на слух хорошо различать в певческом голосе, имеет теперь акустическую расшифровку. 

Возникновение и распространение звука.

Под звуком в акустике понимается распространение колебаний, то есть волн, в упругой среде. Звук голоса- это колебания частиц воздуха, распространяющееся в виде волн сгущения и разрежения. Источником возникновения этих волн обычно являются какие- либо колеблющиеся упругие тела: струны деки, губы. От них звуковые волны бегут во всех направлениях.

Звук голоса проходит не только по воздушным путям в наружное пространство, но и распространяется по внутренним тканям организма, вызывая дрожание груди, головы. Звук проникает и через твердые среды: стены, потолки, двери и т.п.

Источником певческого голоса являются голосовые связки человека, которые, будучи сближены и напряжены, начинают колебаться. Это и является причиной возникновения периодических сгущений и разрежений, проходящей между ними в следствие повышенного подсвязочного давления воздушной струи. Звуковые волны, родившись в гортани, распространяются во все стороны: по тканям, окружающим гортань, и в низ и вверх по воздухоносным путям. Так образом, они лишь частично выходят в наружное пространство через ротовое отверстие. Значит, только часть звуковой энергии, возникшей в гортани, выходит через ротовое отверстие и достигает уха слушателя.

Звуки тоновые и шумовые.

Звуки,имеющие определённую высоту называются тоновыми, а звуки, неопределённые по высоте- шумы.

Тоновые звуки получаются тогда, когда источник колебаний колеблется периодически с определенной частотой. Это периодичность колебаний и порождает в нашей слуховом органе ощущение высоты звука. Шумы представляют собой непериодические колебания и потому не имеют определенной высоты.

Все гласные при речи и пении в голосовом аппарате человека имеют тоновую основу, а глухие согласные- шумовую.

Всякий музыкальный звук характеризуется высотой, силой и тембром, что с точки зрения акустики соответствует частоте колебаний, амплитуде колебаний и составу сложного звука, то есть спектру.

Высота звука- это субъективное восприятие частоты колебательных движений. Чем чаще совершаются колебательные движения, тем выше для нас звук.

Единственным местом в голосовом аппарате, где рождается качество высоты звука, то есть частота сгущений и разрежений воздуха, является гортань- голосовые связки человека.

Какова бы ни была частота звуковых колебательных движений, скорость, с которой они распространяются по воздуху, остается одинаковой и при +18°C равна 342 м/сек. Если бы скорость распространения звуков разной высоты была бы неодинаковой,то ни один из аккордов оркестра не мог бы быть воспринят в зале как одномоментное звучание многих звуков.

Расстояние между двумя соседними волнами, то есть между двумя соседними сгущениями и разряжениями воздуха, носит название длины волны.Длинные волны и редкие колебания – это низкие звуки; короткие волны и частые колебания –высокие.

Длины волн выражаются в метрах, см., а частота колебаний-в количестве полных колебаний(периодов) в секунду, так называемы герцах. Чем меньше частота колебаний, тем длиннее период каждого колебания.

Ухо воспринимает от 16 гц до 20000 гц, звуковой диапазон певцов от 60-70 гц (низкие ноты баса) до 1200-1300 гц (высокие ноты сопрано), что соответствует длинам волн от 5,7 – 4,8 м до 0,28=0,26 м.

«Ми» большой октавы баса= 75 гц, длина волны около 4, 5 м.

Высокое «до» тенора = 512 гц, длина волны- 60 см.

Высокое «до» сопрано = 1024 гц, длина волны- 30 см.

Поведение волн при встрече с препятствием.

У певцов существует представление о способности концентрировать, собирать звук, посылать его в различные отделы нёбного свода, направлять звук по намеченному пути подобно тому, как мы можем собрать лупой солнечный луч.

