Получив задание на выполнение определенной работы, стропальщик обязан правильно выбрать стропы.
Подбор производится:
- по грузоподъемности, чтобы указанная на бирке стропа грузоподъемность была не меньше массы поднимаемого груза;
- по числу ветвей - количество ветвей стропа должно быть больше или равно количеству строповочных элементов на грузе;
- по длине, чтобы угол между ветвями стропа не превысил 90°.
Для соблюдения последнего условия длина стропа должна составлять не менее 3/4 максимального расстояния между местами строповки. Если груз имеет четыре петли, то это расстояние берется между петлями, расположенными по диагонали.
Рис. 27. Определение длины ветви стропа
Работать стропами, у которых угол между ветвями превышает 90° запрещается.
При работе короткими стропами может произойти обрыв ветви стропа из-за резкого увеличения ее натяжения, вырыв петли на изделии или поломка самого изделия из-за увеличения сжимающих усилий от действия стропа.
|
|
Траверсы
Траверсы - это съемные грузозахватные приспособления, предназначенные для строповки длинномерных и крупногабаритных грузов. Назначение траверс - предохранять поднимаемые изделия и конструкции от воздействия сжимающих усилий, возникающих в них при применении обычных стропов. Конструктивно траверсы подразделяются на плоскостные и пространственные. Плоскостные траверсы используют при строповке плоских конструкций, пространственные - при строповке объемных конструкций и технологического оборудования. Канатные стропы могут связываться с траверсой балансирно путем огибания строповочным канатом роликов, закрепленных на траверсе. Такие траверсы получили название балансирных.
Захваты
Захваты предназначены для строповки беспетлевых грузов различной геометрической формы. По конструкции и способу удержания груза захваты подразделяются на клещевые, фрикционные, эксцентриковые и клиновые; по способу действия - на ручные, полуавтоматические и автоматические.
Клещевые захваты бывают охватывающего и зажимного действия. Охватывающие клещевые захваты концами рычагов охватывают груз или его элементы; зажимные захваты удерживают груз путем сжатия и распора рычагами изнутри. Наибольшее распространение получили рычажные и рычажно-канатные самозажимные захваты.
Во фрикционных самозажимных захватах груз удерживается силой трения путем его сжатия прижимными элементами.
В эксцентриковых грузозахватных устройствах зажимным органом является эксцентрик (кулачок, диск или рычаг), насаженный на вал. Эксцентриковые захваты могут иметь одностороннее или двустороннее расположение эксцентриков. Их используют преимущественно для перемещения листовых материалов.
|
|
Клиновые (цанговые) грузозахватные устройства используют для подъема и транспортировки железобетонных грузов, имеющих крутые отверстия. Основными элементами.клещевого захвата являются распорные элементы (кулачки) и конусообразный клин. При подъеме грузового стропа кулачки зубьями врезаются в тело бетона, обеспечивая надежное зацепление.
Захваты осматривают перед применением и не реже одного раза в месяц с записью результатов осмотра в журнал учета и осмотра тары и съемных грузозахватных приспособлений.
Тара
Для перемещения сыпучих, мелкоштучных грузов, жидких материалов и мастик используют специальные емкости и средства пакетирования, называемые тарой.
Тара на предприятиях и в организациях должна изготавливаться по технологическим картам или индивидуальным чертежам. После изготовления тару подвергают техническому освидетельствованию путем осмотра тару наносится маркировка, на которой обозначают порядковый номер тары, собственный вес грузоподъемность и назначение. В процессе эксплуатации тару осматривает стропальщик перед ее использованием и периодически, не реже одного раза в месяц, инженерно-технический работник, на которого возложена эта обязанность приказом по организации. Осмотр производится по инструкции, разработанной специализированной организацией.
Тару выбраковывают при:
- отсутствии маркировки или указания назначения тары;
- наличии деформаций;
- наличии трещин в сварных швах;
- неисправностях запорных или фиксирующих устройств;
- износе проушин на 10% и более от первоначального диаметра;
На таре должна быть нанесена черта заполнения. На таре, предназначенной для транспортировки сыпучих и мелкоштучных грузов, черту наносят на расстоянии 10 см от уровня бортов; на таре для жидких материалов и мастик чертой обозначают 3/4 объема.
Немаркированная, неисправная и не прошедшая технического освидетельствования тара не должна находиться в местах производства работ.