Раздел 1. Методические рекомендации к семинарским

Москва 2010


УДК 631.3

ББК 65.9(2) 32:312

В 629

 

 

Рецензенты:

Сорокин В.С. – кандидат экономических наук, доцент Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева

Худякова Е.В. – доктор экономических наук, профессор Московского государственного агроинженерного университета им. В.П. Горячкина

 

  В 629 Водянников В.Т., Геворков Р.Л. Практикум по экономике сельского хозяйства/ Учебное пособие, 4-е издание, исправленное и дополненное – М.: УМЦ ИЭФ, 2010. – 106 с.

 

Выпускается в авторской редакции

Учебное пособие написано в соответствии с образовательным стандартом и программой курса. В нем изложены общие методические положения и выде- лены вопросы для изучения при подготовке к практическим занятиям. Также приведены методические основы по определению эффективности использова- ния земельных, материальных и трудовых ресурсов в сельском хозяйстве, рас- смотрены факторы повышения эффективности производства сельскохозяйст- венной продукции.

Пособие адресовано студентам агроинженерных специальностей.

 

© УМЦ ИЭФ, 2010


Содержание

Введение............................................................................................................... 4

Раздел 1. Методические рекомендации к семинарским и практическим

занятиям по основным темам дисциплины....................................... 6

Задание 1. Земельные угодья и их использование........................................... 17

Задание 2. Основные средства производства и показатели

их использования............................................................................. 21

Задание 3. Оборотные средства производства и показатели

их использования.............................................................................. 27

Задание 4. Капитальные вложения и показатели их использования............... 30

Задание 5. Расширенное воспроизводство в сельскохозяйственном производстве..................................................................................... 32

Задание 6. Трудовые ресурсы и производительность труда.......................... 36

Задание 7. Себестоимость производства продукции....................................... 42

Задание 8. Показатели использования автопарка............................................ 45

Задание 9. Эффективность использования машинно-тракторного парка...... 49

Задание 10. Уровень и показатели эффективности механизации

и электрификации производства.................................................... 53

Задание 11. Показатели и эффективность специализации производства........ 58

Задание 12. Уровень и экономическая эффективность интенсификации сельскохозяйственного производства........................................... 63

Задание 13. Энергетические мощности сельского хозяйства.......................... 67

Задание 14. Экономическая эффективность производства зерна................... 70

Задание 15. Экономическая эффективность выращивания и откорма

крупного рогатого скота............................................................... 74

Задание 16. Экономическая эффективность сельского хозяйства................... 77

Задание 17. Рентабельность производства продукции................................... 81

Задание 18. Оценка уровня потребления и эффективности применения

в сельском хозяйстве удобрений и химических средств защиты растений........................................................................................ 84

Раздел 2. Сборник задач по экономике сельского хозяйства......................... 88

Литература....................................................................................................... 104

Дополнительная литература........................................................................... 104





Введение

В агропромышленном комплексе России в настоящее время занято около 30 % всех работающих в сфере материального производства, сосредоточено бо- лее четверти основных фондов страны. В ходе реформ происходят глубокие со- циально-экономические преобразования. Так, осуществлена земельная рефор- ма, сформирован многоукладный сектор экономики с разнообразными форма- ми собственности и хозяйствования, укрепляется рыночная инфраструктура, вырабатываются нетрадиционные формы организации производства и управле- ния. Вопреки ожиданиям, реформирование сельского хозяйства не сопровожда- ется повышением его эффективности.

Вместе с тем роль сельского хозяйства в обеспечении продовольственной безопасности и независимости страны не снижается. Поэтому первостепенное значение имеет разработка мер, реализация которых позволит стабилизировать и обеспечить дальнейшее развитие этой жизненно важной для России сферы производства. Повышение темпов и рост экономической эффективности долж- ны базироваться на достижениях научно-технического прогресса. Повышение эффективности производства в АПК открывает возможности для решения со- циально-экономических проблем на селе.

Происходящие в экономике изменения послужили причиной совершенст- вования учебного процесса по экономическим дисциплинам в высших сельско- хозяйственных учебных заведениях.

Наука «Экономика сельского хозяйства» есть составная часть системы экономических наук, изучающих различные стороны общественных отношений людей в сфере производства и распределения материальных благ. Теоретиче- ским и методологическим фундаментом упомянутой науки служит экономиче- ская теория, изучающая законы общественного производства и потребления продукции, товаров и услуг на различных ступенях развития человеческого общества.


Изучение курса «Экономика сельского хозяйства» позволяет студентам получить экономические знания, расширить кругозор, а также объективно оце- нить состояние и направления развития сельского хозяйства, наметить пути по- вышения экономической эффективности аграрного сектора экономики страны. Основная задача дисциплины: донести до будущих специалистов знания о фор- мах, методах и средствах воздействия на экономику сельскохозяйственного производства с целью повышения эффективности и доходности его отраслей.

Важная роль в изучении курса экономики сельского хозяйства отводится семинарским и практическим занятиям, а также не исключается самостоятель- ная работа студентов. На занятиях студенты имеют возможность всесторонне обсудить наиболее сложные проблемы аграрной экономики, пополнить и углу- бить знания, овладеть методическими приемами и приобрести навыки эконо- мической деятельности.

Настоящее учебное пособие призвано способствовать творческому под- ходу к изучению экономики сельского хозяйства, целенаправленной работе студентов по глубокому овладению экономическими знаниями. По каждой теме в пособии выделяются общие методические положения и вопросы, на которые следует обратить внимание при изучении курса и подготовке к занятиям, при- ведены примеры методических приемов для решения тех или иных практиче- ских задач.

Учебное пособие адресуется студентам инженерных специальностей оч- ного и заочного форм обучения сельскохозяйственных вузов. Материал посо- бия изложен таким образом, что задания могут быть предложены для рассмот- рения как на занятиях в аудитории, так и для самостоятельной работы студен- тов во внеаудиторное время.




Раздел 1. Методические рекомендации к семинарским


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: