Теория пространственных аномалий

30.03.2020

Урок биологии № 54

Тема: " Современные гипотезы о происхождении человека. ПР. № 10. Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека "

Цели по содержанию:

Образовательная: познакомить учащихся с разными гипотезами происхождения человека, оценивая степень их научности и достоверности; охарактеризовать развитие взглядов учёных на проблему антропогенеза.

Развивающая: способствовать формированию информационной компетентности учащихся, умению выделять главное.

Воспитательная: создать условия для формирования мировоззренческих взглядов на проблему происхождения человека от животных, воспитание культуры речи, культуры общения.

Формирование ключевых компетентностей на каждом этапе урока: готовность к самообразованию, готовность к решению проблем, коммуникативной, информационной компетентностей.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: проблемное изложение, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: дистанционная

Средства обучения:

- учебная программа по биологии

- Сивоглазов В.И., Агафонов И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений. – М.:

Дрофа, 2007;

Беляев Д.К., Дымшиц Г.М.Общая биология учебник для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение,2007;

План урока.

Организационный момент.

2. Актуализация знаний

В тетради записываем число и тему урока

В настоящее время на нашей планете обитает несколько миллионов видов живых организмов, каждый из которых по- своему уникален. Какое место среди этого многообразия занимает вид Homo sapiens (Человек разумный) и кто его предки? Во все века человечество пыталось найти ответы на эти и другие вопросы, подобные им. Существует множество гипотез происхождения человека. Сегодня на уроке вам предстоит с ними познакомиться. В ходе беседы выясняет, что известно учащимся о происхождении человека.

Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос: “Откуда мы взялись?”. Несмотря на то, что вопрос звучит весьма просто, единого ответа на него не существует.

Знакомит с эпиграфом к уроку: «Главным предметом изучения человечества является человек». Гёте.

Сообщение целей урока.

 

На нашем уроке мы постараемся дать ответы на следующие вопросы:

1. Какие существуют теории, объясняющие возникновение человека на Земле?

2. Доказательства происхождения человека от животных.

Изучение нового материала.

Процесс исторического развития человека, становления его как вида в процессе формирования общества называется антропогенез (в переводе с греческого antropos – человек и genesis-происхождение, возникновение).

 

Начнем с первого вопроса: Какие существуют теории, объясняющие возникновение человека на Земле?

Существует целый ряд различных теорий, объясняющих возникновение человека на Земле, но основные из них следующие:

1. Теория творения.

2. Теория внешнего вмешательства.

3. Теория пространственных аномалий.

4. Эволюционная теория.

Сейчас используя дополнительный материал, подготовьте сообщение об основных положениях этих теорий. чье доказательство более убедительное?

Например, божественное происхождение или внеземное… Убедительно, но кто такие те несовершенные существа – обезьяноподобные - которых археологи находят в древних могильниках с оружием, орудиями труда?

Сомнения возникают по разным вопросам. Побеждает в истории та теория, в которой более всего, на сегодня, собрано доказательств – исторических источников.

- Какая теория происхождения человека, на ваш взгляд, является более правдоподобной?

Дополнительный материал

Теория творения (креационизм).

Суть теории творения в том, что человека создал бог или боги. Это теория одна из самых ранних. У разных народов возникли на этот счёт свои мифы и легенды.

Например, по месопотамским мифам боги под предводительством Мардука убили своих прежних правителей, кровь смешали с глиной, и из этой глины возник первый человек.

По взглядам индусов в мире властвовал Триумвират - Шива, Кришна и Вишну, которые и положили начало человечеству.

Наиболее распространенны в мире христианские взгляды, связанные с божественным творением Земли и всего живого на Земле за 6 дней. В шестой день был создан первый человек Адам, а потом из ребра – первая женщина Ева. От них и пошли люди.

Согласно этой теории:

· никакие новые виды не появляются постепенно;

· мутации вредны для сложных организмов, не приводят ни к чему новому;

· цивилизация возникает одновременно с человеком, сложная с самого начала;

· речь возникает одновременно с человеком.

Теория внешнего вмешательства.

Согласно этой теории появление людей на Земле, так или иначе, связано с деятельностью иных цивилизаций. То есть люди являются прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

Более сложные варианты этой теории предполагают:

· скрещивание иномирян с предками людей

· порождение человека разумного методами генной инженерии

· эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом

В большом количестве литературы на эту тему упоминаются, в частности, цивилизации с планетной системы Сириуса, из созвездий весов, Скорпиона, Девы как прародители или производители землян. Многие сообщения подчёркивают, что земляне – плод неудавшихся экспериментов, причём уже не первый раз этот «подпорченный» плод уничтожали, поэтому не исключается, а скорее, предполагается, и на сей раз гибель всего человечества.

Теория пространственных аномалий.

Последователи данной теории трактуют антропогенез как элемент развития устойчивой пространственной аномалии – гуманоидной триады «Материя – Энергия – Аура», характерный для многих планет Земной Вселенной. То есть в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному пути, запрограммированному на уровне Ауры – информационной субстанции. При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникновению гуманоидного разума земного типа. Эта теория признаёт существование определённой программы развития жизни и разума, которая на ряду со случайными факторами управляет эволюцией.

Эволюционная теория.

В теорию эволюционного развития живых организмов, в том числе и антропогенеза, большой вклад внесли Карл Линней, Жан Батист Ламарки Чарлз Дарвин, который обобщил труды своих предшественников.

Эволюционная теория предполагает, что ближайшим общим предком человека и человекообразных обезьян была группа древесных обезьян (дриопитеков), обитавших 25-30 млн. лет назад. Под влиянием внешних факторов и естественного отбора происходило их постепенное видоизменение. Примерно 25 млн. лет назад произошло разделение дриопитеков на две ветви, которые в дальнейшем привели к возникновению двух семейств: понгид (гиббон, горилла, орангутанг, шимпанзе) и гоминид, давших начало возникновению человека. Объединить человека и высших обезьян – смелый шаг.

Остаётся только поражаться смелости и прозорливости Карла Линнея, основателя научной систематики, который в своей «Системе природы» в 10 издании описал в роде Homo (человек), кроме человека разумного, виды человек лесной (Homo sylvestris) и Человек пещерный (Homo troglodutes) под которыми подразумевал, по-видимому, шимпанзе и орангутанга.

Но Карл Линней говорил лишь о сходстве, но не о родстве. Ж.Б.Ламарк ещё в начале 19 в. Высказал предположение о родстве человека и орангутанга, сопроводив его спасительной оговоркой: «Вот каким могло бы выглядеть происхождение человека, если бы оно не было иным».

Но эволюционная теория Ламарка успеха не имела.

Лишь в 1859 г. Ч.Дарвин в конце своего труда "Происхождение человека"отметил, что «свет будет пролит на происхождение человека и его историю».Одна эта фраза вызвала и взрыв негодования церковнослужителей, и первые по настоящему научные исследования эволюции человека.

За последние 100 лет после Ч.Дарвина антропогенез усиленно изучали. Детально исследовали анатомию ныне живущих обезьян, и нашли многочисленные ископаемые останки предполагаемых предков человека. Вроде бы родословная рода Homo стала известна в деталях. Однако многие предлагаемые доказательства оказались неточными и ошибочными.

Лишь во второй половине 20 века в изучении происхождения человека, произошла настоящая революция. Для этого имелись три причины.

1. В последние годы велись и ведутся массовые раскопки, особенно в Экваториальной Африке. Это привело к открытию множества древних обезьян и древних людей.

2. Разработаны надёжные методы определения возраста горных пород (а значит и находящихся в них останков). Эти методы основаны на анализе радиоактивных изотопов. В результате выяснилось, что человеческий род древнее на сотни тысяч лет, чем предполагали.

3. Близость генов и обезьян стала исследоваться методами молекулярной генетики. Количественный анализ сходства генов и белков позволил по иному оценить их родство.

Учащиеся делают выводы.

 

- Наша наука биология и я как учитель придерживаемся эволюционной теории Чарлза Дарвина. Но вы к окончанию изучения темы должны сформировать свою точку зрения на вопрос о происхождении человека.

 

4. Обобщая сказанное, какой можно сделать вывод? Итак, подводим итог по сообщениям. В чём суть теорий происхождения человека?

Вывод по группам:

1. Эволюционная теория, она имеет больше всего доказательств:

1.Человек согласно анатомическим, палеонтологическим, эмбриологическим доказательствам произошел от животных, принадлежащих к типу хордовых, классу млекопитающих.

2.Антропогенез – эволюция человека – состоит из трех стадий:

· древнейшие – питекантропы, австралопитеки, дриапитеки;

· древние – неандертальцы;

· современные люди – кроманьонцы.

3.Формирование современного человека происходит под воздействием двух групп факторов: биологических и социальных.

4.Современный вид – «человек разумный» эволюционировал в направлении идиоадаптации, выражающейся в существовании рас: европеоидной, монголоидной, негроидной.

5. Вид, «Человек разумный», изучается разными методами: генеологическим, биохимическим, близнецовым, цитогенетическим.

6. Современная обезьяна не может превратиться в человека, потому что это другая ветвь в эволюции обезьян.

5. Заключение к уроку. На сегодняшний день в мире распространено множество различных теорий происхождений человека и вместе с ними, существует эволюционный взгляд на этот вопрос. Среди простых людей есть немало тех, кто считает себя убежденными приверженцами антропогенеза, но, несмотря на большое число его почитателей, существует колоссальное количество ученых и простых обывателей, признающих теорию несостоятельной и приводящих веские, неоспоримые аргументы против эволюционного взгляда на мир. Авторитетная часть ученых воспринимает эволюционную теорию не иначе, как мифологию, основанную более на философских измышлениях, чем на научных данных. Благодаря этому в современном научном мире продолжаются непрекращающиеся дискуссии о причинах возникновения мира и человека, которые порой даже выливаются во взаимную вражду. Тем не менее, теория эволюции все еще существует и вполне заслуживает рассмотрения, хотя и не серьезного.

Но ясно и очевидно лишь одно, что ни одна из существующих теорий происхождения человека не является строго доказанной. В конечном счете, критерием выбора для каждого индивидуума является вера, в ту или иную теорию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: