А. Кассирер;
Б. Франклин;
В. Линней;
Г. Руссо.
Выделите автора концепции «бегства от свободы».
А. Э.Фромм;
Б. Г.Гроций;
В. Т.Гоббс;
Г. Дж.Локк.
Выделите философское учение, рассматривающее каждое событие как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.
А. волюнтаризм;
Б. экзистенциализм;
В. позитивизм;
Г. фатализм.
Каким понятием характеризуется философское учение, признающее примат воли над другими проявлениями духовной жизни, включая мышление?
А. волюнтаризм;
Б. экзистенциализм;
В. позитивизм;
Г. фатализм.
8. Философская категория, характеризующая сущность человека и его существование, состоящая в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями – это …..
А. равенство;
Б. анархия;
В. необходимость;
Г. свобода.
Практическое значение №17 Философия и наука
Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию
1. Раскрыть сущность научной деятельности
|
|
2. Определить основные уровни научного познания
3. Выявить методы и законы в науке, определить научный факт, проблему
4. Раскрыть сущность научной картины мира и рассмотреть философские основания науки
План:
1. Наука и ее роль в обществе
2. Основные уровни научного познания.
3. Функции науки в жизни общества
4. Научная картина мира. Философские основания науки.
Темы докладов
1. Философия науки в XX веке. Основные проблемы и перспективы.
2. Основные этапы взаимодействия философии и науки.
3. Наука как социальный институт. Роль науки в современном мире.
4. Философия и физика. История и перспектива взаимодействия.
5. Смена парадигм в науке.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Раскройте понятие научной картины мира. Можно ли говорить в современной науке о существовании законченной картины мира?
2. Покажите на конкретных примерах, как происходит смена научных парадигм.
3. Сопоставьте понятия «научно-технической революции» и «научно-технического прогресса». Объясните выражение «цена прогресса».
4. В чем сущность сциентизма как мировоззренческой и методологической концепции?
5. Сравните понятия: научность, рациональность, эффективность, истинность.
6. В какой последовательности выступают следующие формы научного познания в реальном научном процессе: теория, факт, гипотеза, проблема, научный факт, концепция? Объясните смысл этих понятий.
7. Чем объясняется возрастание роли математических методов исследования в современном научном познании? Какие общенаучные методы вы знаете?
Тестовые задания
|
|
1. Совокупность научных представлений о перспективах развития человеческой цивилизации изучает наука ……
А. гносеология
Б. футурология
В. космология
Г. биология.
Международная общественная организация, призванная способствовать пониманию особенностей развития человечества как глобальной целостности в условиях научно-технической революции – это
А. Международный валютный фонд
Б. Шанхайская организация сотрудничества
В. Римский клуб
Г. Международная организация здравоохранения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов.
1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для средних учебных заведений. – М., «Академия», 2015.
2. Лешкевич Т.Г. Основы философии: учебник/Т.Г.Лешкевич, О.В.Катаева. –Изд.2, стер – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
3. Матяш Т.П. Основыфилософии: учебник / Т.П.Матяш, Л.В.Жаров, Е.Е.Несмеянов; под ред. Т.П.Матяш. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2015
4. http://www.knigafund.ru/books/122581/read Философия: курс лекций: учебник / Петров В.П. - ВЛАДОС • 2012 год • 552 страницы
5. http://www.knigafund.ru/books/177142/read#page2 Основы философии: учебник / Канке В. А. – Изд-во:Логос • 2012 год • 288 страниц
2. Дополнительные источники:
1. Философия от античности до современности. Электронная библиотека. – М., DirectMedia
2. Марушан С.В. Методические рекомендации по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины. - ТТЖТ, 2012.
3. Марушан С.В. Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов в изучении общественных дисциплин. - ТТЖТ, 2012.
Журналы
1. «Вопросы философии»
2. «Философские науки»
3. Вестник Московского университета. Серия 7. Философия.
4. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения.
5. Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия - Философия
6. Логос. Международный ежегодник по философии культуры
7. Логос. Философско-литературный журнал.
8. Философия и общество
Интернет - ресурсы
1. www.philosophy.ru
2. www.intencia.ru
3. www.anthropology.ru
4. www.ido.rudn.ru
5. www.philosophy.ru
Приложение
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДА
Доклад — это сообщение, содержимое которого представляет информацию и отражает суть вопроса или исследования применительно к данной ситуации. Цель доклада — информирование кого-либо о чём-либо. Тем не менее, доклады могут включать в себя такие элементы как рекомендации, предложения или другие мотивационные предложения.
Этапы подготовки к докладу
• выбрать под контролем преподавателя тему;
• ознакомиться с методическими указаниями по данному вопросу;
• изучить тему по базовому учебнику и учебно-методическому пособию;
• вычленить основные идеи будущего выступления;
• прочесть рекомендуемую по данной теме литературу;
• составить план доклада или сообщения;
• выявить ключевые термины темы и дать их определение с помощью словарей, справочников, энциклопедий;
• составить тезисы выступления;
• подобрать примеры и иллюстративный материал; по многим темам доклад уместно сопровождать показом презентаций Power Point;
• подготовить текст доклада (сообщения);
• проконсультироваться, при необходимости, с преподавателем;
• отрепетировать выступление (например, перед товарищем по группе).
Рекомендуемая продолжительность доклада составляет 10 минут. После выступления докладчика предусматривается время для его ответов на вопросы аудитории и для резюме преподавателя.