double arrow

Русское религиозное духовное Возрождение.

Дисциплина «Основы философии»

Тема: Русская философия XVIII – начала XX в.в.

Цель – раскрыть особенности русской философии XVIII – начала XX в.в.

Дидактические единицы: Особенности русской философии. Тенденции и особенности русской философии. Самобытность русской философии. Элементы материалистических идей символического рационализма Г.С. Сковороды. Философские взгляды М.В. Ломоносова. Философские идеи А.Н. Радищева. Русская философия XIX – ХХ веков. Социально-философские идеи в «Философических письмах» П.Я. Чаадаева. Славянофилы и западники: сходство и различия. Национально-религиозная, идеалистическая философия эпохи (Б.Н. Чичерин, А.И. Введенский, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьѐв, Л.Н. Толстой и др.). Понятие «всеединства» и «соборности»: общее и различия. Диалектико-материалистическая (марксистская) традиция русской философской школы (Г.В. Плеханов и В.И. Ленин). «Русский космизм». Идея внутреннего единства человека и космоса, постановка вопроса о роли биосферы и ноосферы в существовании Вселенной (Н.А. Умов, Н.Ф. Фѐдоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и др.). Философские идеи С.Н. Булкакова, В.Ф. Эрна, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского.

Можно воспользоваться учебниками колледжа:

1. Антюшин С.С. Основы философии: Учебное пособие. – М.: РИОР: ИНФРА-М:РАП, 2010. –с. 168 - 195

2. Дмитриев В.В., Дымченко Л.Д. Основы философии. – М.:ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2008. –с. 110 - 125

3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2004. –с. 152 - 164

4. Хрусталёв Ю.М. Основы философии: Учебник для медицинских училищ и колледжей. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. – с. 119 - 135 (есть и других лет издания).

Дополнительная литература:

1. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.А.Ан, В.В. Маркин, В.Е. Фомин. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 400 с.

2. Горелов А.А. Основы философии. - М.: Академия, 2014. - 320 с.

3. Философия. Учебник под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 816 с.

Можно использовать любое другое учебное пособие по философии.

Интернет-источники:

1.Новая философская энциклопедия:

 https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/page/about

2. Интернет-энциклопедия философии: https://www.iep.utm.edu/

3. Портал «Все о философии»: http://intencia.ru

Дополнительные материалы

Русская философия – органичная и важная часть мировой философии. В России до XIX в. в теоретической форме философия была развита слабее, чем на Западе. У западной философии лежит в основе разум, у русской в основе лежит логос (божественное, интуитивное).

Особенности русской философии:

1. Русской философии чуждо стремление абстрактной интеллектуальной систематизации. Русской философии присуще мистическое, интуитивное познание сущего. Мир можно постичь только через символ или образ, и силу воображения.

2. Русская философия тесно связана с реальной жизнью. Она часто выступает в виде публицистики, отражающей чаяния, надежды, настроения людей.

3. Художественная литература – этот кладезь русской философии.

4. Не занимались процессами познания мира. Эти вопросы стояли только по отношению к человеку.

5. Обращение к проблемам нравственности.

6. Практическая напрвленность.

Григорий Саввич Сковорода (1722 – 1794 г.г.). Мыслитель, который родился и жил в Малороссии. Философская антропология Сковороды:

1 идея – антропологизм.

1). Познание возможно только через человека.

2). Человек – это микрокосмос.

3). Единственная человеческая жизнь – это сердце. Сердце – это инструмент познания.

2 идея – мистический символизм.

1). Рассудок в сознании создает только схемы, и сущность бытия нельзя постигнуть через рассудок, а только в образах, только через религиозный символ.

2). Из этой идеи вытекает у Сковороды проблема Библии. Библия – это объект любви. Существует три мира:

А). огромный бесконечный макрокосм, Вселенная;

Б). маленький человеческий микрокосм;

В). объединяющий их воедино мир «символической реальности». Наиболее наглядно представлен в Священном Писании. Это Библия.

3). Чему учит Библия? Тому, что у человека два сердца: первое смертное, нечистое, второе – вечное и чистое. И человек через эти два сердца стремится постичь Бога, ощущает любовь Бога.

4). Как у человека два сердца, так и у мира две сущности: видимая и невидимая. И как следствие у Сковороды появляется идея воскресения.

3 идея – акт самопознания.

Не может быть доволен собой человек, не постигший истину о самом себе.

Славянофилы и западничество. Характерен анализ проблемы восток - запад.

Западники. Петр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856). Российское общество должно усвоить западные ценности. Западники не видели возможности развития России вне Европы, вне опыта западных стран. Они считали, что католицизм больше, чем православие, подходит для реализации прогрессивного развития.

Славянофильство. Алексей Степанович Хомяков, Константин Сергеевич Аксаков, Иван Васильевич Киреевский выступали за развитие России по собственному пути.

1). Есть единая неразделенная духовная жизнь.

2). Немецкая философия утратила связь с церковью, а, следовательно, утратила единство духовной жизни. Истинный критерий познания – в церковном общении и любви.

3). Вера – это источник и условие всякого знания. И в ней соединяются и чувственные знания и рационалистические.

Русское религиозное духовное Возрождение.

Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, Л.Шестаков.

Главный источник – философия Владимира Сергеевича Соловьева (1853 – 1900 г.г.). Сочинения: «Кризис западной философии», «Лекции о богочеловеке», «Оправдание добра» и др.

Главная идея: идея духовной телесности:

- идея всеединства и Богочеловечества;

- идея церкви как тела Христова;

- идея преображения тела и духа.

Основные идеи. Представитель объективного идеализма. Философия всеединства. Все существующие философские, религиозные, научные теории односторонни, если каждую взять в отдельности. Идеализм односторонен, т.к. он пренебрегает телесной материальной природой. Религия, если берется как замкнутое, тоже односторонняя. Наука тоже, т.к. она ограничивается только наблюдением, собиранием фактов. Преодоление односторонности – в создании философии всеединства. Философия, наука, богословие должны образовать единый комплекс. Весь мир представляет собой единство. Существует неживая природа (минералы), царство растений, животных, из них – человек (животно-человеческое начало в нем есть). Но мир создан богом, и человеку уготовано место между природой и богом, т.к. в человеке есть и богочеловеческое (душа человека), это дано богом. Миссия человека – соединить природный мир с миром божественным. Божественное в человеке проявляется в нравственном чувстве. В отличии от Декарта – «Я стыжусь, значит, я существую». Стыд – самоконтроль, проявление совести, сам человек должен оценивать свои поступки. Если человек поступает не по совести, он лишен ее, значит, он лишен человеческого.

Осуждает насилие как форму человеческой истории. Идея человеческого братства. Насилием нельзя сделать людей счастливыми. Меняются только внешние формы, приходят другие хозяева. Станут ли они лучше нравственно?

Национальный вопрос. Глубоко ошибочно ставить один народ над другим. Весь мир связан между собой. Это неверно с нравственной точки зрения, т.к. оправдывает насилие.

Бердяев Николай Александрович (1874 – 1948 г.г.). Основные работы: «Философия свободы», «Истоки и смысл русского коммунизма» и др.

В центре – идея свободы. Бог создал мир, природу, человека. Человек, созданный богом, продолжает дело бога. В этом смысле он равен богу. Человек создал машины, технику (Бог создал мир, человека и т.д.), политические институты, выдвигает идеи, т.е. человек творит. Чтобы творить, человек должен быть свободен. Свобода должна быть полная и абсолютная. Не должен быть зависим от других людей, обстоятельств. Нельзя творить по приказу, под давлением. Свобода – главное условие творчества. Отсюда – политические выводы. Он против русского коммунизма. Благородные идеи – уродливые формы (запрет газет, партий).

В работе «Христианство и классовая борьба» расширил понимание человеческого общества. Классы существуют, но это не единственная и не главная группировка, люди делятся по признакам пола, профессии, месту проживания (деревня, город), религиозным верованиям, по нравственным качествам (добрые, злые) и т.д. Борьба идет не только между классами, но и полами, нациями и т.д.

Русская философия начала XX в. продолжалась до 40-х годов XX в.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие основные вопросы ставит русская философская мысль конца XVIII – начала XIX в.?

2. Назовите отличительные особенности русского марксизма.

3. Какова роль и значение «русского космизма» в развитии мировой философии?

4. Кто из русских философов внес максимальный вклад в мировую философию?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: