Процесс исторического развития человека, становления его как вида в процессе формирования общества называется антропогенез (в переводе с греческого antropos – человек и genesis-происхождение, возникновение).
Переходим к первому вопросу: Какое место занимает человек в системе животного мира?
Итак, начертите таблицу. Вспоминаем систематику человека и записываем его.
Царство | Животные | |
Тип | Хордовые | Наличие хорды Нервная трубка на спиной стороне зародыша. |
Подтип | Позвоночные | · Наличие двух пар свободных конечностей. · Местонахождение сердца на брюшной стороне. · Развитие позвоночного столба. · Формируется череп и челюстной аппарат. · Головной мозг состоит из 5 отделов. |
Класс | Млекопитающие | · Наличие млечных, сальных, потовых желёз. · Теплокровность. · Зубы трёх видов (коренные, клыки, резцы). · Четырёхкамерное сердце. · Сильно развитая кора головного мозга. · Волосы на поверхности тела. · Пять отделов позвоночника. |
Подкласс | Плацентарные | · Развитие плода в теле матери и питание его через плаценту. |
Отряд | Приматы | · Наличие передних конечностей хватательного типа (первый палец противопоставлен остальным). · Ногти на пальцах. · Одна пара сосков млечных желёз. · Хорошо развитые ключицы. · Замена молочных зубов на постоянные в процессе онтогенеза. · Рождение, как правило, одного детёныша. |
Подотряд | Человекообразные | · Сходная структура мозгового и лицевого отделов черепа. · Хорошо развитые лобные доли головного мозга, слабо развитая обонятельная зона. · Большое число извилин на полушариях головного мозга. · Наличие аппендикса. · Исчезновение хвостового отдела позвоночника. · Развитие мимической мускулатуры. · Четыре основные группы крови, сходные резус-факторы. · Диплоидное число хромосом(2n). · Многие общие инфекционные болезни |
Семейство | Гоминиды люди (прямоходящие приматы) | |
Род | Человек | |
Вид | Человек разумный |
Мы рассмотрели положение человека в системе животного мира.
|
|
А теперь посмотрите на рисунки в учебнике – «Эмбриональное развитие», рудименты, атавизмы. Что изображено на них, что они доказывают?
Учащиеся приходят к выводам, что это черты сходства и различий, доказательства происхождения человека от животных.
- Всё это доказывает происхождение человека от животных.
В нашей таблице еще не заполнен 3 столбик. Мы будем заполнять его в ходе беседы, используя рисунки и учебник.
-Какие признаки ещё подтверждают принадлежность к типу Хордовых?
· Нервная трубка на спиной стороне зародыша.
· Жаберные щели в глотке.
Заполняем таблицу.
Учитель совместно с учащимися начинает заполнять таблицу.
|
|
-Появление конечностей
-Какие еще есть признаки подтипа Позвоночные.
Мы относимся к классу… млекопитающих
-Какие признаки класса Млекопитающие вы знаете?
- Коль зародыш через плаценту питается
Подкласс плацентарный называется
- Признаки подкласса плацентарные.
- Отряд Приматы. Назовите признаки отряда?
Подотряд Человекообразных имеет более частные признаки.
Резус-фактор впервые был обнаружен у низшей обезьяны Макаки-резус. Система АВО понгид и человека общая (У орангутанга имеются антигены А и В).
· Диплоидное число хромосом(2n).
У человекообразных обезьян - 48 хромосом. У человека - 46, то есть различия в хромосомных числах обусловлено единственной транслокацией. Хромосома 2 человека образована слиянием двух хромосом, гомологичных таковым у шимпанзе. Сейчас разработаны методы дифференциальной окраски хромосом, когда на них выявляется поперечная полосатость, строго специфичная для каждой хромосомы и каждого вида.
Такая окраска хромосом человека и шимпанзе показывает их удивительную близость.
Пользуемся учебником Беляева (с.222) и рисунками учебника.
Что называют рудиментами?
Рудименты - недоразвитые органы, имеющиеся у отдалённых предков, но утратившее своё значение.
· Третье веко (во внутреннем углу глаза, хорошо развито у птиц).
· Волосяной покров тела.
· Аппендикс (червеобразный отросток слепой кишки).
· Копчик (состоит из четырёх реже пяти недоразвитых, сросшихся между собой позвонков).
· Мышцы ушной раковины (у людей в ушной раковине находится рудимент мышцы остатки тех мышц, которые у наших предков вызывали произвольные движения ушей).
· На ушной раковине нередко можно заметить дарвинов бугорок (это остаток остроконечного уха древней обезьяны).
· Плавательные перепонки между пальцами (хорошо заметны с тыльной стороны).
Что называют атавизмами?
Атавизмы – признаки, свойственные далёким предкам.
· Некоторые люди способны двигать ушами.
· Встречаются люди с остроконечными ушами.
· Густой волосяной покров тела.
-При остатке времени на уроке можно обратиться к историческим данным. Историческая справка указана в приложении.
· Добавочные соски.
Встречаются редко, число сосков изредка достигает даже 8 или более, как у женщины из Вены.
Рудимент хвоста в виде копчика есть у каждого человека, но встречаются люди, имеющие развитый хвост.
· Наличие хвоста.
В 1848 году в Германии родился мальчик, имевший хвост длиной 10 сантиметров. Хвост этот шевелился, когда мальчик плакал, кричал, сердился.
· Сильно развитые плавательные перепонки (как у лягушки).
А теперь перейдём к следующей группе доказательств.
Эмбриологические доказательства.
Часть из них мы указали при рассмотрении систематических категорий.
Пользуемся учебником Полянского (с.43), учебником Захарова (с.131), таблицами и рисунками.
Общая схема развития зародыша.
· Оплодотворённое яйцо начинает дробиться, из образовавшихся клеток образуются ткани, а затем целый организм.
Сходство зародышей.
· Зародыш человека имеет жаберные щели, трубчатое сердце, хвостовой отдел позвоночника и т.д.
- В том числе между человеком и животными, в том числе и человекообразными обезьянами, существуют коренные отличия.