1. Общеобразовательная организация обязана ознакомить обучающихся и их родителей (законных представителей) с документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса по системе дистанционного обучения.
2. Формы дистанционных образовательных технологий:
- дистанционные конкурсы, олимпиады;
- дистанционное самообучение обучение в Интернете;
- видеоконференции;
- онлайн- тестирование;
- интернет-уроки;
- вебинары;
- skype-общение;
- электронная почта;
- облачные сервисы и т.д.
3. В обучении с применением дистанционных образовательных технологий используются следующие организационные формы учебной деятельности:
- лекция;
- консультация;
- семинар;
- практическое занятие;
- лабораторная работа;
- контрольная работа;
- самостоятельная работа;
- научно-исследовательская работа;
- чат-занятия;
- веб-форумы.
4. Самостоятельная работа обучающихся может включать следующие организационные формы (элементы) дистанционного обучения:
- работа с электронным учебником;
- просмотр видео-лекций;
- прослушивание аудиокассет;
- компьютерное тестирование;
- изучение печатных и других учебных и методических материалов.
IX. Продолжительность работы обучающихся
С электронными средствами обучения
+ Образовательным организациям, осуществляющим обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, надлежит организовать обучение в соответствии с СанПиН «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03».
Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанная с фиксацией взора непосредственно на экране, не должна превышать:
- для обучающихся в I-IV классах -15 мин.;
- для обучающихся в V-VII классах -20 мин.;
- для обучающихся в VIII-IХ классах -25 мин.;
- для обучающихся в Х-ХI классах на первом часу учебных занятий-30 мин., на втором- 20 мин.
X. Способы электронной доставки учебных материалов
Способы доставки учебных материалов ученику:
1. Электронная почта. Чаще применяется при использовании кейс-метода. Обычно учебные материалы представлены в формате DOC или HTML. Ученики получают учебные кейсы с рекомендациями по изучению учебного материала и выполнению заданий. Выполненные задания ученики пересылают учителю.
2. Размещение учебных материалов и задания уроков в формате DOC или HTML в сети на Web-странице. Для изучения материалов ученикам требуется скачать документ на свой персональный компьютер, выполненные задания ученики пересылают учителю по электронной почте, через Скайп и т.п.
3. Представление урока как отдельного Web-сайта. Управление ходом познавательной деятельности ученика осуществляется посредством перекрестных гиперссылок. Такой способ доставки учебных материалов позволяет организовать интерактивное взаимодействие учителя и ученика.
XI. Алгоритм разработки дистанционного урока
1. Определение темы дистанционного урока.
2. Определение типа дистанционного урока (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль,ликвидация пробелов в знаниях и умениях, самопроверки и т.д.).
3. Цели занятия.
4. Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели и формы дистанционного урока.
5. Выбор способов доставки учебного материала и информационных обучающих материалов.
6. Структуризация учебных элементов, выбор формы их предъявления ученику (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.). Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана.
7. Подготовка глоссария по тематике дистанционного урока.
8. Подготовка перечня материалов или самих материалов, необходимых для занятия: ссылки на web-сайты по данной тематике, сайты электронных библиотек, тексты пособий, необходимые лабораторные материалы и др., подбор для каждого модуля гиперссылок на источники информации в сети Интернет.
9. Разработка контрольных заданий для каждого учебного элемента урока. Выбор системы оценивания и формирование шкалы и критериев оценивания ответов учеников.
10. Определение времени и длительности этапов дистанционного урока, исходя из возрастной категории обучающихся. При этом необходимо предусмотреть в плане паузу для зрительной гимнастики, физкультразминки. Следует учитывать и соблюдать длительность непрерывной работы за компьютером для обучающихся.
11. Подготовка технологической карты урока, подробного сценария дистанционного урока.
12. Подготовка инструкций по выполнению заданий.
13. Программирование учебных элементов урока для представления в Интернете, в случае размещения урока на веб-сайте.
14. Тестирование урока. Опытная эксплуатация урока.
16. Модернизация урока по результатам опытной эксплуатации.
17. Проведение урока.
18. Анализ урока.
XII. Контактные данные по вопросам организации дистанционного обучения в общеобразовательных организациях
Республики Саха (Якутия)
По вопросам организации дистанционного обучения обращаться в Автономное учреждение дополнительного профессионального образования “Институт новых технологий Республики Саха (Якутия)” по т.8 (4112)43-57-07(Учебно-методический отдел), е-mail: intykt@mail.ru c пометкой “Дистанционное обучение”.
По технической и методической поддержке работы АИС "Сетевой город. Образование" обращаться в Автономное учреждение дополнительного профессионального образования “Институт новых технологий Республики Саха (Якутия) по т. 8(4112) 318-220 на электронную почту: esp@intsakha.ru.
Приложение 1
ПОЛОЖЕНИЕ
О реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
В МБОУ «_____________» МР (МО) «______________»
I. Общие положения
1. Настоящее положение регулирует образовательную, организационно-методическую МБОУ «______________», обеспечивающих реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
2. Система дистанционного обучения в МБОУ «____________» реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего, а также дополнительного образования на основе использования технологий дистанционного обучения для всех категорий обучающихся независимо от места их проживания, возраста, социального происхождения и состояния здоровья.
3.При реализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий образовательное учреждение руководствуется в своей деятельности следующими нормативными документами:
- Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.04.2014 N 31823).
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 13, ст. 16).
- СанПиН «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03»
4. В настоящем Положении используются следующие понятия:
4.1.Электронное обучение (ЭО) - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
4.2.Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
5. Основными дистанционными образовательными технологиями являются кейсовая технология, Интернет-технология, телекоммуникационная технология. Допускается сочетание различных видов технологий.
6. Дистанционное обучение является одной из форм реализации права человека на образование и получение информации. Это совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым изучаемого материала, интерактивное взаимодействие с преподавателями, предоставление учащимся возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также оценку их знаний и навыков в процессе обучения.