Информационная карта воспитанника

Рекомендована к использованию Высшим консультационным советом по педологии и воспитаники. РАО—111 — «Евразия».

26 сентября 2046 г.

Код 363932Д

Прошлое

1.01. Ф. И.0.

1.02. Год, месяц, число, час рождения.

1.03. Место рождения: страна, регион, населенный пункт, место (дом, клиника, другие варианты), ориентация при рождении относительно геомагнитного поля.

1.04. Сроки беременности.

1.05. Солнечная и геомагнитная активность в течение беременности (индексы Девиша — Прокопьсва), природные феномены в день рождения.

1.06. Психофизиологическая зрелость при рождении (индекс Аршавского — Корлугги).

1.07. Индексы информационных карт матери, отца, генных доноров.

1.08. Врожденные биологические особенности.

1.09. Биологические предрасположенности.

1.10. Социально-психологические предрасположенности (индекс Берна — Горлач).

1.11. Социокультурные предрасположенности (индекс Мид — Омельченко).

1.12. Структура жизненного пути. Ключевые жизненные события (по А. и Е. Кроникам).

1.13. Развитие Я-концепции.

1.14. Ежегодные показатели интеллектуального развития.

1.15. Ежегодные показатели эмоционального развития.

1.16. Ежегодные показатели моторного развития.

1.17. Развитие коммуникативной зрелости — качественный анализ.

1.18. Динамика социально-психологических индексов.

Настоящее

2.01. Субъективные показатели здоровья и физического развития.

2.02. Субъективные показатели здоровья — самочувствие.

2.03. Я-образ: полнота, гармоничность, адекватность, принятие себя.

2.04. Соотношение реального, идеального и фантастического Я. Кумиры.

2.05. Типы психологических защит развитость, конструктивность.

2.06. Гармоничность — дисгармоничность сознания, бессознательного, метасознательного.

2.07. Соотношение биологических,социальных, душевных и духовных потребностей. Ведущие потребно­сти.

2.08. Интересы, увлечения, хобби и парахобби. Предпосылки способностей.

2.09. Ориентации в отношении прошлого, настоящего, будущего.

2.10. Профессиональные и квазипрофессиональные склонности.

2.11. Образ жизненного пути. Сценарии и образы будущего. Масштабные фьючеры (по А-И. Федорову).

2.12. Локус контроля. Чувство источника. Причинные схемы.

2.13. Межличностные отношения, позиции, роли. Удовлетворенность по­зицией и ролью.

2.14. Индексы и варианты личностно-групповых отношений. Особенности самокатегоризации.

2.15. Внушаемость. Эмоциональная сснзитивность. Интеллектуальная лабильность.

2.16. Индивидуальные когнитивные стили (по Колга и Холодной). Полезависимость — поленезавнсимость.

2.17. Экстравертность — интравертность в смысле В. Мерлина и в смысле К.Юнга.

2.18. Акцентуации характера. Акцентуации личности.

Перспективы

3.01. Влияние — внешние факторы: качественная характеристика у суммарные индексы по макро, мезо и микроситуациям в ближайшей и отдаленной перспективе (по Чандра — Сарв).

3.02. Влияние — внутренние факторы: сценарии отношений к себе и к миру в статике и динамике.

3.03. Возможные педагогические тактики в личностной и социоличностной сферах. Сценарии и вероятности последствий.

3.04. Возможные тактики в когнитивной сфере. Сценарии и вероятности последствий.

3.05. Потенциалы саморазвития и самокоррекции.

3.06. Оптимальные типы воспитателей (ранжировано по три для каждой сферы).

3.07. Индекс воспитуемости (в стандартной семизначной форме).

 

Воспитатель

Что воспитывает в воспитателе? Где прячется его воспитательная сила? В личности педагога? Во владении эффективными способами работы? И в том, и в другом?

Поясним эту проблему метафорой. Два стрелка стреляют в цель. У одного меткий глаз и твердая рука, у другого глаз не такой острый и рука не такая твердая. Если стрелки стреляют из одинаковых ружей — результат ясен. Но если «меткому глазу» дали кремневое оружие, а «нетвердой руке» современное оружие с оптическим прицелом — результат становится не таким предсказуемым. Метафора вроде бы ясна: автор на третьей позиции — личность плюс способ. Но это не совсем так. В формуле Л(личность) + С (способ) самое неясное середина — значок плюс!

Усложним нашу формулу.

Личность, личностное в деятельности — это прежде всего мотивы и ценности действующего.

Мотивы и ценности — это предпосылки выбора способа действия, и превращения его в личностный, индивидуальный стиль.

Среди понятий, описывающих мотивационную сферу человека (потребности, мотивы, интересы, стремления, установки и т.д.), наиболее корреспондирующее обсуждаемому вопросу — установки.

Установка — это неосознаваемый или частично осознаваемый настрой, готовность к определенному восприятию, пониманию, переживанию, поведению.

Установки, по А.Г. Асмолову (Асмолов, 2007), определяют устойчивость, определенность протекания деятельности.

Вторая сторона мотивационно-ценностной сферы — ценности — описывается чаще всего понятиями убеждения, взгляды, ценностные ориентации.

В нашем случае это как педагогические, так и общие жизненные убеждения, ценностные ориентации.

Внушающая доверие схема, объединяющая установки и убеждения предложена В. А. Ядовым (Ядов, 1985). Это концепция диспозиционной регуляции социального поведения личности.

Система диспозиций (установок, ценностных ориентации) по В.А. Ядову обладает двумя важными характеристиками:

- иерархичностью (поуровневостью строения);

- соответствием каждого уровня иерархии тому или иному фрагменту реальности, охватываемой активностью личности.

Низший уровень — уровень фиксированных установок — проявляется в конкретных ситуациях (для педагога это реакции на высказывания учеников, на их отдельные действия).

Уровень социальных установок (в терминологии англоязычной литературы аттитьюдов) обнаруживается в непосредственном взаимодействии людей в масштабах конкретной деятельности и общения.

Уровень базовых социальных установок соотносится с профессиональной (в нашем случае воспитательной) сферой в целом.

Уровень ценностных ориентаций проявляется в отношении к деятельности в целом и ее месте, значении в жизни человека.

Воспользуемся этой схемой для описания диспозиций воспитателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: