Группа №4
Экономика организации
Тема урока №49 "Занятость и безработица"
Актуализация знаний
Подумайте и дайте устный ответ на вопросы для себя:
- Безработица – зло или благо для рыночной экономики?
- Способно ли государство справиться с безработицей?
- Как не оказаться безработным?
2.. Изучение нового материала
Причины, виды и формы безработицы
Изучение первого пункта плана начинается с работы над терминами «экономически активное население» («совокупная рабочая сила»), «занятые», «безработные», «безработица».
С помощью интернет ресурсов, дать определение вышеназванных понятий.
Экономически активное население (совокупная рабочая сила) – всё трудоспособное население.
Занятые – та часть экономически активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится.
Безработные – относящиеся к экономически активному населению люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут её получить по той или иной причине.
Безработица – социально-экономическое явление, выражающееся в том, что часть экономически активного населения, желающая работать, не может найти работу.
Запишите таблицу в тетрадь
Виды безработицы.
| Основные виды безработицы | |
| Фрикционная | Временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую |
| – смена места жительства; – недовольство зарплатой; – разочарование в профессии. Особенность – непродолжительность. | |
| Структурная | Невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации |
| – изменение коньюктуры рынка по отраслям и регионам. Особенность – исчезновение и появление профессий. | |
| Циклическая | Характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства |
| – возникает в период спада; – исчезает или сокращается в период подъёма. Особенность – привязана к продолжительности фаз экономического цикла. | |
| Сезонная | Невозможность работника работать в определённое время (сезон года) |
Сделайте устный вывод по таблицам. (фрикционная безработица + структурная безработица = естественный уровень безработицы)
Запишите таблицу в тетрадь
Формы безработицы.
| Основные формы безработицы | |
| Открытая | Человек трудоспособного возраста не имеет постоянной работы и источника доходов, но активно их ищет |
| Скрытая | Работник даёт согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства |
| Текучая | Связана с периодическим «отталкиванием» и «притягиванием» рабочей силы на рынке труда |
| Застойная | Длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временный, случайной работы |
«Позитивные и негативные последствия безработицы» (раздаточный материал), раскрыть
| Последствия безработицы | |
| Позитивные | Негативные |
| – формируется мобильный «резерв» рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства; – сдерживаются требования профсоюзов | – недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального; – снижение уровня жизни населения |
| части повышения заработной платы, что снижает предполагаемый уровень инфляции; – усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду | (сокращается потребительский спрос, уровень сбережений); – потеря профессиональных знаний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства; – моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, самоубийствам, росту преступности |
Самостоятельно заполнить таблицу «Безработица и её последствия»
Безработица и её последствия
| Что такое безработица | |
| Последствия безработицы для национальной экономики | |
| Последствия безработицы для семьи |
Домашнее задание:
Проанализировать следующие данные ряда зарубежных исследований:
– год безработицы укорачивает жизнь человека на пять лет;
– увеличение безработицы на 1 % приводит к росту числа самоубийств на 4,1 %, тюремных заключений на 4 %, убийств на 5,7 %, увеличению общего показателя смертности на 1,9 %.
1) какие факты окружающей жизни характеризуют действие рынка труда в российской экономике?;
2) где можно найти информацию о спросе и предложении на этом рынке?;
3) какие трудовые услуги пользуются наибольшим спросом на российском рынке труда?;
4) кто может оказать вам помощь в трудоустройстве?;
5) если человек потерял работу, то как он может приобрести другую профессию?
.
Проработать конспект. Обсудить в семье вопрос «Как снизить безработицу в нашем городе».
Группа №4
Экономика организации
Тема урока №50 «Причины безработицы»
Проверка домашнего задания
Дайте письменно ответ
1. С какого возраста в ДНР по закону могут работать молодые люди?
2. С какого возраста в ДНР могут выходить женщины и мужчины на пенсию?
3. Какие вакансии больше всего предоставлены в городском центре занятости?
Изучение нового материала.
Прочитайте текст. Составьте конспект в тетради.
Основные причины возникновения безработицы
Ситуация, когда определённая часть населения при всём желании и возможностях не может найти себе работу, вполне типична для рыночной экономики.
Полностью искоренить безработицу в таких условиях невозможно, однако бороться с ней необходимо, иначе её рост может привести к нежелательным последствиям. Рассмотрим, по каким причинам возникает безработица и что она провоцирует в обществе.
Причины:
1. Научно-технический прогресс. По мере развития технологий появляется новое оборудование, многие процессы в котором, ранее выполнявшиеся человеком, теперь автоматизированы. В результате необходимость в дополнительных кадрах отпадает, и эти люди оказываются без работы.
2. Демографические факторы. Если в стране наблюдается стремительный рост трудоспособного населения, рано или поздно он может привести к возникновению дефицита рабочих мест. Предложение от работодателей просто не будет поспевать за спросом.
3. Сезонные колебания. Носят, как правило, временный характер, и имеют отношение только к определённым отраслям (сельское хозяйство, рыболовство, охота, некоторые виды строительных работ и т.д.). На подобных предприятиях периоды напряжённой работы сменяются резким сокращением деятельности, когда заканчивается сезон.
4. Цикличность экономики. Если наблюдается экономический спад или даже кризис, некоторые работодатели вынужденно сокращают производство, из-за чего потребность в сотрудниках падает. Сюда же можно отнести низкую платежеспособность населения – обе причины зачастую провоцируют друг друга.
5. Высокая оплата труда, требуемая профсоюзами или потенциальными сотрудниками. В этих условиях работодатель начинает соотносить свои возможные затраты и доход. Если результат получается неудовлетворительный, он может отказаться от найма рабочей силы в пользу оптимизации производственного процесса (в том числе посредством приобретения усовершенствованных машин и механизмов).
6. Низкая оплата труда, предлагаемая соискателю. В этом случае человек, не желающий работать за бесценок, отказывается от вакансии и отправляется на поиски более выгодных условий. Они могут занять довольно продолжительное время, и в этот период соискатель будет иметь статус безработного.
Домашнее задание
Проанализировать следующие данные ряда зарубежных исследований:
– год безработицы укорачивает жизнь человека на пять лет;
– увеличение безработицы на 1 % приводит к росту числа самоубийств на 4,1 %, тюремных заключений на 4 %, убийств на 5,7 %, увеличению общего показателя смертности на 1,9 %.
Проведите в своей семье мини-социологический опрос «Как увеличить занятость, сократить безработицу?» Результаты зафиксируйте в тетради.
Группа №4
Экономика организации
Тема урока №51 «Последствия безработицы»






