Любые виды работ, выполняемые с использованием грузоподъемных кранов, должны производиться по технологическому регламенту. При выполнении строительно-монтажных работ таким регламентом является проект производства работ, при погрузо-разгрузочных работах - технологическая карта и схемы строповки. Технологическая карта отражает последовательность выполнения операций, место нахождения стропальщика, способы строповки и складирования грузов, меры по безопасному выполнению работы.
Проект производства работ содержит пояснительную записку, стройгенплан и набор технологических карт. Стройгенплан - это. вид строительной площадки сверху, на который нанесены: строящийся объект, вспомогательные постройки, бытовые помещения, места установки кранов и другого оборудования, воздушные линии электропередачи и действующие инженерные коммуникации, места складирования, дороги (проходы, проезды). На стройгенплане обозначаются опасные зоны, в том числе опасные зоны работы кранов.
|
|
L = L1 + L2 + Х
где L - опасная зона действия крана,
L1 - расстояние по горизонтали от оси вращения крана до центра крюка (максимальный вылет),
L2- расстояние от оси крюка до наиболее удаленной точки груза,
х - минимальное расстояние возможного отлета груза.
Расстояние х зависит от характера поднимаемого груза, способа строповки и высоты, на которую поднят груз.
При h до 10 | х = 4м |
h до 20 | х=7м |
h до 70 | х= 10м |
h до 120 | х=15м |
Проект производства работ включает полную номенклатуру оснастки, необходимой для выполнения работы: грузозахватных приспособлений, тары, приспособлений для устойчивого хранения элементов конструкций, временного закрепления элементов перед их расстроповкой, технических средств по ограничению пути движения, угла поворота крана. При работе кранов в особых условиях эти условия должны быть отражены в проекте производства работ или технологической карте.
С технологическими регламентами стропальщики должны быть ознакомлены под роспись.
Особые условия при выполнении работ стреловыми самоходными кранами вблизи воздушных линий электропередачи, в охранной зоне ЛЗП, под не отключенными контактными проводами городского транспорта
Установка и работа стреловых самоходных кранов (кроме железнодорожных) на расстоянии ближе 30 м от линии электропередачи или воздушной электросети напряжением более. 42 В должна производиться по наряду-допуску. Указанное расстояние (30 м) измеряется от проекции крайнего провода ЛЭП до оси крюка в пределах его рабочих вылетов или крайней точки груза.
Ø Наряд-допуск в двух экземплярах оформляет организация, производящая работы. Один экземпляр получает крановщик под роспись, другой - лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами. Лицо, ответственное за безопасное производство работ, проводит с крановщиком и стропальщиком инструктаж о мерах безопасности, изложенных в наряде-допуске, и указывает крановщику место установки крана. Перед подъемом стрелы в рабочее положение ответственный за безопасное производство работ должен убедиться в том, что кран установлен на указанном им месте, и дать разрешение на производство работ, сделав об этом запись в вахтенном журнале или путевом листе.
|
|
Ø При производстве работ в охранной зоне ЛЭП (в воздушном пространстве, непосредственно примыкающем к проводам линий электропередачи) наряд-допуск может быть выдан только при наличии письменного разрешения организации, эксплуатирующей линию.
Охранная зона устанавливается для защиты линии от повреждений при производстве работ сторонними организациями, и ее размеры зависят от напряжения в ЛЭП.
Ø Работа под не отключенными контактными проводами городского транспорта должна проводиться при соблюдении расстояния между стрелой и контактными проводами не менее 1 м. Это достигается установкой механического упора, не позволяющего уменьшить указанное расстояние при подъеме стрелы.
В наряде-допуске должно быть указано время начала и окончания работы (число, месяц, год). При изменении условий работы или состава бригады должен быть выдан новый наряд-допуск.
Все перечисленные в этом разделе работы должны производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ.
Технология стропальных работ при погрузке автотранспорта
Погрузочно-разгрузочные работы с применением грузоподъемных кранов должны производиться по технологическим картам, в которых определено:
1. Место установки и зона обслуживания крана.
2 Место установки автомашины и способ ее закрепления (ручной тормоз)
3. Место установки эстакады или площадки.
4. Перечень оснастки, необходимой для безопасного выполнения работы,
5. Способы укладки груза.
6. Особые требования при выполнении работ повышенной опасности.
В технологической карте должны быть обозначены места нахождения стропальщика при выполнений каждой операции.
Автомашина должна быть установлена таким образом, чтобы груз не перемещался над кабиной.
При погрузке автомашины необходимо обеспечить возможность удобной и безопасной строповки грузов при ее разгрузке.
При погрузке или разгрузке панелевозов необходимо обеспечить их равновесие, снимая груз попеременно с одной и другой стороны.
Не разрешается производить погрузочно-разгрузочные работы при нахождении людей в кузове или кабине автомобиля.