Материалы
Для валов и осей применяют качественные углеродистые и легированные стали. Для валов и осей неответственных передач применяют качественны стали.
Валы и оси обрабатывают на токарных станках, посадочные поверхности могут шлифоваться.
Критерии работоспособности
Валы и вращающиеся оси при работе испытывают циклически изменяющиеся напряжения и чаще всего выходят из строя в результате усталостных разрушений.
Основными расчетными нагрузками являются крутящий момент (для валов) и изгибающий момент.
Основными критериями работоспособности являются прочность и жесткость.
Расчет валов
Расчет валов проводится в два этапа: проектировочный только под действием крутящего момента и проверочный расчет с учетом крутящего и изгибающего моментов.
1. Проектировочный (предварительный) расчет вала проводят по формуле
где Мк — крутящий момент, Мк = Т; Т — вращающий момент на валу; d — диаметр вала; [ τ к] — допускаемое напряжение при кручении,
[ τ к] = 20..30 МПа.
|
|
Полученное значение диаметра вала округляют до ближайшего большего размера из ряда чисел R40 по ГОСТ «Нормальные линейные размеры». Форму и размеры вала уточняют при эскизной проработке вала после определения размеров колес, муфт и подшипников, по которым определяют длину шеек и цапф вала.
Проверочный расчет спроектированного вала проводят по сопротивлению усталости и на жесткость.
Предварительно определяют все конструктивные элементы вала, обработку и качество поверхности отдельных участков. Составляется расчетная схема вала и наносятся действующие нагрузки.
2. Проверочный уточненный расчет на сопротивление усталости заключается в определении расчетных коэффициентов запаса прочности в опасных сечениях, выявленных по эпюрам моментов с учетом концентрации напряжений.
Амплитуда цикла изменения напряжений изгиба вала
;
амплитуда отнулевого цикла изменения напряжений кручения
;
где Wос Wр, — момент сопротивления изгибу и кручению сечений вала соответственно.
Запас прочности вала:
по нормальным напряжениям
по касательным напряжениям
где σ-1 — предел выносливости при расчете на изгиб; τ-1 — предел вы-
носливости при расчете на кручение; КσD, KτD - общий коэффициент концентрации напряжений при изгибе и кручении cоответственно:
где Кσ, Кτ — коэффициенты снижения предела выносливости за счет местных концентраторов — галтелей, выточек, поперечных отверстий, шпоночных пазов (эффективный коэффициент концентрации напряжений; Кd— коэффициент влияния абсолютных размеров; Кf — коэффициент влияния обработки поверхности; Кv — коэффициент упрочнения поверхности; значения перечисленных коэффициентов приведены в специальной литературе.
|
|
Расчетный коэффициент запаса выносливости в сечении при совместном действии изгиба и кручения
Минимально допустимое значение коэффициента запаса прочности 1,6...2,5.
Расчет осей ведут только на изгиб: при расчете неподвижных осей принимают изменения напряжений по отнулевому циклу, при расчете подвижных — по симметричному.
3. Упрощенный проверочный расчет на усталость проводят в предположении, что нормальные напряжения (изгиба) и касательные напряжения (кручения) меняются по симметричному циклу. Одновременное действие крутящего и изгибающего моментов рассчитывается по гипотезе наибольших касательных напряжений
где Ми — суммарный изгибающий момент, геометрическая сумма изгибающих моментов в вертикальной и горизонтальной плоскостях:
Условие сопротивления усталости
где σэкв — эквивалентные напряжения в сечении; Мэкв — эквивалентный момент в сечении; d — диаметр вала в сечении; [ σ-1И ] — допускаемое напряжение изгиба при симметричном цикле изменения напряжений.
В большинстве случаев ограничиваются упрощенным проверочным расчетом.
В специальных случаях используют коленчатые (непрямые) валы и валы с изменяемой формой геометрической оси (гибкие). Используют сплошные и полые (с осевым отверстием) валы.
Тема 3.12 Подшипники
Цель:
· Иметь представление о назначении, классификации, достоинствах и недостатках подшипников, конструкциях подшипниковых узлов, установке подшипников;
Знать:
· Знать порядок расчета на износостойкость и теплостойкость;
· Уметь определять допускаемую нагрузку на подшипник
Подшипники – опоры осей и валов.
Подшипники различаются по виду трения: подшипники трения качения и подшипники трения скольжения
рис.99 | Подшипники трения качения в которых развивается трение качения благодаря установке шариков или роликов между опорными поверхностями вала и подшипника (рис.99); |
рис.100 | Подшипники трения скольжения, в которых опорная поверхность вала скользит по внутренней поверхности подшипника (рис.100) |
Подшипники качения
рис.101 | Подшипник качения состоит из наружного кольца, внутреннего кольца, сепаратора, который разделяет и направляет тела качения, и тел качения (рис.101). Иногда применяются подшипники, которые не имеют либо наружного, либо внутреннего кольца, в этом случае функции кольца выполняют соответствующие части вала или корпуса. В игольчатых подшипниках нет сепаратора. |
Внутреннее кольцо подшипника устанавливается на вал, а наружное - в корпус, между ними находятся тела качения.
Преимуществаподшипников качения по сравнению с подшипниками скольжения:
· Низкий коэффициент трения;
· Высокий К.П.Д. до (0,995);
· Незначительный нагрев;
· Высокая надежность и нагрузочная способность;
· Меньший расход смазочных материалов;
· Простота монтажа, ухода, обслуживания;
· Взаимозаменяемость;
Недостатки подшипников качения по сравнению с подшипниками скольжения:
· Ограниченная способность воспринимать ударные нагрузки;
· Значительные габариты в радиальном направлении;
· Шум при работе.
Это самые массовые стандартизованные изделия, их изготавливают на специализированных подшипниковых заводах.
Основные стандартные размеры подшипника (рис.102):
D – наружный диаметр подшипника;
d – внутренний диаметр подшипника;
B - ширина подшипника (кольца).
рис.102
Материалы
Тела качения и кольца изготавливают из высокоуглеродистых хромистых подшипниковых сталей – ШХ-15, ШХ-15СГ с последующей термообработкой, шлифованием и полированием.
|
|
Сепараторы выполняют штампованными из низкоуглеродистой стали, латуни или бронзы.
Классификация подшипников качения:
- По форме тел качения: шариковые и роликовые (цилиндрические длинные, короткие, бочкообразные, игольчатые, конические);
- По числу рядов тел качения – однорядные (рис.103а), двухрядные (рис.103б), четырехрядные (рис.103в);
рис. 103а рис.103б рис.103в
- По направлению действия воспринимаемой нагрузки – радиальные (рис.104), упорные (рис.106), радиально-упорные (рис.105);
рис.104 а | Радиальные – воспринимают нагрузку перпендикулярно оси вала. Шариковые радиальные – воспринимают радиальную нагрузку, но могут воспринимать и небольшую осевую нагрузку; |
рис.104 б | Шариковые радиальные сферические – воспринимают радиальную нагрузку и небольшую осевую нагрузку, самоустанавливающиеся; |
рис.104 в | Роликовые радиальные с короткими цилиндрическими роликами - воспринимают значительную радиальную нагрузку, требуют точной соосности посадочных мест; |
рис.104 г | Роликовые радиальные с короткими цилиндрическими роликами - воспринимают значительную радиальную нагрузку, самоустанавливающиеся, требуют точной соосности посадочных мест; |
рис.104 д | Роликовые радиальные с игольчатыми роликами - воспринимают значительную радиальную нагрузку, осевую нагрузку не воспринимают; |
рис.104 е Самоустанавливающийся роликовый двухрядный подшипник | Самоустанавливающийся роликовый однорядный подшипник рис.104 ж |
рис.105 а | Радиально - упорные - воспринимают нагрузку перпендикулярно оси вала и вдоль оси вала только в одном направлении, для восприятия осевых нагрузок в обоих направлениях их устанавливают парно. Роликовый, конструкция - разъемная. |
рис.105 б | Радиально – упорный шариковый. конструкция - неразъемная. Требуют точного монтажа. |
рис.105 в | Двухрядные радиально-упорные подшипники |
рис.106 а | Шариковые упорные подшипники – воспринимают нагрузку только вдоль оси вала, однорядные - в одном направлении, двухрядные в двух направлениях, конструкция их разъемная. |
рис.106 б | Роликовый упорный подшипник, который наряду с осевой нагрузкой воспринимают небольшую радиальную нагрузку. Требуют точного монтажа. |
|
|
- В зависимости от габаритных размеров и нагрузочной способности, при одном и том же внутреннем диаметре подшипники разделяются по сериям (рис.107) – сверхлегкие, особолегкие, легкие, средние и тяжелые;
рис.107
- По точности изготовления;
При выборе подшипника необходимо учитывать: величину и направление нагрузки; характер нагрузки; частоту вращения кольца; долговечность подшипника; окружающую среду.
Установка подшипников качения
При выборе посадки подшипника необходимо обеспечить неподвижное соединение того кольца, которое сопрягается с вращающейся частью механизма, передающей усилие на подшипник.
Если вращается вал – наружное кольцо устанавливается в корпус по системе вала с минимальным натягом, внутреннее кольцо – по системе отверстия с большим натягом;
Если вращается корпус – наружное кольцо устанавливается в корпус по системе вала с натягом, внутреннее кольцо – по системе отверстия с меньшим натягом;
Натяг больше на том кольце, которое получает вращение.
На долговечность подшипников влияет шероховатость посадочных мест.
Смазка подшипников качения
Основные смазочные материалы – жидкие масла - нефтяные, растительные, синтетические, а также пластичные – солидол, консталин, графитная смазка (консистентная смазка + порошок графита).
Пластичные смазки лучше жидких масел защищают подшипники от коррозии, не требуют сложных уплотнений, но чувствительны к изменению температуры и наличию влаги к окружающей среде.
Смазкой заполняют свободное пространство корпуса подшипниковой опоры, а подшипники закрывают с внутренней стороны защитными или маслосбрасывающими кольцами.
Подшипниковые узлы
Установка шариковых радиальных подшипников
рис.108
Подшипники устанавливают в жестких корпусах (рис.108). Подшипниковый узел закрыт снаружи крышками (глухой и сквозной). В сквозной крышке установлено манжетное уплотнение. Один из подшипников зафиксирован в корпусе от осевого смещения, а второй имеет возможность смещаться для компенсации теплового расширения вала и возможных ошибок монтажа.