Рекомендована к использованию Высшим консультационным советом по педологии и воспитаники. РАО—111 — «Евразия».
26 сентября 2046 г.
Код 363932Д
Прошлое
1.01. Ф. И.0.
1.02. Год, месяц, число, час рождения.
1.03. Место рождения: страна, регион, населенный пункт, место (дом, клиника, другие варианты), ориентация при рождении относительно геомагнитного поля.
1.04. Сроки беременности.
1.05. Солнечная и геомагнитная активность в течение беременности (индексы Девиша — Прокопьсва), природные феномены в день рождения.
1.06. Психофизиологическая зрелость при рождении (индекс Аршавского — Корлугги).
1.07. Индексы информационных карт матери, отца, генных доноров.
1.08. Врожденные биологические особенности.
1.09. Биологические предрасположенности.
1.10. Социально-психологические предрасположенности (индекс Берна — Горлач).
1.11. Социокультурные предрасположенности (индекс Мид — Омельченко).
1.12. Структура жизненного пути. Ключевые жизненные события (по А. и Е. Кроникам).
1.13. Развитие Я-концепции.
|
|
1.14. Ежегодные показатели интеллектуального развития.
1.15. Ежегодные показатели эмоционального развития.
1.16. Ежегодные показатели моторного развития.
1.17. Развитие коммуникативной зрелости — качественный анализ.
1.18. Динамика социально-психологических индексов.
Настоящее
2.01. Субъективные показатели здоровья и физического развития.
2.02. Субъективные показатели здоровья — самочувствие.
2.03. Я-образ: полнота, гармоничность, адекватность, принятие себя.
2.04. Соотношение реального, идеального и фантастического Я. Кумиры.
2.05. Типы психологических защит развитость, конструктивность.
2.06. Гармоничность — дисгармоничность сознания, бессознательного, метасознательного.
2.07. Соотношение биологических,социальных, душевных и духовных потребностей. Ведущие потребности.
2.08. Интересы, увлечения, хобби и парахобби. Предпосылки способностей.
2.09. Ориентации в отношении прошлого, настоящего, будущего.
2.10. Профессиональные и квазипрофессиональные склонности.
2.11. Образ жизненного пути. Сценарии и образы будущего. Масштабные фьючеры (по А-И. Федорову).
2.12. Локус контроля. Чувство источника. Причинные схемы.
2.13. Межличностные отношения, позиции, роли. Удовлетворенность позицией и ролью.
2.14. Индексы и варианты личностно-групповых отношений. Особенности самокатегоризации.
2.15. Внушаемость. Эмоциональная сснзитивность. Интеллектуальная лабильность.
2.16. Индивидуальные когнитивные стили (по Колга и Холодной). Полезависимость — поленезавнсимость.
2.17. Экстравертность — интравертность в смысле В. Мерлина и в смысле К.Юнга.
2.18. Акцентуации характера. Акцентуации личности.
|
|
Перспективы
3.01. Влияние — внешние факторы: качественная характеристика у суммарные индексы по макро, мезо и микроситуациям в ближайшей и отдаленной перспективе (по Чандра — Сарв).
3.02. Влияние — внутренние факторы: сценарии отношений к себе и к миру в статике и динамике.
3.03. Возможные педагогические тактики в личностной и социоличностной сферах. Сценарии и вероятности последствий.
3.04. Возможные тактики в когнитивной сфере. Сценарии и вероятности последствий.
3.05. Потенциалы саморазвития и самокоррекции.
3.06. Оптимальные типы воспитателей (ранжировано по три для каждой сферы).
3.07. Индекс воспитуемости (в стандартной семизначной форме).
Воспитатель
Что воспитывает в воспитателе? Где прячется его воспитательная сила? В личности педагога? Во владении эффективными способами работы? И в том, и в другом?
Поясним эту проблему метафорой. Два стрелка стреляют в цель. У одного меткий глаз и твердая рука, у другого глаз не такой острый и рука не такая твердая. Если стрелки стреляют из одинаковых ружей — результат ясен. Но если «меткому глазу» дали кремневое оружие, а «нетвердой руке» современное оружие с оптическим прицелом — результат становится не таким предсказуемым. Метафора вроде бы ясна: автор на третьей позиции — личность плюс способ. Но это не совсем так. В формуле Л(личность) + С (способ) самое неясное середина — значок плюс!
Усложним нашу формулу.
Личность, личностное в деятельности — это прежде всего мотивы и ценности действующего.
Мотивы и ценности — это предпосылки выбора способа действия, и превращения его в личностный, индивидуальный стиль.
Среди понятий, описывающих мотивационную сферу человека (потребности, мотивы, интересы, стремления, установки и т.д.), наиболее корреспондирующее обсуждаемому вопросу — установки.
Установка — это неосознаваемый или частично осознаваемый настрой, готовность к определенному восприятию, пониманию, переживанию, поведению.
Установки, по А.Г. Асмолову (Асмолов, 2007), определяют устойчивость, определенность протекания деятельности.
Вторая сторона мотивационно-ценностной сферы — ценности — описывается чаще всего понятиями убеждения, взгляды, ценностные ориентации.
В нашем случае это как педагогические, так и общие жизненные убеждения, ценностные ориентации.
Внушающая доверие схема, объединяющая установки и убеждения предложена В. А. Ядовым (Ядов, 1985). Это концепция диспозиционной регуляции социального поведения личности.
Система диспозиций (установок, ценностных ориентации) по В.А. Ядову обладает двумя важными характеристиками:
- иерархичностью (поуровневостью строения);
- соответствием каждого уровня иерархии тому или иному фрагменту реальности, охватываемой активностью личности.
Низший уровень — уровень фиксированных установок — проявляется в конкретных ситуациях (для педагога это реакции на высказывания учеников, на их отдельные действия).
Уровень социальных установок (в терминологии англоязычной литературы аттитьюдов) обнаруживается в непосредственном взаимодействии людей в масштабах конкретной деятельности и общения.
Уровень базовых социальных установок соотносится с профессиональной (в нашем случае воспитательной) сферой в целом.
Уровень ценностных ориентаций проявляется в отношении к деятельности в целом и ее месте, значении в жизни человека.
Воспользуемся этой схемой для описания диспозиций воспитателя.