Выйдя изо рта и попадая в помещение, звук хорошо отражается от больших и твердых поверхностей стен, потолка, пола и других крупных по размеру предметов, значительно больших, чем длина волны (угол паления равен углу отражения). Для того чтобы звук голоса отражался от стенок надставной трубы, то есть от поверхностей 8-15 см. он должен иметь длину волны около 10 см. или меньше, то есть частоту 2800-3500 гц. Это голос спеть не может (4-5 октава рояля). Значит отражение возможно только для той части звуковой энергии, которая заключена в высоких обертонах певческого голоса. Тогда, когда размеры препятствий и длина волны равна около 45% энергии начинает отражаться по закону угол паления равен углу отражения. И чем меньше длина волны по сравнению с препятствием, тем больший процент энергии будет отражаться, следовательно, чем выше обертоны голоса тем полнее они отражаются от небного свода и других стенок ротоглоточного канала.

Сила звука- это наше субъективное восприятие размаха колебательных движений, его амплитуда.

Амплитуда- размах колебательного движения- не зависит от его частоты.

Сила звука голоса так же, как и его высота, рождается в гортани и растет с увеличением силы подсвязочного давления.

Сила звуковых волн, родившихся в голосовой щели, затем быстро убывает, КПД голосового аппарата очень мал. По мнению Юссона, только 1/10-1/50 часть звуковой энергии родившийся в гортани выходит из ротового отверстия. Основная часть энергии поглощается внутри организма вызывая вибрацию тканей головы, груди, шеи.

Чтобы повысить КПД голосового аппарата необходима постановка голоса. При правильной постановке голоса певцы получают максимальный акустический эффект при наименьшей затрате мышечной энергии.

Неопытные певцы затрачивают много усилий при слабом акустическом эффекте. Сила звука измеряется в децибелах.

Тембр голоса. Основной тог и обертоны.

Музыкальные тоны – тоны сложные. В сложном звуке различают основной тон, который определяет высоту и обертоны сумма звучания которых создает совершенно определенный тембр, то есть характер звука.

Частичные колебания, которые в несколько раз выше основного тона, называют гармоничными. Они гармоничны основному тону. Если обертоны звучат диссонансом к основному тону то они называются негармоничными. Если графически изобразить обертоны сложного звука- мы поучим спектр звука. Если рассматривать спектр какого- либо звука мы как бы видим его об обертоновый состав то есть видим его тембр.

Явление резонанса

Резонанс является причиной усиления различных групп обертонов, то есть основным темброобразующим механизмом. При резонансе получается усиление звучания хотя новой энергии тут не возникает не добавляется. В голосовом аппарате мы имеем соло с резонансом объемов воздуха.

Резонаторы

Под резонатором в акустике подразумевается какой-либо объем воздуха, заключенный в упругие стенки и имеющий выходное отверстие. Резонатором он называется потому что если возбудить колебания находящегося в нем воздуха, то резонатор даст звук совершенно определенной высоты.

Высота звука которая родится в резонаторе зависит от объема заключенного в нем воздуха формы резонатора и размера выходного отверстия. Этот тон называется собственным тоном резонатора. С точки зрения акустики стакан, полный шар, трубка, бутылка являются резонаторами. Чем меньше размеры резонатора и вместе с этим объем заключенного в нем воздуха тем выше тон который родится в резонаторе- его собственный тон. Чем меньше выходное отверстие тем ниже собственный тон.

Явление резонанса в резонаторах возникает по тому же принципу что и в струнах. Резонатор отвечает то есть в нем происходит раскачка воздуха тогда,когда над ним издается звук, совпадающий по частоте (высоте) с его собственным тоном. Как и при резонансе струн сам резонатор не добавляет энергии а лишь аккумулирует накапливает ту энергию которая держится в подходящих к нему волнах. Потом резонатор отдает ее в наружную среду гудит, отзвучивает, отчего звук для слушателя становится громче.

В голосовом аппарате человека имеется множество полостей и трубок в которых могут развиваться явления резонанса, трахея и бронхи, полость гортани, глотки, рта, носоглотки, носа и окружающие его мелкие придаточные полости обладают достаточно упругими стенками для того чтобы в них возникли явления резонанса. Одни из них по своей форме и размерам неизменны, даны от природы следовательно всегда усиливают одни и те же обертоны, порождают постоянно присутствующие в голосе призвуки и не могут быть специально приспособлены для других обертонов (например нос и его придаточные полости).

Другие легко меняют свою форму, например ротовая полость, глотка, надсвязочная полость гортани, то есть могут использоваться для изменения исходного тембра путем резонаторного усиления определенных групп обертонов, которые часто оказываются сильнее основного тона.

Механизм изменения исходного тембра рожденного в голосовой щели не связан с вибрациями груди, небного свода и т.д. изменение исходного тембра гортани целиком зависит от резонаторных явлений развивающихся в полостях голосового аппарата.

Звук голосовой щели

(у самоубийц услышали, записали и проанализировали)

На слух это голос по тембру резко отличается от нормального. Тембр носит «пищащий» характер, изменен до неузнаваемости не имеет формы того или иного гласного. Голосовая щель дает однородный тон. Гортань родит звук неиндифферентный. характер речевого звука исходный тембр гортань получает, проходя через надставную трубку, то есть по ротоглоточному каналу. (В старые времена преступникам вырезали язык, они не могли произносить различные гласные и согласные, лишались дара речи охраняя голос.)

Форманты гласных звуков речи

Каждый гласный звук содержит с воем обертоновом составе две основные относительно усиленные области частот, так называемые характеристические тоны. Гельмгольца, по которым наше ухо и различает гласный от другого. Эти области частот гласного звука носят название формант гласных. Каждый гласный звук характеризуется двумя такими областями усиления причем она из них обязана своим происхождением резонансу глотки, а вторая – резонансу ротовой полости. Именно этим и определяется необходимость при переходе от одного гласного к другому перемещать язык из одной позиции в другую. Язык является тем артикуляционным органом перемещение которого создает в ротовой и глоточной полостях нужные для образования формант объемы воздуха. Именно поэтому невозможно при едином положении языка произнести разные гласные. Единое положение языка создает единые по своему объему полости в глотке и во рту (следовательно одинаковый их резонанс) форманты смогут образоваться и гласные не возникнут.

Форманты для глансных русского языка по Фанту:

А – 700 и 1000 гц, О- 535 и 780 гц, У – 300 и 650 гц,

Е – 440 и 1800 гц, И – 240 и 2250 гц.

Объемы глотки и ротовой полости находятся и изменяются при произношении гласных в последовательности Е-И-А-О-У.

На «и» ротовая полость наименьшая по объему, глоточная – наибольшая. Ротовая полость увеличивается при переходе от гласного И-Е-А-О-У. Глоточная же уменьшается при переходе от И к Е и А, на О и У снова увеличивается.

Таким образом, переход от гласного к гласному есть тембральное изменение звука, обязанное своим происхождением изменению резонанса ротоглоточных полостей.

У человека есть два механизма изменения тембра: во-первых, можно менять исходный тембр, рождающийся в голосовой полости (например грудной или фальцетный звук, жесткая или мягкая атака звука); и, во-вторых, менять форму и размеры резонансных полостей по пути движения звука от голосовых связок до губ.

О формантах. Этим термином обозначается любое усиление обертонов в спектре, формирующее то или иное качество тембра.

Термин «форманта» (от слова форма, формировать) применяется там, где имеются усиленные обертоны, формирующие характерную окраску тембра данного звука или инструмента.

Хорошо поставленный певческий голос отличается,кроме большой силы и больших звуковысотных возможностей, полностью красивого вокального тембра.

Он всегда звучит ярко, звонко, блестяще, с «металлом», но и объемно, округло, мягко, имеет льющийся характер. Певческий голос хорошо тянется и имеет приятную, ровную пульсацию- вибрато. Если звук лишить вибрато, то он приобретает «прямой», «мелкообразный», безжизненный характер. Вибрато воспринимается нами как составная часть тембра звука.

Когда ученые стали анализировать спектр певческого голоса, то было выяснено, то его особенности, которые мы хорошо слышим в тембре, как металличность и блеск- с одной стороны, и мягкость, округлость- с другой, зависят от усиления в спектре голоса соответственно двух областей обертонов. Эти области усиления частот, характеризующие специфический певческий тембр голоса, были названы певческими формантами.

Низкая и высокая певческие форманты.

В спектре хорошо поставленного мужского певческого голоса всегда присутствуют обертоны с частотой в области 517 гц.

Форманта получила название низкой певческой форманты.

С её присутствием связано округлое, полное и мягкое звучание голоса (Это открыли Казанский и Ржевкин в 1927 г). Если эту область «вырезать» из звучания голоса, отфильтровать ее, то звук обеляется, приобретает плоский характер.

В 1934 году Бартоломью, работая на более совершенной аппаратуре, обнаружил группы значительно усиленных обертонов высокочастотной части спектра. Это область получила название высокой певческой форманты.

Для низких голосов она равна 2500- 2800 гц, для высоких доходит до 3200 гц. Высокая певческая форманта привносит в звук область, блеск, металл. От её присутствия зависит полетность звука, способность «пробивать» оркестр.

Исследования показали, что у мастеров в области высокой певческой форманте сосредоточено до 30- 35% всей звуковой патологии голоса. У неопытных певцов, а также дикторов и актеров она достигает только 2- 7%.

Если сравнить спектр гласного звука, произнесенного в речи и спетого поставленным голосом, то спектре певческого звука, кроме двух речевых формант будут присутствовать высокая и низкая певческие форманты. Чем интенсивнее звук, тем большую роль в спектре играют певческие форманты и тем меньше выделяются форманты гласных. Поэтому при большой точности звука гласные становятся хуже различными. В этом случае особенно важным является начальный момент формирования звука, который в основном и определяет в нашем слуховом представлении характер гласного.

Гласные в пении звучат «ближе к друг другу», более «нейтрализовано», чем в речи. Полости рта и глотки формируются меньше, а рот открывается больше, чем в речи.

Ровность голоса зависит от умения сохранять на всех главных и на всем диапазоне высокую и низкую певческие форманты. Задача певца- научиться артикулировать гласные, пользоваться диапазоном и динамикой звука так, чтобы высокая и низкая певческие форманты всегда присутствовали в голосе в равной мере.

Как установил Бартоломью, высокая певческая форманта возникает в гортани человека. Надсвязочная полость гортани образующаяся между голосовыми связками и входом в гортань имеет размеры 2, 5- 3 см и резонирует на частоты порядка 2500- 2800 гц, то есть как раз в области высокой певческой форманте.

Ещё Гарсия (который изобрел гортанное зеркало, ларингоскоп отметил, что присуженном за счет наклоненного надгортанника входе в гортань голос имеет блестящий, яркий характер, а при открытом входе вгортань,когда надгортанник поднимается, голос теряет яркость.

Таким образом, высокая певческая форманта образуется в надсвязочной полости гортани за счет резонанса обертонов, рожденных в голосовой щели.

Место возникновения низкой певческой форманте указывается предположительно.

Некоторые считают местом усиления этой группы обертонов нижнюю часть глотки, что совпадает с практическими проблемами педагогов, которые, желая получить более округлый, мясистый звук, требуют хорошего зевка, открытия нижней части глотки.

Другие думают, что местом возникновения низкой певческой форманте является резонанс трахеи. При этом ясно совершаются вибрации в трудной клетке, передающиеся отрезонирующей трахеи через легочную ткань.

Резюмирую сказанное о тембре певческого голоса, надо сказать, что первичный тембр, возникающий в голосовой щели, изменяется за счет резонанса четырех основных полостей: трахеи, гортани, глотки и рта. В трахее и гортани оформляются певческие форманте, а в глотке и во рту- форманты гласных. Певческие форманты постоянно присутствуют в голосе квалифицированного певца, потому и полости, их рождающие (полость гортани и трахеи), у него постоянны в своем объеме. Этим выяснятся то, что позиция гортани у мастера вокала строго фиксирована. Форманты гласных, образующиеся полостях глотки и требуют разных резонаторных объемов, поэтому язык при артикуляции гласных обязательно перемещается из одной позиции в другую.

Роль носового резонатора. Когда в пении мягкое нёбо опущено, звук, идущий по ротоглоточному каналу, начинает широко общаться с носоглоткой и носом. При этом он приобретает гнусавый оттенок. А это является порочным призвуком тембра. Как называют рентгенологические наблюдения, у певцов, как правило, происходит поднятие мягкого нёбо вор время пения.

Вибрато. Вибрато делает голос теплым, живым, выразительным. Вибрато было изучено акустиками. Как оказалось, звук имеет для нашего слуха красивый, льющийся характер тогда, когда вибрация совершается со скоростью 6- 7 раз в секунду. Еслипульсации совершаются чаще- «барашек» в голосе; если реже-«качание».

Вибрато возникает за счет колебаний гортани, подвешенной в мышцах шеи.

Теперь коснемся вопроса перехода звука от колеблющегося тела в пространство и восприятия звука наших слухом.

Излучение звука.

Переход энергии колеблющегося тела в звуковые колебания воздушной среды носит название излучения звука.

Излучение тем лучше, чем больше площадь излучающей поверхности. Наоборот, при малых площадях излучение не велико опыт с камертоном.

Выходным отверстием для звука, рожденного гортани (излучателем голоса), в пении является только ротовое отверстие.

Голосовой тракт человека представляет собой своеобразный рупор: над источником колебаний- связками расположено трубка, открытая в наружную среду. По этой трубке- рупору звук, рожденный в голосовой щели, достигает ротового от отверстия отсюда распространяется наружу. В рупорах излучателем энергии является его устье. Ротовое отверстие играет роль устье рупора. Чем больше площадь устье рупора, тем лучше излучение энергии рупора в наружное пространство.

С этой точки зрения, чем больше открыт рот во время фонации, тем лучше энергия переходит в наружное пространство.

При крике- рот раскрыт максимально. Если вообще в пении рот открывается больше,чем в речи то максимальная степень открытия рта (как при крике) почти не встречается. Обычно пользуются умеренным открытием рта, так как при этом лучше формируется тембр, обеспечивая естественность формирования слова.

Максимальное открытие рта может сместить гортань,не благоприятно повлиять на работу голосовой щели и помешать образованию правильного певческого тембра.

Перед певцом всегда стоит задача быть хорошо слышимым в зале.

Голосовой аппарат- своеобразный рупор.

Сходство голосового аппарата с рупором имеет не только внешний характер. К голосовому аппарату применимы те же закономерности, которым следует звук в рупорах.

Направленность излучения. Излучающийся из ротового отверстия звук распространяется во все стороны, как все звуковые длины. В певческом голосе для основного тона и низко частотных составляющих, имеющих большую длину волны, размеры рта не позволяют думать о ярко выраженной звуковой направленности. Если размеры излучающей поверхности больше размеров длины волны, звук распространяется преимущественно в одном направлении, то есть по принципу луча. Если, наоборот, излучающая поверхность не велика, а длина волны большая, происходит распространении во все стороны.

Что касается высокочастотных обертонов, порядка высокой певческой форманты и выше, то тут отмечается определено отраженная направленность, степень которой повышается по мере повышения частоты обертонов.

Морозов, проведя исследования, показал, что если для основных тонов голоса и низкочастотных обертонов звук распространяется во все стороны от ротового отверстия примерно с равной интенсивности, то для области высокой певческой форманты имеется ясно выраженная направленность звука вперед.

Велика направленность согласных звуков, имеющих в своем составе много очень высоких частот, например, свистящих и шипящих- С,Ц,Ш,Ч,Щ. Это важно знать для правильной дикции.

Хорошее подача согласных звуков в сторону публики обеспечивает достаточную разборчивость даже на очень больших расстояниях.

Голосовой аппарат – взаимосвязанная система резонаторов, гортани и дыхания.Роль импеданса.

Взаимосвязанная система резонаторов (гортань –глотка-рот) не только резонирует, накапливая звуковую энергию, но и, колеблясь, создаёт работающий голосовой щели определённое сопротивление сверху. Надставная трубка влияет и на работу голосовой щели.

Оказывается,что для работы голосовой щели совершенно не безразлично, какова среда-тот резонирующий столб воздуха, который находится над связками. По измерению Юссона, голос оперного певца у входа в гортань имеет силу в 150 дицибелов,что равно силе звука авиационного мотора.

Наилучшие возможности для фонирующей голосовой щели проявляются тогда, когда в надсвязочных полостях создаётся остаточное противодавление (сопротивление) порциям подсвязочного воздуха. В этих условиях встречного сопротивления может быть создано большое подсвязочное давление и энергия колебаний резонаторов, возбуждаемых прорывающимся сквозь голосовую щель воздухом, будет велика- звук будет сильным. При этом голосовые мышцы будут совершать свою колебательную работу умеренной затратой энергии, так как часть борьбы с подсвязочным давлением возьмёт на себя противодавление находящегося сверху столба воздуха.

Усиление звука в голосовом аппарате происходит в основном за счёт создания более благоприятных условий в работе самой голосовой щели. При небольших затратах энергии голосовых мышц, дыхание в условиях достаточного противодавления может развивать большую энергию, производя звук колоссальной силы.

Если сравнить голосовой аппарат с рупором, то можно заметить сходство принципа их построения.Существует предрупорная камера которая создаёт сопротивление непосредственно источнику звука, а рупор служит для образования общего сопротивления, противодавления (называемого импедансом).Порентгеновским снимкам видно, что гортань занимает у оперных певцов определённое положение и вход в неё всегда суживается, чем отделяется надсвязочная полость от ротоглодочного рупора.Эта «предрупорная камера» в голосовом аппарате человека остаётся на всех гласных и на всём диапазоне неизменной, если певец поёт на хорошей певческой опоре (р или f).При снятии звука с опоры (не опёртая piano)надсвязочная полость раскрывается «предрупорная» камера перестаёт существовать.

Создание импеданса- противодавления надставной трубке певца- установление взаимосвязанной системы колебаний резонаторов голосовых связок, является важнейшим акустическим механизмом в работе голосового аппарата.Когда установлен этот механизм, певец получает возможность при малых затратах энергии голосовых связок получать чрезвычайно большой акустический эффект.Постановка голоса исследует рассматривать как нахождение верной взаимосвязи между резонирующей надставной трубой и фонирующей голосовой целью.

В процессе занятий можно наблюдать, что наступает время, когда пение становится наиболее лёгким, а голос звучит полно,красиво,мощно- это и есть наилучшее соответствие между резонаторами и голосовыми связками.

Для одной гортани надо увеличивать эмпиданс (опуская гортань, мало открывая рот), для другой гортани более удобен меньший эмпиданс (широко открытый рот и спокойное или даже поднятая гортань).Необходимо индивидуально подбирать нужный импеданс.

Полётность певческого голоса.

Существуют голоса не имеющие большой силы но отлично летящие в зал и хорошо слышимые даже через звучание сестра. Есть мощные голоса поражающие своей силой и непосредственной близости (в комнате, классе) но оказывающие совершенно не летящими в зале театре. 

Исследования показали, что количество полётности связано с тембром голоса а не с его силой и объясняется это присутствием в голосе высоких обертонов высокой певческой форманты. Почему же звук, сформированный в высокой певческой позиции имеет лучшую полётность, когда все частоты спектра распространяются в пространстве одинаково? Как оказалось, это качество четкости связано с особенностями восприятия звуков нашим слухом.

Наше ухо имеет неодинаковую чувствительность к разным частотам. Особенно чувствительно ухо к области 2500-3000 гц., есть к области высокой певческой форманты.

Умение правильно формировать тембр голоса, делать его летящим, полетным- чрезвычайно важный момент для того, что бы быть хорошо слышимым в зале. Построение спектра с максимальной концентрацией энергии в области высоких частот порядка высокой певческой форманты- физиологическое приспособление голосового аппарата для получения максимальной слышимости при минимальной трате энергии, что в практике называется высокой позицией звука.

Это хорошо знают вокальные педагоги, работающие главным образом над формированием тембра голоса, над высокой позицией звука, а не над выработкой его силы. Практически давно известно, что слышимость в зале меньше зависит от абсолютной силы звука, чем от верного формирования певческого тембра. Правильно тембральнооформленный голос оказывается всегда хорошо летящим в зал. Задача каждого учащегося ясно понять это и не гнаться за силой звука, а работать над выявлением лучшего тембра, над звучанием голоса в так называемой высокой позиции.

Акустические условия выступления.

Бывают самые разнообразные. Трудно петь на открытом воздухе, так как голос распространяется во все стороны, ни от чего не отражаясь, легко рассевается и не достигает в достаточной мере уха слушателя. На открытых эстрадах ставится раковина что бы звук отражался в сторону слушателя. Неопытным певцам не следует петь на открытых площадках.

В залах стены отражают звуки, не давая им уйти из помещения, возвращая их в зал. Стены, потолок и пол препятствуют утечке звуковой энергии. Если форма отражающих поверхностей рассчитана правильно, звуки равномерно достигают всех рядов. И не правильно- возникают провалы звучания.

Часто говорят, что помещение имеет плохой или хороший резонанс. В этом случае под резонансом понимается тот отзвук, гулкость помещения в котором мы говорим и поем. Это явление не имеет отношения к резонансу вообще и представляет собой лишь остаточное звучание, так называемую реверберацию, которая отражает звуковые волны от больших поверхностей помещения.

Если препятствие которое встречает звуковая волна одно и большое (ущелье, горы, граница леса…), то отразившаяся волна возвращается принося назад эхо. В эхо как и при всякой реверберации, в отзвуке всегда сохраняется та высота звука которую мы задали.

Если в помещении много вещей, ковров, портьер- звук гасится и остаточное звучание мало. В пустых комнатах издается длительное остаточное звучание, гудение которое затрудняет пение. Для занятия пением выгоднее всего пользоваться классом с умеренной реверберацией но иногда полезно менять акустическую обстановку, что бы не было привыкания.

Поскольку приходиться пет в разных акустических условиях, восприятие силы собственного голоса всегда разное. Надо стараться сохранить привычную манеру звукообразования, не поддаваясь, слуховому обману.

Заключение: Голосовой аппарат с точки зрения акустики, представляет собой своеобразный рупор, где над источником колебаний (голосовая цель) расположена система резонаторных полостей (гортань, глотка, рот) открывающихся в наружное пространство своим устьем. (рот). В резонаторах голос приобретает характерные усиления –форманты, определяющие его звучание. В правильно поставленном певческом голосе постоянно присутствуют высокая и низкая певческая форманты, а также обратно определенной частоты, от которых зависит певческий тембр голоса. Каждый певческий звук, кроме того характеризуется формантами гласных по которой один гласный отличается от другого.

КПД голосового аппарата мал, а звук излучающийся из ротового отверстия, быстро убывает в силе по мере увеличения расстояния. Постановку голоса следует рассматривать как нахождение наилучших взаимоотношений между фонирующей голосовой цепью и системой резонаторов гортани, глотки и рта. При правильной постановке голоса певец так формирует тембр, чтобы больший процент звуковой энергии шел в области высокой певческой форманты- области которая лучше всего воспринимается нашим ухом. Основная задача певца и педагога – правильно сформировать тембр, найти наилучшие условия для естественной свободной работы голосового аппарата.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: