Изучение нового материала

Процесс исторического развития человека, становления его как вида в процессе формирования общества называется антропогенез (в переводе с греческого antropos – человек и genesis-происхождение, возникновение).

Переходим к первому  вопросу: Какое место занимает человек в системе животного мира?

Итак, начертите таблицу. Вспоминаем систематику человека и записываем его.

Царство Животные  
Тип Хордовые Наличие хорды Нервная трубка на спиной стороне зародыша.
Подтип Позвоночные · Наличие двух пар свободных конечностей. · Местонахождение сердца на брюшной стороне. · Развитие позвоночного столба. · Формируется череп и челюстной аппарат. · Головной мозг состоит из 5 отделов.
Класс Млекопитающие · Наличие млечных, сальных, потовых желёз. · Теплокровность. · Зубы трёх видов (коренные, клыки, резцы). · Четырёхкамерное сердце. · Сильно развитая кора головного мозга. · Волосы на поверхности тела. · Пять отделов позвоночника.
Подкласс Плацентарные · Развитие плода в теле матери и питание его через плаценту.
Отряд Приматы · Наличие передних конечностей хватательного типа (первый палец противопоставлен остальным). · Ногти на пальцах. · Одна пара сосков млечных желёз. · Хорошо развитые ключицы. · Замена молочных зубов на постоянные в процессе онтогенеза. · Рождение, как правило, одного детёныша.
Подотряд Человекообразные · Сходная структура мозгового и лицевого отделов черепа. · Хорошо развитые лобные доли головного мозга, слабо развитая обонятельная зона. · Большое число извилин на полушариях головного мозга. · Наличие аппендикса. · Исчезновение хвостового отдела позвоночника. · Развитие мимической мускулатуры. · Четыре основные группы крови, сходные резус-факторы. · Диплоидное число хромосом(2n). · Многие общие инфекционные болезни
Семейство Гоминиды люди (прямоходящие приматы)  
Род Человек  
Вид Человек разумный  

Мы рассмотрели положение человека в системе животного мира.

А теперь посмотрите на рисунки в учебнике – «Эмбриональное развитие», рудименты, атавизмы. Что изображено на них, что они доказывают?

Учащиеся приходят к выводам, что это черты сходства и различий, доказательства происхождения человека от животных.

- Всё это доказывает происхождение человека от животных.

В нашей таблице еще не заполнен 3 столбик. Мы будем заполнять его в ходе беседы, используя рисунки и учебник.

-Какие признаки ещё подтверждают принадлежность к типу Хордовых?

· Нервная трубка на спиной стороне зародыша.

· Жаберные щели в глотке.

Заполняем таблицу.

 Учитель совместно с учащимися начинает заполнять таблицу.

-Появление конечностей

-Какие еще есть признаки подтипа Позвоночные.

Мы относимся к классу… млекопитающих

-Какие признаки класса Млекопитающие вы знаете?

- Коль зародыш через плаценту питается
Подкласс плацентарный называется

- Признаки подкласса плацентарные.

- Отряд Приматы. Назовите признаки отряда?

Подотряд Человекообразных имеет более частные признаки.

Резус-фактор впервые был обнаружен у низшей обезьяны Макаки-резус. Система АВО понгид и человека общая (У орангутанга имеются антигены А и В).

· Диплоидное число хромосом(2n).

У человекообразных обезьян - 48 хромосом. У человека - 46, то есть различия в хромосомных числах обусловлено единственной транслокацией. Хромосома 2 человека образована слиянием двух хромосом, гомологичных таковым у шимпанзе. Сейчас разработаны методы дифференциальной окраски хромосом, когда на них выявляется поперечная полосатость, строго специфичная для каждой хромосомы и каждого вида.

Такая окраска хромосом человека и шимпанзе показывает их удивительную близость.

Пользуемся учебником Беляева (с.222) и рисунками учебника.

Что называют рудиментами?

Рудименты - недоразвитые органы, имеющиеся у отдалённых предков, но утратившее своё значение.

· Третье веко (во внутреннем углу глаза, хорошо развито у птиц).

· Волосяной покров тела.

· Аппендикс (червеобразный отросток слепой кишки).

· Копчик (состоит из четырёх реже пяти недоразвитых, сросшихся между собой позвонков).

· Мышцы ушной раковины (у людей в ушной раковине находится рудимент мышцы остатки тех мышц, которые у наших предков вызывали произвольные движения ушей).

· На ушной раковине нередко можно заметить дарвинов бугорок (это остаток остроконечного уха древней обезьяны).

· Плавательные перепонки между пальцами (хорошо заметны с тыльной стороны).

Что называют атавизмами?

Атавизмы – признаки, свойственные далёким предкам.

· Некоторые люди способны двигать ушами.

· Встречаются люди с остроконечными ушами.

· Густой волосяной покров тела.

-При остатке времени на уроке можно обратиться к историческим данным. Историческая справка указана в приложении.

· Добавочные соски.

Встречаются редко, число сосков изредка достигает даже 8 или более, как у женщины из Вены.

Рудимент хвоста в виде копчика есть у каждого человека, но встречаются люди, имеющие развитый хвост.

· Наличие хвоста.

В 1848 году в Германии родился мальчик, имевший хвост длиной 10 сантиметров. Хвост этот шевелился, когда мальчик плакал, кричал, сердился.

· Сильно развитые плавательные перепонки (как у лягушки).

А теперь перейдём к следующей группе доказательств.

Эмбриологические доказательства.

Часть из них мы указали при рассмотрении систематических категорий.

Пользуемся учебником Полянского (с.43), учебником Захарова (с.131), таблицами и рисунками.

Общая схема развития зародыша.

· Оплодотворённое яйцо начинает дробиться, из образовавшихся клеток образуются ткани, а затем целый организм.

Сходство зародышей.

· Зародыш человека имеет жаберные щели, трубчатое сердце, хвостовой отдел позвоночника и т.д.

- В том числе между человеком и животными, в том числе и человекообразными обезьянами, существуют коренные отличия.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: