Хорошо свариваются стали с содержанием углерода до 0,25%С, (стали –качественные – 05,08,10,15,20,25), стали обыкновенного качества. С повышением углерода свариваемость ухудшается, появляется склонность к образованию трещин, сталь 45 сваривается с подогревом и последующей термической обработкой. Легированные стали свариваются по специальной технологии с последующей термической обработкой. Хорошо свариваются цветные металлы, чугуны. Свариваются между собой и разнородные металлы: сталь с медью, медь с алюминием, металлы с неметаллами.
Типы сварных соединений
Основные типы соединений, характерные для дуговой и газовой сварки (рис.144-147)
Стыковое соединение (рис.144)с отбортовкой применяют при толщине листов до 3 мм; листы толщиной 3-8 мм сваривают без разделки кромок, при толщине листов до 15 мм применяют V-образную разделку кромок, более 15 мм –X-образную рис.144 | |
рис.145а рис.145б | Нахлесточный односторонний(рис.145 а) Нахлесточный двухсторонний (рис.145б) |
рис.146 | Тавровый односторонний Тавровый двухсторонний Тавровый односторонний с разделкой кромок Тавровый двухсторонний с разделкой кромок |
рис.147 | Угловые соединения: Односторонний Односторонний катетом С разделкой одного листа С разделкой двух листов |
|
|
Сварнозаклепками обеспечивается получение прочных, но не плотных соединений (для сварки верхний лист просверливается или пробивается и при заварке отверстия приваривается и нижний лист).
Структура сварных швов зависит от вида сварки и ее технологии.
Дуговая сварка
Это сварка при которой между электродом, являющимся присадочным металлом, и свариваемыми деталями образуется электрическая дуга, (рис.148) в зоне которой происходит формирование шва, вследствие плавления электрода. Электроды выпускаются диаметром от 0,3 до 12 мм. Для углеродистой стали – Св-08А, Св-08ГС, Св-10Г2, для легированной стали –легированная проволока – Св-08ХГС, Св- 18ХГС и др. Для ручной сваркой пользуются электродами, покрытыми обмазкой, которые защищают и легируют шов. |
рис.148
В 1802 г. акад. Петров открыл явление дугового разряда. В 1882г. изобретатель Бенардос применил электрическую дугу для сварки металлов угольным электродом.В 1888г. инженер Славянов заменил графитовый электрод металлическим.
Дуговой сваркой соединяются конструкционные стали, серый и ковкий чугуны, медь, алюминий, никель, титан и их сплавы.
Электрические параметры дуги – ток от1-3000А, при напряжении 10-50 В, мощность дуги от 0,01-150 кВт.
Дуговая сварка возможна при постоянном и переменном токах. Для питания дуги постоянным током применяют генераторы и выпрямители.
|
|
Различают: автоматическая сварка под флюсом, в среде защитных газов (аргона, углекислом, гелии).
Газовая сварка
В качестве горючих газов при сварке используют ацетилен, пропан, бутан, водород. Чаще ацетилен (С2Н2), дающий наибольшую температуру пламени до 32000 в струе кислорода. Применяют для соединения тонкостенных стальных заготовок, а также заготовок из чугуна, цветных металлов, для резки.
Сварку выполняют с помощью газовой горелки (рис.149), в которой газы смешиваются, и при выходе из горелки образуют горючее пламя, которое расплавляет свариваемые материалы.
рис.149
Перед сваркой может выполняться предварительный нагрев труб газовой горелкой (рис.150)
рис.150
Горелка кольцевая
рис.151 | Применяется для ручного нагрева труб перед сваркой, гибкой (рис.151, 152) |
рис.152
Нагрев плоских поверхностей газовой горелкой (рис.153)
рис.153
Газовый резак
Газовую резку выполняют резаком (рис.154, 157). По кольцеобразному каналу (рис.155, 156) поступает горючая смесь, которая расплавляет металл, а по внутреннему каналу поступает кислород и разделяет металл. Толщина резки может быть до 300 мм.
рис.154
рис.155
Схема газового резака
рис.156 | рис.157 |
Сварка пластическим деформированием
Контактная электросварка
Сварка, при которой свариваемые детали разогреваются теплотой, выделяемой при прохождении электрического тока через место контакта соединяемых деталей, доводятся до пластического состояния и механически сдавливаются.
Применяется в серийном и массовом производстве для нахлесточных соединений, тонких листовых деталей.
Контактная электросварка бывает стыковой, точечной и роликовой.
Стыковая электросварка
рис.158 | Свариваемые заготовки закрепляют в зажимах стыковой машины (рис.158). Один зажим - подвижный, другой – неподвижный. Торцы деталей должны быть одинаковыми по форме и размерам и должны быть механически обработаны. Свариваемые заготовки сжимаются под действием силы, затем включается ток, места контакта разогреваются до пластического состояния и механически сдавливаются. Применяется для низкоуглеродистых, низколегированных, цветных металлов и сплавов. |
Точечная электросварка
рис.159 | рис.160 |
Выполняется с помощью сварочных машин (рис.160). Это сварка в отдельных точках. Свариваемые детали накладываются друг на друга и в местах сварки сжимаются медными электродами, через которые пропускается ток большой силы и малого напряжения (рис.159). Место контакта листов нагревается, ток выключается и производится давление на электроды, т.е. в месте сжатия листы соединяются.
Толщина соединяемых листов от 0,5 – 5 мм.
Применяется для низкоуглеродистых, низколегированных, цветных металлов и сплавов.
Роликовая электросварка
рис.161 | рис.162 |
Роликовая электросварка при которой, между свариваемыми заготовками образуется прочное и плотное соединение.
Выполняется с помощью сварочных машин (рис.162), в которых электроды выполнены в виде плоских роликов (рис.161).
Роликам придают вращение и между ними пропускают свариваемые заготовки, соединенные внахлест. Точки контакта роликов и свариваемых деталей перекрывают друг друга, в результате получается шов.
Толщина соединяемых листов от 0,3 – 3 мм. Шов герметичный.
Применяется для низкоуглеродистых, низколегированных, цветных металлов и сплавов, а также медь со сталью, латунь со сталью, медь с латунью.
Производительность сварки 1-4 м/мин.
Соединение сваркой пластмасс.
Пластмассы сваривают в струе горячего воздуха, горячим металлическим лезвием, током высокой частоты, ультразвуком (поверхности обезжиривают, сжимают в месте сварки и пропускают ультразвуковые колебания, вследствие выделяется теплота, детали деформируются).
|
|
Достоинства сварных соединений: · Экономия материала по сравнению с заклепочным; · Плотность и непроницаемость; · Возможность соединения деталей любых криволинейных профилей произвольной толщины; · Трудоемкость сварных соединений меньше заклепочных. |
Недостатки сварных соединений:
· Сложность проверки качества шва;
· Возможность изменения свойств соединяемых деталей в зоне сварки;
· Высокая концентрация напряжений в зоне сварных швов, деформация деталей из-за неравномерности нагрева в процессе сварки.
Расчет сварных соединений
Исходным условием проектирования сварных соединений является равнопрочность шва и соединяемых деталей.
1.Расчет стыковых соединений
Соединения рассчитываются только по нормальным напряжениям растяжения (сжатия), так как проверяемое сечение перпендикулярно действующей нагрузке (рис.163).
Принимаем, что высота шва равна толщине листа
рис.163 | Условие прочности стыкового сварного шва F – сила; L – длина шва, равная длине соединяемых полос; S – толщина соединяемых деталей; [σр.св] - допускаемые напряжения растяжения при дуговой сварке |
д
2. Расчет нахлесточных соединений
рис.164 | При расчете нахлесточных соединений расчет условно производят на срез по (касательным напряжениям), по сечению, проходящему через биссектрису прямого угла равнобедренного треугольника со стороной катета К=S (рис.164); т.е. расчетная площадь шва при его периметре L равна: Аср= k Sin 450 L = 0.7 S L; где L – суммарная длина швов; Условие прочности нахлесточного сварного шва [τср]-допускаемое напряжение на срез для сварного шва |
Клеевое соединение
Цель:
· Иметь представление о клеевых соединениях, их достоинствах и недостатках;
Знать:
· Основные типы клеевых соединений, их назначение и применение, расчет на прочность при осевом нагружении клеевых соединений;
|
|
Уметь:
· Выполнять проверочные расчеты клеевых соединений
Склеивание — один из эффективных способов соединения конструкционных материалов.
Клеевым называется неразъемное соединение составных частей изделия с применением клея. Действие клеев основано на образовании межмолекулярных связей между клеевой пленкой и поверхностями склеенных материалов.
Неразъемные соединения, получаемые методом склеивания деталей из однородных или неоднородных материалов, находят все большее применение в решении производственно-технических задач конструирования и создания новых, наиболее прогрессивных технологических процессов.
Клеевое соединение применяют для деталей из стали, чугуна, алюминия и его сплавов, меди, латуни, стекла, мрамора, пластических масс, синтетических материалов, тканей, резиновых изделий, кожи и других.
Клеевое соединение применяют для соединения разнородных материалов и в тех случаях, когда невозможно механическое соединение.
Достоинства:
· возможность соединения разнородных материалов, неподдающихся сварке;
· герметичность и достаточная надежность соединения;
· высокая коррозионная стойкость и бензомаслостойкость.;
· уменьшение массы конструкции по сравнению с другими видами неразъемных соединений;
· невысокая концентрация напряжений в месте соединения;
· невозможность механического крепления;
· возможность соединения деталей практически любой толщины при любой форме сопрягающихся поверхностей;
· отсутствие коробления соединяемых деталей.
Недостатки:
· зависимость прочности и долговечности клеевых соединений от условий эксплуатации (температуры, типа нагрузки, среды и т. п.);
· сложность технологических режимов склеивания.
· «Старение», т. е. снижение прочности соединения с течением времени (некоторые клеи обладают высокой устойчивостью против «старения»).
· Низкая теплостойкость — прочность соединения нарушается при сравнительно невысоких температурах 6О...1ОО°
· недостаточная эластичность.
Нагрузочная способность клеевых соединений в основном зависит от конструкции склеиваемых деталей, качества подготовки поверхностей к склеиванию и правильности выбора типа клея.
Выполнение клеевых соединений
Сопрягаемые поверхности склеиваемых деталей не должны иметь заусенцев и забоин, а шероховатость их составляет не менее Ra 12,5;
Перед склеиванием эти поверхности тщательно подготавливают:
· Механическую подготовку и пригонку металлических деталей производят на металлорежущих станках или вручную напильником, сложные поверхности подвергают пескоструйной обработке; пластмассовые детали обрабатывают резанием или зачищают наждачной шкуркой.
· Химическая подготовка заключается в очищении и обезжиривании склеиваемых поверхностей ацетоном, спиртом, бензином или бензолом.
Прочность и плотность соединения обеспечиваются хорошей зачисткой склеиваемых поверхностей и сдавливанием их при температурах от 15 до 100сС с последующей выдержкой от нескольких минут до нескольких часов.
В зависимости от склеиваемых материалов и условий работы (характер нагрузок, температура и др.) для склеивания применяют различный клей, например БФ, БС, В К, ФЛ-4, клеевые композиции на основе эпоксидной смолы ЭД-20 и др.
Клеевые соединения применяют в электропромышленности, авиации, мостостроительстве, станкостроении и т. д.
Наибольшее распространение имеют соединения листового материала и тонкостенные клеевые конструкции. Их успешно используют для уплотнения и стопорения резьбовых соединений, при этом повышается надежность работы и отпадает необходимость в стопорных деталях.
Оправдавшие себя на практике виды клеевых соединений листов выполняют по косому срезу, с накладками или нахлесточными.
Рис.165
а — стыковое с накладкой; б — косостыковое; в — стыковое; г — стыковое соединение труб одинакового диаметра; д — нахлесточное; е — нахлесточное шпунтовое; ж — косостыковое соединение труб одного диаметра; з — нахлесточное (телескопическое) соединение труб разного диаметра.
Расчет клеевых соединений
1. Расчет стыковых клеевых соединений, растягиваемых или сжимаемых силой F (рис.166), производится по формуле:
Где Ак - площадь стыка склеиваемых деталей; F – действующая сила;
[ σр.кл ] – допускаемое напряжение на растяжение(на отрыв);
[ σр.кл ]= σв.кл /[S];
σв.кл = 10МПа - предельные напряжения для клея;
S – коэффициент запаса прочности, зависящий от температуры и характера нагружения
[S] = 1,2 - 1,5
2. Расчет нахлесточных клеевых соединений производят на срез (сдвиг) (рис.167)
рис.166 | рис.167 |
Расчет на срез выполняют по формуле:
[ τср ] – допускаемое касательное напряжение для клея;
допускаемое касательное напряжение определяется:
τв <8 МПа - предел прочности при срезе для клеевого соединения;
s – коэффициент запаса прочности, зависящий от температуры и характера нагружения
[s] = 1,2 - 1,5
Для большинства клеев толщина клеевой прослойки 0,01-0,1 мм
Заклепочные соединения
Цель:
· Иметь представление о заклепочных соединениях, их достоинствах и недостатках;
Знать:
· Основные типы швов заклепочных соединений, их назначение и применение, расчет на прочность при осевом нагружении заклепочных соединений;
Уметь:
· Выполнять проверочные расчеты заклепочных соединений
Относятся к категории условно неразъемных соединений, так как для того, чтобы разъединить детали, необходимо разрушить заклепки.
Заклепочные соединения применяют для деталей из разнородных материалов, цветных металлов и сплавов, для которых нагрев деталей недопустим из-за деформации деталей и в ответственных соединениях, работающих при значительных ударных и вибрационных нагрузках.
Достоинства:
· высокая прочность и надежность соединения;
· простота контроля качества;
· возможность соединения деталей, изготовленных из любых материалов;
· неизменность свойств материалов соединяемых деталей, в процессе клепки;
· высокая работоспособность соединения при ударных и знакопеременных нагрузках;
Недостатки:
· ослабление деталей отверстиями под заклепки;
· сложность технологического процесса изготовления клепаных соединений;
· трудность выполнения соединения для конструкций сложной формы;
· соединения деталей «встык» требуют дополнительных накладок, что ведет к увеличению массы конструкции;
Конструкции заклепок
Заклепка представляет собой цилиндрический металлический стержень с головкой.
рис.168
В зависимости от типа головки, различают: заклепки с полукруглой, потайной и полупотайной головками (рис.168):
· Заклепки с полукруглыми головками применяют в силовых и плотных силовых швах;
· Заклепки с потайной головкой используют тогда, когда выступающие головки нежелательны;
· Заклепки с полупотайной головкой применяют для соединения тонких (до 4 мм) стальных листов.
· Пустотелые заклепки применяют для соединения тонких листов и неметаллических деталей.
Обычно заклепки изготовляют из калиброванных прутков из углеродистой стали марок Ст2 и Ст З, а также сталей 10, 15. Материал заклепок должен быть пластичным. Допускаемые напряжения выбираются из расчета на срез и на смятие.
Длину заклепки рассчитывают по формуле;
L = S1 + S2 + 1.5 dз,
где S 1 и S 2 – толщина соединяемых листов; dз – диаметр заклепки;
рис.169 | Заклепочные соединения образуют постановкой заклепок в совмещенные отверстия соединяемых деталей и расклепкой с осаживанием стержня, который заполняет отверстие (рис.169). Отверстия под заклепки выполняют пробивкой или сверлением, диаметр отверстий должен быть на 0,5 – 1 мм больше диаметра заклепки. Заклепки стандартизированы. Заклепки одного и того же диаметра бывают разной длины. По назначению заклепочные швы делятся на прочные и плотные, от которых требуется не только прочность, но и герметичность. |
Заклепочные соединения
Однорядный нахлесточный | Соединение заклепочное «встык» с одной накладкой | Соединение заклепочное «встык» с двумя накладками |
шов двухрядный стыковой | Двухрядный нахлесточный шахматный |
Расчет заклепочных соединений
| Заклепка соединяет две детали и рассчитывается на срез и на смятие (рис.170), одна плоскость среза: на срез - ; Ас = ; на смятие - ; Асм= dδ; |
| Заклепка соединяет три детали и рассчитывается на срез и на смятие (рис.171), две плоскости среза: на срез - ; на смятие - ; Асм= dδ; |
| Расчет соединяемых листов на растяжение. Расчет проводится в сечении листов, ослабленных отверстиями под заклепки (рис.172) по формуле: где δ – меньшая из толщин листов; b – ширина листа; zi – число заклепок в ряду |
Для стыковых швов учитывают число заклепок на одну сторону стыка.
Тема 3.15 Разъемные соединения деталей машин
Шпоночные соединения
Цель:
· Иметь представление о типах шпоночных соединений, их достоинствах и недостатках;
Знать:
· Напряженные и ненапряженные шпоночные соединения, их назначение;
Уметь:
· Выполнять проверочный расчет шпоночного соединения;
Шпонки служат для передачи крутящего момента от вала к ступице детали или, наоборот, от ступицы - к валу. Основные типы шпонок стандартизированы.
рис.173
Шпоночные соединения состоят: из шпонки - 1; вала - 2, в котором выполнен шпоночный паз, и ступицы - 3, в которой выполнен шпоночный паз (рис.173). Шпонка – стальной брусок, вставляемый в пазы вала и ступицы.
Достоинства:
а) простота конструкции;
б) сравнительная легкость монтажа и демонтажа;
Недостатки:
а) ослабление вала и ступицы шпоночным пазом;
б) концентрация напряжений, вызываемая шпоночным пазом;
Различают напряженные или ненапряженные шпоночные соединения. Ненапряженные шпоночные соединения осуществляют с помощью призматических и сегментных шпонок, а напряженные – посредством клиновых шпонок.
Призматические шпонки бывают обыкновенные, направляющие и скользящие.
Обыкновенные шпонки
рис.174 | Обыкновенная шпонка представляет собой призматический брусок (рис.174). Ступица установлена неподвижно. Обыкновенные шпонки стандартизированы и выбираются по стандарту в зависимости от диаметра вала. |
Направляющие шпонки
рис.175 | Направляющие – применяются в тех случаях, когда ступицы должны иметь возможность перемещаться вдоль валов, такие соединения называются подвижными. Направляющие шпонки прикрепляются к валу винтами (рис.175). Направляющие шпонки стандартизированы. |
Скользящие шпонки
рис.176 | Скользящие шпонки также относятся к подвижным соединениям (рис.176). Скользящие шпонки соединяются со ступицей выступом цилиндрической формы. Ступица вместе со шпонкой перемещается вдоль вала, поэтому между шпонкой и валом имеется гарантированный зазор. Скользящие шпонки стандартизированы. |
Шпоночные соединения применяют в тех случаях, если к точности центрирования соединяемых деталей не предъявляется особых требований.
Размеры сечений шпонок и пазов выбирают в зависимости от диаметров валов по ГОСТу.
Материалом шпонок является чистотянутая шпоночная сталь, sв не менее 600 МПа, сегментные шпонки - из стали сегментного профиля.
Рабочими гранями призматических шпонок служат их боковые грани, различают три вида соединений ширины шпонки b (рис.174): нормальное – N; (паз вала - N9, паз втулки - Js9), свободное – (паз вала – H9, паз втулки – D10, с зазором), плотное – (паз вала и втулки – P9).
Для облегчения сборки, между шпонкой и ступицей или между скользящей шпонкой и валом предусматривают радиальный зазор (по высоте шпонки).
Наибольшее распространение имеют призматические шпонки, они обеспечивают большую точность посадок ступиц на валах, и в меньшей степени ослабляют вал.
Вал устанавливается в ступицу по посадкам с зазором, натягом и переходным, например: Н9/f9, Н8/h8, Н7/u7.
Сегментные шпонки
рис.177 | Сегментные шпонки (рис.177) работают боковыми гранями, являются самыми технологичными из-за легкости изготовления шпонок и пазов для них. Недостатком является глубокий паз, что снижает прочность вала, поэтому сегментные шпонки служат для передачи небольших крутящих моментов. |
Клиновые шпонки
рис.178 | Клиновые шпонки имеют форму односкосного клина с уклоном 1:100 (рис.178). Такой же уклон имеют пазы в ступицах. Клиновые шпонки изготавливают с выступом и без них. Выступ необходим для удобства демонтажа. Шпонки создают напряженное соединение и нарушают центрирование ступиц на валах, ступица не требует стопорения. Соединение клиновыми шпонками применяют в тихоходных передачах, они хорошо воспринимают ударные и знакопеременные нагрузки. |
Шпоночные соединения выполняют (рис.179):
шпоночный паз на валу выполняют фрезерованием шпоночной или концевой фрезой,
шпоночный паз в ступице выполняют протягиванием или долблением.
I – протягиванием; II, III – фрезерованием; IV - фрезерованием шпоночной фрезой; V – долблением.
рис.179
Расчет шпоночных соединений
Шпоночные соединения рассчитывают на срез и на смятие, проверочным расчетом.
sсм= 2М/(dlрабК)< [ sсм ]; tср= 2М/(dlрабb)< [ tср ],
где
Т - крутящий момент;
d – диаметр вала;
b – ширина шпонки;
lраб= l-b – рабочая длина шпонки;
К – справочный коэффициент;
sсм и [ sсм ] - расчетное и допускаемое напряжения смятия;
tср и [ tср ] - расчетное и допускаемое напряжения среза;
- Расчет шпонок (рис.180):
рис.180 | Шпонки (рис. 180.) работают на срез и смятие: Проверочный расчет на смятие: Асм = lt – площадь смятия; где l — длина шпонки; t — высота выступающей части; b — ширина шпонки. Проверочный расчет на срез: ; Ас = bl –площадь среза; где l — длина шпонки; b — ширина шпонки. |
Шлицевые соединения
Цель:
· Иметь представление о видах центрирования шлицевых соединений; достоинствах и недостатках;
Знать:
· Область применения, достоинства и недостатки шлицевых соединений;
Уметь:
· Выполнять проверочный расчет шлицевого соединения на смятие;
рис.181 | Шлицевые соединения служат для передачи крутящего момента от вала к ступице детали или, наоборот, от ступицы к валу. Это многошпоночное соединение, в котором шпонки выполнены за одно целое с валом (рис.181). |
Достоинства:
· возможность передачи больших моментов, благодаря значительной поверхности контакта соединяемых деталей,
· более точное центрирование ступицы по валу,
· лучшее направление в осевом перемещении, большая прочность вала, не ослаблен вал.
Недостатки:
· более сложное изготовление, чем шпоночное соединение.
Классификация шлицевых соединений
1. В зависимости от формы профиля шлицев различают соединения с прямобочным, эвольвентным и треугольным профилем.
рис.182 | Прямобочное шлицевоесоединение–наиболее распространенное (рис.182). Применяют с центрированием по наружному D - диаметру, внутреннему d- диаметру и боковым сторонам b шлицев. Изготавливают прямобочные шлицевые соединения с 6, 8, 10, 16, 20 – шлицами. |
рис.183 | Эвольвентное шлицевое соединение (рис.183), по сравнению с прямобочным, имеет более высокую прочность шлицев вследствие их утолщения к основанию, повышенную технологичность. Недостаток: дорогой инструмент для изготовления шлицевого отверстия в ступице, его изготавливают протяжками. |
рис.184 | Треугольное шлицевоесоединение (рис.184) – применяют только в качестве неподвижного соединения при передаче небольших моментов. |
2. Шлицевые соединения бывают неподвижные и подвижные, обеспечивающие возможность осевого перемещения ступицы по валу.
3. Шлицевые соединения различают по сериям: легкая, средняя и тяжелая.
4. Шлицевые соединения различают по способу центрирования, т.е. по точности изготовления размеров шлицевого соединения.
рис.185 | Центрирование по наружному диаметру - D(рис.185) -применяется для более точного совпадения геометрических осей соединяемых деталей, в неподвижных соединениях, т.е. наружный диаметр прямобочного шлицевого соединения выполняется точнее, чем внутренний диаметр и ширина шлица -b Обозначение на чертеже |
рис.186 | Центрирование по внутреннему диаметру - d -применяется когда требуется более точное совпадение геометрических осей соединяемых деталей, в подвижных соединениях (рис.186) Обозначение на чертеже |
рис.187 | Центрирование по b –не обеспечивает точной соосности ступицы и вала, применяется при передаче больших моментов (рис.187), когда к точности центрирования не предъявляется высоких требований (в соединениях карданных валов автомобилей); Обозначение на чертеже |
Расчет шлицевых соединений
Размеры шлицевых соединений выбирают в зависимости от диаметра вала по ГОСТу, длина шлицев определяется длиной ступицы, а если ступица подвижная – то ходом ее перемещения.
1. Шлицевые соединения рассчитывают на смятие проверочным расчетом.
sсм и [sсм] - расчетное напряжение смятия на рабочих поверхностях шлицев и допускаемое напряжения смятия; [sсм] = 50-100МПа
М- крутящий момент;
dс – средний диаметр шлицевого соединения; dс= 0,5(D+d);
z – число шлицев;
h – высота поверхности контакта шлицев; h = 0,5(D-d);
l – длина поверхности контакта шлицев;
y - коэффициент, = 0,7-0,8
2. Шлицевые соединения рассчитывают на износ.
Условие работы соединения без износа
где [σизн] – допускаемое напряжение на износ, зависящее от твердости рабочих поверхностей зубьев;
[σизн]=0,3HB – для нормализованных и улучшенных зубьев;
[σизн]=0,3HRC– для закаленных зубьев;
Размеры соединений в основном определяются прочностью и жесткостью валов, поэтому напряжения на рабочих поверхностях могут быть значительно ниже допускаемых
Резьба и резьбовые соединения
Цель:
· Знать классификацию резьбы, ее назначение и применение в соединениях; типы резьбовых соединений, их достоинства и недостатки, основы расчета на прочность, формулы для расчета;
· Уметь выполнять проверочный и проектный расчеты;
Резьбовые соединения (рис.188) являются наиболее распространенными разъемными соединениями. Основным элементом резьбового соединения является резьба, которая получается путем прорезания или накатки на поверхности деталей канавок по винтовой линии (рис.189).
рис.188 | рис.189 | Р – шаг резьбы; φ – угол подъема винтовой линии; πd2 – длина окружности по среднему диаметру резьбы |