Чем отличается воображение от восприятия и памяти?

     Воображение – это создание нового в форме представлений или идей.

     От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элемент фантазии, вымысла. Если воспроизведение является основной характеристикой памяти, то преобразование – основной характеристикой воображения.

     Память - это способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Возможность сохранения и последующего воспроизведения в сознании прошлых образов, представлений, идей является необходимой основой психической деятельности.

     Можно назвать один ключевой признак, позволяющий увидеть отличие воображения от памяти. Он связан с характером образов, возникающих в сознании в том и другом случае. Так, в память заносится лишь то, что действительно существует, будь то явления внешнего мира, воздействующие на органы чувств, или собственные переживания. Вспомнить информацию можно только в том виде, в каком она была получена. Другими словами, в памяти отсутствует элемент вымысла, некоторого додумывания.

     Воображение – это такая работа сознания, в процессе которой происходит комбинирование имеющихся у человека представлений и впечатлений, а результатом этого синтеза становится совершенно новый образ, в определенной степени отдаленный от реальности. Фантазийные образы и вовсе не соответствуют действительности. Воображение – занимательный процесс. Именно потому, что оно позволяет получать нечто непредсказуемое и неожиданное для самого человека, многим интересно что-то придумывать, воображать.

 

Как проявляется воображение в содержании сновидений?

     Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

     Образы сновидений, подобно другим фантастическим образам, имеют вполне реальные источники, как внешнюю реальность, так и внутреннюю психическую жизнь, зачастую неосознаваемую. Сама фантазия, проявляющаяся не только в образах видений, но и в произведениях искусства, подчиняется определенным закономерностям, которыми управляется вся бессознательная сфера.

     Оказываясь в мире снов, человек оказывается перед пространством, подобным реальному миру, но все же не являющемся реальностью. Этот мир наделен определенным смыслом, который предстоит еще сконструировать.

     Сновидения также можно определить как дифференциацию гипотетического фантазма через обнаружение в нем иных воль. В сновидении, мы воспринимаем реальное присутствие «других». В сновидении открывается всегда целостный мир со своим собственным прошлым, уходящим на многие годы вглубь. Все это заставляет относиться к сновидению как к самостоятельной реальности, в которой мы реально встречаемся с другими.

     Однако, вместе с тем, сновидение есть производная от фантазма. Но если изначально фантазм полностью определяется нашим сознанием, то сновидением он становится лишь тогда, когда в нем мы начинаем различать действия иных воль помимо нашей. При этом сам фантазм, который впоследствии начинает дифференцироваться до сновидения, вполне может быть соотнесен с содержанием какого-либо момента в бодрствовании (например, тоска по нереализованной мечте). Поэтому в сновидении не только может, но и должно сниться нечто связанное с событиями в бодрствовании, несмотря на то, что сновидение представляет собой самостоятельный мир.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: