Советская историография о декабризме

Задания для самостоятельного изучения на период

с «_6__» _апреля___2020 г. по «_11__» _апреля___2020 г.

 

ЗАДАНИЕ 1 (теоретическая часть)

Изучите представленный ниже теоретический материал лекции. Ответьте на вопросы для самоконтроля.

План:

1. Консервативно-охранительное направление ХIХ – начала ХХ в. о декабризме.

2. Либеральное направление о декабризме.

3. Революционно-демократическая концепция декабризма.

4. Советская историография о декабризме.

5. Историография конца ХХ – начала ХХI в. о декабризме.

 

Литература:

1. Милов Л.В., Цимбаев Н.И. История России XVIII-XIX вв. / https://www.litmir.me/br/?b=144390&p=1 или: https://royallib.com/book/milov_leonid/istoriya_rossii_xviiixix_vekov.html

2. История России XIX в. / под ред В.Г. Тюкавкина. https://www.academia.edu/7694150/Тюкавкин_В._Г._История_России_XIX_века

3. Нечкина М.В. Декабристы. http://www.hrono.ru/libris/lib_n/nechk03.php

4. Нечкина М.В. День 14 декабря. http://padaread.com/?book=36097&pg=405

5. Гордин Я. Мятеж реформатов https://e-libra.su/read/531421-myatezh-reformatorov-kogda-reshalas-sud-ba-rossii.html

6. Иванов В.Ф. Русская интеллигенция и масонство от Петра I до наших дней. https://www.rulit.me/author/ivanov-vasilij-fedorovich/russkaya-intelligenciya-i-masonstvo-ot-petra-pervogo-do-nashih-dnej-download-free-574981.html

7. Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция в России, 1783-1883 гг. https://litmy.ru/knigi/history/386924-revoljucionnaja-tradicija-v-rossii-1783-1883-gg.html

8. Эйдельман Н.Я. Удивительной поколение. Декабристы: лица и судьбы. https://www.turboreferat.ru/history/kniga-natana-jejdelmana-udivitelnoe-pokolenie/29211-141467-page1.html

 

Консервативно-охранительное направление ХIХ – начала ХХ в. о декабризме.

            Официальная концепция декабризма правительства Николая I, носящая консервативно-охранительный характер, впервые была изложена в Манифесте о восхождении Николая на престол и в «Донесении следственной комиссии». Среди научных работ можно отметить впервые опубликованную в 1857 г. работу М.А. Корфа «Восшествие на престол императора Николая I», написанная в 1848 г.

            Эта концепция представляет декабристов извергами, невежами, нахватавшимися западных идей и бессильными в них разобраться. Подчеркивается, что декабристы не были знакомы ни с потребностями России, ни с истинными нуждами народа, который не понимал и не поддержал их. Народ, согласно консервативно-охранительной концепции, поддерживал императора, его семью, самодержавие. Солдаты, увлеченные декабристами, стали лишь жертвами коварного подлога. Эту концепцию в более позднее время в научной литературе развивали М.И. Богданович, Н.Ф. Дубровин.

 

Либеральное направление о декабризме.

            Еще во время следствия над декабристами родилась либеральная концепция. В ней они оказывались лишь мирными реформаторами, верными царскому правительству и не понятыми последним. Впервые подобные взгляды изложил декабрист Н. Тургенев в письме к императору Николаю I. В более позднем либеральном движении появились два направления, вначале выразившиеся в виде западничества и славянофильства, а затем просто в двух разных пониманиях пути развития России – западном и самобытном. К первому относится работа А.Н. Пыпина «Исторические очерки. Общественное движение России при Александре I», изданная в 1871 г., а также более поздняя работа И. Семевского «Политические и общественные идеи декабристов», вышедшая в 1909 г. Указанные авторы комитета, М. Сперанского. Между ними и декабристами нет принципиальной разницы. Что же касается «Русской правды» и «Конституции», то он, по мнению либеральных историков, не были программами, а лишь рассуждениями о формах правления. Революционность Пестеля и Рылеева А. Пыпин называет «политической экзальтацией», «нетерпеливым либерализмом». В. Семевский трактует декабризм как движение внеклассовой интеллигенции.

            Те либеральные историки, которые тяготели к самобытному пути развития России, относились к декабристам негативно, снисходительно-скептически. В.О. Ключевский в статье «Евгений Онегин и его предки» писал, что декабристы – «историографическая случайность, обросшая литературой». Декабристы не знали русской действительности и относились к разряду «умных ненужностей». Катастрофа 14 декабря относилась к числу ненормальных для России явлений.

            В начале ХХ в. господствовала концепция М. Покровского и Д. Мережковского.  В ней декабристы рассматривались только с точки зрения стремления к политическому перевороту, все социальные аспекты их идеологии практически игнорировались. Д.С. Мережковский в своей работе «От войны к революции», написанной в 1917 г., отмечал, что декабристы хотели получить лишь политическую власть путем переворота.

                

Революционно-демократическая концепция декабризма.

            Во второй половине XIX в. складывается революционно-демократическая концепция декабризма. В работах А.И Герцена «О развитии революционных идей в России» и «Былое и думы» выступление декабристов характеризуется как революционное, прогрессивное, закономерное явление, направленное против самодержавия и крепостного права. Герцен показал разницу между дворцовым переворотом и движением декабристов, считая их первыми русскими революционерами. Слабым местом декабристов, по мнению А.И. Герцена, было отсутствие в их выступлении народа. Герцен подчеркивал центральное место П. Пестеля в движении, считая его социалистом в земельном вопросе.

 

Советская историография о декабризме.

            В.И. Ленин писал, что этот феномен стоит в ряду европейского революционного движения. Продолжая революционно-демократическую концепцию декабризма, Ленин впервые ввел термин «дворянская революционность», для которой характерны классовая ограниченность, отдаленность от народа. Но деятельность декабристов характеризуется как революционная. В статьях «Памяти Герцена», «Роль сословий и классов в освободительном движении», «Из прошлого рабочей печати в России» В.И. Ленин выделяет три периода в освободительном движении в России:

1. Дворянский (1825-1861 гг.)

2.Разночинский (1861-1895 гг.)

3.Пролетарский (с 1895 г.)

            Таким образом, в марксистско-ленинской концепции декабристы рассматривались как дворянские революционеры с буржуазной идеологией, далекие от народа, на давшие толчок развитию революционно-освободительного движения в России («Декабристы разбудили Герцена…»).

            В советской историографии в 30-е гг. происходил активный сбор фактического материала по истории декабризма, появились первые научные работы. Одной из лучших является книга Н.М. Дружинина «Декабрист Н. Муравьев» (1933 г.). В 1955 г. вышел грандиозный обобщающий труд М.В. Нечкиной «Движение декабристов». В его основу легла ленинская идея декабристов как дворянских революционеров. В 50-е гг. авторитет М.В. Нечкиной безраздельно господствовал в отечественной историографии. Однако, начиная с 70-х гг. это господство было поколеблено молодыми историками, работы которых, в целом, не выходили за рамки ленинской концепции, однако, началось более глубокое изучение идейного наследия декабристов, связей их мировоззрения с европейским революционным движением.

            В.В. Пугачев в работе «О специфике декабристской революционности», вышедшей в 1971 г., обратил внимание на связь движения декабристов со всем оппозиционным движением в России. Работа С.С. Ланда «Дух революционных преобразований», изданная в 1975 г., целиком посвящена вопросу формирования декабристской идеологии. Автор показал идеологическое и организационное родство российского политического движения с политическими организациями в Европе. С.С. Ланда раскрыл неоднородность общественной мысли декабризма, наличие в ней двух полюсов – либерального и революционно-демократического. Появление работ историков 70-х гг. заставило М.В. Нечкину выпустить ряд монографий, которые не утратили свое значение и до сих пор: «Декабристы» (1983) и «День 14 декабря» (1985).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: