Дошкольники — 3-6-7 лет

В основе дисциплины находятся два важных качества: произвольность поведения и воля. Произвольность формируется у детей старшего дошкольного возраста, а воля к 10-12 годам.

Произвольность -это осознанность своего поведения, возможная благодаря развитию средств овладения собой. Произвольность действий характеризуется сознанием цели и стремлением к ее достижению, а также предварительным представлением о характере самого движения.

Воля -это способность действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.

При этом произвольное поведение развивается в неразрывном единстве с волей: каждый этап развития произвольности предполагает становление новых мотивов, побуждающих к овладению своим поведением.

Онтогенез развития произвольности и волевых усилий

Дошкольники — 3-6-7 лет

В этот период происходит развитие произвольности, посредством речевых инструкций, образцов и правил поведения. Сначала совместно со взрослым, а потом самостоятельно. В старшем дошкольном возрасте игры с правилами и сверстники могут стать фасилитаторами произвольного поведения.
К 6-7 годам
ребенок может регулировать свое поведения и использовать образцы поведения. Очень хорошим элементом подкрепления произвольного поведения детей становятся одобрение, похвала и вознаграждение. Взрослый показывает временной план деятельности.

Схема развития воли и произвольности в дошкольном возрасте:
— Мотивы, побуждающие к овладению своим поведением;
— Произвольность поведения (осознанность, опосредованность средствами-образцы: инструкция, нормы, правила);
— Волевая регуляция.

Важнейшим условием развития произвольности в дошкольном возрасте является организация самостоятельной осмысленной деятельности ребенка, предполагающая последовательную актуализацию:
1) позиции взрослого над ребенком;
2) постановку ребенка в активную позицию;
3) постановку ребенка в позицию над взрослым в совместной деятельности;
4) постановку ребенка в позицию над ситуацией.

Большинство западных психологов употребляют термины саморегуляция и самоконтроль как синонимы слова «произвольность», предполагая следование образцам социального, одобряемого поведения. Так, Э. Маккоби выделяет следующие новообразования дошкольного возраста, свидетельствующие о развитии самоконтроля:
— появление способности к торможению двигательной активности;
— способность откладывать удовольствие (подкрепление);
— становление способности сдерживать сильные эмоции;
— возможность вести себя в соответствии с требованиями ситуации.

Исследования известного отечественного психолога Смирновой Е.О. показали, что осознание своего свободного, ненормированного поведения и овладение им можно рассматривать как следующий и высший в дошкольном возрасте этап развития произвольности. Средством осознания поведения на этом этапе является временной план деятельности, с вязь настоящих действий с прошлыми и с будущими. Предметом сознания и деятельности ребенка становится его собственное поведение, которое он сам может контролировать и преобразовывать.

Младший школьный возраст — 7-8 лет
Начинается старт формировании воли.

10-12 лет
Формирование воли проявляется в форме волевых усилий, когда необходимо подчиниться требованиям учителя, взрослых, сверстников.

14-15 лет
Умение сдерживать себя, произвольность внимания, сосредоточенность.

16-18 лет
Развивается в устойчивое умение преодолевать трудности, самостоятельность, умение проявлять выдержку и решительность.

Признаки волевого поведения:

1. Дисциплинированность: сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителя, выполнение правил в учебной деятельности), добровольное выполнение правил, установленных коллективом, недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на мероприятие), соблюдение хорошего поведения при изменении обстановки;

2. Самостоятельность: умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность или досуг, умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, соблюдение выработанных привычек самостоятельного поведения в новых условиях деятельности, выполнение посильной работы без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний, подсказок);

3. Упорство и настойчивость: умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности, умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смене коллектива, условий труда);

4. Выдержка: проявление терпения в деятельности, выполняемой в затруднительных условиях (помехи, неудачи), контроль своего поведения в непривычной обстановке, умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах) и тормозить чувства при сильном эмоциональном возбуждении (радость, негодование);

5. Организованность: соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место), планирование своих действий и разумное их чередование, рациональное расходование времени с учетом обстановки, умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки;

6. Решительность: быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или иного действия или поступка, выполнение принятого решения без колебаний, уверенно, отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений, проявление решительных действий в непривычной обстановке;

7. Инициативность: проявление субъективного творчества, выдумки, рационализации, участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других, активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов, стремление проявить инициативу в непривычной обстановке;

8. Целеустремленность: является волевым свойством личности, проявляющимся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовности отдать все силы и способности для ее достижения. Этой перспективной целью обусловлены частные цели, как необходимые ступени на пути к достижению основной цели, а все лишнее, ненужное отбрасывается;

9. Смелость: умение противостоять страху и идти на оправданный риск во имя поставленной цели.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ:

● Тип детско-родительских отношений (дети дисциплинированны, как правило, в авторитетных семьях).

● Модель дисциплины в семье (а есть ли у вас и у ребенка режим дня? Умеете ли вы планировать день или свою деятельность? Учите ли этому своего ребенка?).

● Тип темперамента (надо учитывать, что например, холерики часто нарушают дисциплину из-за своей манерности и желанию все делать по-своему).

● Психологически благополучный и адекватный ребенок, как правило, дисциплинирован, когда это необходимо.

● Низкая мотивация и отсутствие интереса теряет важность осознанности своего поведения и дисциплины на занятии у ребенка в целом.

● Личность педагога-хореографа: педагогу самому необходимо быть собранным, целеустремленным и дисциплинированным, а также четко понимать, что постоянно «держать в дисциплине» детей нельзя - это может способствовать усталости, напряженности и неврозу, а также вообще потерять у детей интерес к занятиям по хореографии.

Рекомендации по тренировки своей силы воли детям:

1. Продолжай делать то, что делал, ещё пять минут, даже если ты устал.

2. Попробуй сделать очень медленно то, что ты обычно делаешь быстро.

3. Воздержись говорить то, что подмывает сказать сразу и медленно, молча сосчитай до десяти.

4. Сразу же приступай к тому, что тебе хочется отложить на потом.

5. В деле, которое тебе не нравится, но которое всё равно надо делать найди не меньше трёх привлекательных сторон.

6. Если что-то не получается сразу, говори себе волшебные слова «Я могу!», они придадут тебе силы и уверенность.


















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: