А. Илларион;
Б. Максим Грек;
В. Филипп Пустырник;
Г. Юрий Крижанич.
Кто из русских мыслителей является автором трактата «Беседа души и тела»?
А. М.Грек;
Б. Ю.Крижанич;
В. К.Смолятич;
Г. В.Белинский.
Выделите автора «Слова о законе и благодати», трактовавшего познание с позиций рационализма.
А. Ф.Пустырник;
Б. М.Грек;
В. Илларион;
Г. К.Смолятич.
Кто из указанных русских философов в качестве источника познания выделяет опытное знание?
А. Ю.Крижанич;
Б. М.Грек;
В. Илларион;
Г. К.Смолятич.
Выделите автора трактата «Письма об изучении природы».
А. Аничков;
Б. Герцен;
В. Десницкий;
Г. Белинский.
Кто из указанных философов в работе «Антропологический принцип в философии» высказал идею о том, что человек – высшее создание природы, природа объективна, а наши ощущения – это лишь ее отражение?
А. Герцен;
Б. Белинский;
В. Чернышевский;
Г. Федоров.
Кто из представителей русского космизма воплотил свои идеи в учении о роли биосферы и ноосферы?
А. Н.Умов;
Б. К.Циолковский;
В. В.Вернадский;
Г. Н.Чернышевский.
РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
Практическое занятие №10 Методы философии.
Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию
1. определить и дать характеристику основным методам философии
2. рассмотреть соотношение метода и принципа
3. рассмотреть соотношение методов и направлений в философии
4. изучить и выявить основные элементы внутреннего строения философии
План:
1. Основные методы философии.
2. Метод и принцип
3. Направления в философии
4. Внутреннее строение философии и специальные философские дисциплины
Контрольные вопросы для самопроверки.
1.Как соотносятся предмет и метод исследования?
2. В чем суть диалектического метода?
3. Каково соотношение диалектики как метода и идеала как цели?
4. В чем специфика прагматическоо метода?
5. Как соотносятся философский метод и философские принципы?
Практическое занятие №11. Бытие, материя, движение
Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию
1. Изучить следующие понятия: субстанция, универсум, бытие, материя, движение, время, пространство.
2. определить понятие бытие и выявить его основные формы
3. изучить взаимосвязь категорий и их переход друг в друга.
План:
1. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
2. Философское учение о материи и ее атрибутах.
3. Взаимосвязь движения, пространства и времени
Темы докладов:
1. Современные онтологические представления.
2. Системная организация универсума
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Кто первым поднял вопрос о бытии?
2. Какие основные формы бытия?
3. Как следует определять категорию «материя»?
4. В чем специфика основных форм движения?
5. Каковы основные характеристики пространства и времени?
Тестовые задания
1. Онтология это –
А. учение о бытии;
Б. учение о развитии;
В. учение о познании;
Г. учение о субстанции.
Формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира – это
А. понятия;
Б. законы;
В. категории;
Г. субстанция.
3. Субъективный образ объективного мира характеризуется понятием ….
А. сознание;
Б. материя;
В. познание;
Г. онтология.
Какое из указанных понятий характеризует переход от качественных состояний, характерных для одного уровня материи, к качественному состоянию другого уровня материи?
А. динамическое движение;
Б. статичность;
В. популяционное движение;
Г. инертность.
Выделите имя ученого, который считал, что у каждого движения существуют внешние источники.
Б. Гельвеций; В. Гольбах; Г. Ньютон.
Практическое занятие №12. Учение о сознании в философии
Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию
1. определить сознание как философскую проблему
2. выявить соотношение сознания и самосознания
3. изучить понятие общественное сознание
4. дать характеристику современным концепциям сознания
План:
1. Сознание как философская проблема
2. Современные концепции сознания
3. Сознание и самосознание
4. Общественное сознание
Темы докладов:
1.Сознание и бессознательное в философии З. Фрейда.
2.Учение об архетипах К.Г. Юнга.
3.Философские аспекты проблемы искусственного интеллекта.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Проблема сознания в философии.
2. Возникновение сознания и его общественная природа. Сознание и мозг.
3. Сознательное и бессознательное.
4. Онтологический статус сознания.
5. Сознание как форма моделирования действительности.
6. Сознание и самосознание.
Тестовые задания
Направление философии, считающее, что мир материальных систем не ограничивается чувственно воспринимаемыми свойствами и отношениями, за ним скрывается, и в них проявляются сущностные связи и отношения, носит название
А. конвенционализм;
Б. философия жизни;
В. субстанционализм;
Г. гносеологический реализм.
2. Выберите позицию, которая не относится к формам чувственного отражения.
Б. ощущение; В. восприятие; Г. представление.
Объективная истина имеет три аспекта. Выделите понятие, которое мы не можем рассматривать в качестве одного из аспектов объективной истины.
А. бытийственный;
Б. аксиологический;
В. праксеологический;
Г. сенсуалистический.
Существует три ведущих направления, пытающихся по-своему решить проблему соотношения чувственного и рационального познания. Выделите направление, не относящееся к решению этой проблемы.
А. сенсуализм;
Б. фатализм;
В. эмпиризм;
Г. рационализм.
Практическое значение №13. Этика и ее значение
Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию
1. Рассмотреть понятие этика и выявить ее роль в жизни общества
2. Определить понятие религиозная этика
3. Выявить соотношение свободы и ответственности
План:
1. Понятие этика и ее общезначимость.
2. Религиозная этика.
3. Свобода и ответственность.
4. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Темы докладов
1. Этические последствия научно-технического развития.
2. Ответственность человека в концепции Х.Ортеги-и-Гассета
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Сопоставьте различные концепции происхождения человека в религии, науке и философии.
2. Существуют ли реально «общечеловеческие ценности» и какие именно?
3. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.
4. Диалектика исторической необходимости и свободы личности.
5. Свобода и ответственность личности.
Тестовые задания
1. Смысл человеческой жизни состоит в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности, считал …..
А. Н.Данилевский;
Б. Ф.Ницше;
В. В.Соловьев;
Г. А.Шопенгауэр.
Кто из представленных философов считал, что смысл жизни заключен в ее эстетической стороне, достижении того, что в ней величаво, красиво, сильно, и что подлежит дальнейшему развитию до создания «чистейшей красоты и сверхчеловеческого величия»?
А. Н.Данилевский;
Б. Ф.Ницше;
В. В.Соловьев;
Г. А.Шопенгауэр.
Кто из указанных философов считал, сто смысл человеческого бытия состоит в содействии решению задач общественного развития, в созидательном труде, формирующем предпосылки всестороннего развития личности?
А. К.Маркс;
Б. Ф.Ницше;
В. В.Соловьев;
Г. А.Шопенгауэр.