double arrow

Теоретические сведения

Коробка передач механическая, четырехступенчатая, трехходовая, с постоянным зацеплением шестерен, с синхронизаторами и ручным управлением (рис.1).

Картер 18 коробки передач, отлитый из алюминиевого сплава, соединен шпильками с картером сцепления и образует с ним единых картер, в котором размещены первичный и вторичный валы с шестернями и синхронизаторами, главная передача и межколесный дифференциал.

На корпусе дифференциала установлена ведущая пластмассовая шестерня 13 привода спидометра 15

Картер коробки передач сзади закрыт крышкой 27, в которой установлен сапун 1 для связи внутренней полости коробки передач с атмосферой.

Первичный вал 2 представляет собой блок ведущих шестерен I (поз. 37), II (поз. 38), III (поз. 39), IV (поз. 40) передач и заднего хода (поз. 4). Вал вращается в двух подшипниках, один из которых установлен в картере коробки передач, а другой — в картере сцепления.

Вторичный вал 8 изготовлен вместе с ведущей шестерней 7 главной передачи. Он вращается в двух подшипниках, установленных в картере сцепления и в картере коробки передач. На вторичном валу свободно установлены ведомые шестерни 23, 24, 25 и 26 соответственно I, II, III и IV передач, находящиеся в постоянном зацеплении с соответствующими ведущими шестернями первичного вала. На вторичном валу жестко закреплены ступицы синхронизаторов 3 (3й, 4й передач) и 6 (1й, 2й передач). На скользящей муфте синхронизатора 6 имеется зубчатый венец 5 для включения заднего хода. Промежуточная шестерня 35 заднего хода свободно установлена на оси 34, которая закреплена в картерах коробки передач и сцепления.

Рисунок 1 – 4х ступенчатая КПП переднеприводных легковых автомобилей ВАЗ

а – общий вид; б – схема; в – включение заднего хода; г – синхронизатор;

1 – сапун; 2 – первичный вал; 3 – синхронизатор 3й и 4й передач; 4 – шестерня заднего хода первичного вала; 5 – зубчатый венец синхронизатора 6; 6 – синхронизатор 1й и 2й передач; 7 – ведущая шестерня главной передачи; 8 – вторичный вал; 9 – ведомая шестерня главной передачи; 10 – корпус дифференциала; 11 – сателлит дифференциала; 12 – шестерни дифференциала;13 – шестерня привода спидометра; 14 – ШРУС внутренний правый; 15 – привод спидометра; 16 – ось сателлитов дифференциала; 17, 18 – картеры; 19, 20 – пробки; 21 – подшипники дифференциала; 22 - ШРУС внутренний левый; 23, 24, 25, 26 – шестерни соответственно I, II, III и IV передач вторичного вала; 27 – крышка; 28 – блокирующее кольцо синхронизатора; 29 - скользящая муфта; 30 - шариковый фиксатор; 31 – пружина; 32 – сухари; 33 – ступица; 34 – ось промежуточной шестерни заднего хода; 35 – промежуточная шестерня заднего хода; 36 – вилка включения задней передачи; 37, 38, 39, 40 – шестерни I, II, III и IV передач первичного вала.

При включении I и II передач синхронизатор 6 соединяет соответственно шестерни 23 и 24 с вторичным валом коробки передач, а при включении III и IV передач синхронизатор 3 соединяет с вторичным валом соответственно шестерни 25 и 26. Задний ход включается вилкой 36 путем введения в зацепление шестерни 35 с шестерней 4 и зубчатым венцом 5.

Синхронизатор состоит из ступицы 33, скользящей муфты 29, блокирующих колец 28, сухарей 32 с шариковыми фиксаторами 30 и пружинами 31. Ступица синхронизатора жестко крепится на вторичном валу коробки передач и имеет наружные шлицы, на которых установлена скользящая муфта 29 и шесть пазов, в трех из которых размещаются сухари с фиксаторами. Бронзовое блокирующее кольцо 28 имеет внутреннюю коническую поверхность, наружные зубья со скосами и шесть выступов. Выступы кольца входят в пазы ступицы с боковым зазором, ограничивающим поворот кольца относительно ступицы. На конической поверхности кольца нарезаны резьба и канавки, которые предназначены для разрыва масляной пленки.

Передача включается после уравнивания угловых скоростей вторичного вала и свободно вращающейся на ней шестерни включаемой передачи за счет трения между коническими поверхностями блокирующего кольца и шестерни. В этом случае зубья скользящей муфты входят в зацепление с зубчатым венцом, выполненным на шестерне, которая и стопорится на вторичном валу.

Коробка передач вместе с картером сцепления крепится к блоку цилиндров двигателя. В коробку через резьбовое отверстие с пробкой 19 (см. рис. 1) заливается моторное масло. Масло из коробки передач сливают через резьбовое отверстие с пробкой 20.

На переднеприводных автомобилях ВАЗ 2108, 2109 и т.д. в зависимости от комплектации устанавливались 4х- или 5ти ступенчатые МКПП. Конструкция двухвальной 5ти ступенчатой коробки передач, применяемой на переднеприводных легковых автомобилях ВАЗ 2108 представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Двухвальная 5ти ступенчатая МКПП автомобиля ВАЗ 2108.

1 - задняя крышка картера коробки передач; 2 - ведущая шестерня 5й передачи; 3 - шариковый подшипник первичного вала; 4 - ведущая шестерня 4й передачи первичного вала; 5 - первичный вал; 6 - ведущая шестерня 3й передачи первичного вала; 7 - картер коробки передач; 8 - ведущая шестерня 2й передачи первичного вала; 9 - шестерня заднего хода; 10 - промежуточная шестерня заднего хода; 11 - ведущая шестерня 1й передачи первичного вала; 12 - роликовый подшипник первичного вала; 13 - сальник первичного вала; 14 - сапун; 15 - фланец муфты; 16 - подшипник выключения сцепления; 17 - направляющая втулка муфты; 18 - роликовый подшипник вторичного вала; 19 - вторичный вал; 20 - ось сателлитов; 21 - ведущая шестерня привода спидометра; 22 - шестерня полуоси; 23 - коробка дифференциала; 24 - сателлит; 25 - картер сцепления; 26 - пробка для слива масла; 27 - ведомая шестерня главной передачи; 28 - регулировочное кольцо; 29 - роликовый конический подшипник дифференциала; 30 - сальник полуоси; 31 - ведомая шестерня 1й передачи вторичного вала; 32 - синхронизатор 1й и 2й передач; 33 - ведомая шестерня 2й передачи вторичного вала; 34 - стопорное кольцо; 35 - упорное полукольцо; 36 - ведомая шестерня 3й передачи вторичного вала; 37 - синхронизатор 3й и 4й передач; 38 - ведомая шестерня 4й передачи вторичного вала; 39 - шариковый подшипник вторичного вала; 40 - ведомая шестерня 5й передачи вторичного вала; 41 - синхронизатор 5й передачи; 42 - игольчатый подшипник; 43 - вилка переключения передач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: