Кто из русских мыслителей Х1 века считал, что «душа постоянно угождает телу и дурно управляет им»?

А. Илларион;

Б. Максим Грек;

В. Филипп Пустырник;

Г. Юрий Крижанич.

Кто из русских мыслителей является автором трактата «Беседа души и тела»?

А. М.Грек;

Б. Ю.Крижанич;

В. К.Смолятич;

Г. В.Белинский.

Выделите автора «Слова о законе и благодати», трактовавшего познание с позиций рационализма.

А. Ф.Пустырник;

Б. М.Грек;

В. Илларион;

Г. К.Смолятич.

Кто из указанных русских философов в качестве источника познания выделяет опытное знание?

А. Ю.Крижанич;

Б. М.Грек;

В. Илларион;

Г. К.Смолятич.

Выделите автора трактата «Письма об изучении природы».

А. Аничков;

Б. Герцен;

В. Десницкий;

Г. Белинский.

Кто из указанных философов в работе «Антропологический принцип в философии» высказал идею о том, что человек – высшее создание природы, природа объективна, а наши ощущения – это лишь ее отражение?

А. Герцен;

Б. Белинский;

В. Чернышевский;

Г. Федоров.

Кто из представителей русского космизма воплотил свои идеи в учении о роли биосферы и ноосферы?

А. Н.Умов;

Б. К.Циолковский;

В. В.Вернадский;

Г. Н.Чернышевский.

РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

 

Практическое занятие №10 Методы философии.

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

1. определить и дать характеристику основным методам философии

2. рассмотреть соотношение метода и принципа

3. рассмотреть соотношение методов и направлений в философии

4. изучить и выявить основные элементы внутреннего строения философии

План:

1. Основные методы философии.

2. Метод и принцип

3. Направления в философии

4. Внутреннее строение философии и специальные философские дисциплины

Контрольные вопросы для самопроверки.

1.Как соотносятся предмет и метод исследования?

2. В чем суть диалектического метода?

3. Каково соотношение диалектики как метода и идеала как цели?

4. В чем специфика прагматическоо метода?

5. Как соотносятся философский метод и философские принципы?

Практическое занятие №11. Бытие, материя, движение

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

1. Изучить следующие понятия: субстанция, универсум, бытие, материя, движение, время, пространство.

2. определить понятие бытие и выявить его основные формы

3. изучить взаимосвязь категорий и их переход друг в друга.

  План:

1. Основные формы бытия и их взаимосвязь.

2. Философское учение о материи и ее атрибутах.

3. Взаимосвязь движения, пространства и времени

Темы докладов:

1. Современные онтологические представления.

2. Системная организация универсума

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Кто первым поднял вопрос о бытии?

2. Какие основные формы бытия?

3. Как следует определять категорию «материя»?

4. В чем специфика основных форм движения?

5. Каковы основные характеристики пространства и времени?

Тестовые задания

1. Онтология это –

А. учение о бытии;

Б. учение о развитии;

В. учение о познании;

Г. учение о субстанции.

Формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира – это

А. понятия;

Б. законы;

В. категории;

Г. субстанция.

3. Субъективный образ объективного мира характеризуется понятием ….

А. сознание;

Б. материя;

В. познание;

Г. онтология.

Какое из указанных понятий характеризует переход от качественных состояний, характерных для одного уровня материи, к качественному состоянию другого уровня материи?

А. динамическое движение;

Б. статичность;

В. популяционное движение;

Г. инертность.

Выделите имя ученого, который считал, что у каждого движения существуют внешние источники.

Б. Гельвеций; В. Гольбах; Г. Ньютон.

Практическое занятие №12. Учение о сознании в философии

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

1. определить сознание как философскую проблему

2. выявить соотношение сознания и самосознания

3. изучить понятие общественное сознание

4. дать характеристику современным концепциям сознания

План:

1. Сознание как философская проблема

2. Современные концепции сознания

3. Сознание и самосознание

4. Общественное сознание

Темы докладов:

1.Сознание и бессознательное в философии З. Фрейда.

2.Учение об архетипах К.Г. Юнга.

3.Философские аспекты проблемы искусственного интеллекта.

Контрольные вопросы для самопроверки

 

1. Проблема сознания в философии.

2. Возникновение сознания и его общественная природа. Сознание и мозг.

3. Сознательное и бессознательное.

4. Онтологический статус сознания.

5. Сознание как форма моделирования действительности.

6. Сознание и самосознание.

Тестовые задания

Направление философии, считающее, что мир материальных систем не ограничивается чувственно воспринимаемыми свойствами и отношениями, за ним скрывается, и в них проявляются сущностные связи и отношения, носит название

А. конвенционализм;

Б. философия жизни;

В. субстанционализм;

Г. гносеологический реализм.

2. Выберите позицию, которая не относится к формам чувственного отражения.

Б. ощущение; В. восприятие; Г. представление.

Объективная истина имеет три аспекта. Выделите понятие, которое мы не можем рассматривать в качестве одного из аспектов объективной истины.

А. бытийственный;

Б. аксиологический;

В. праксеологический;

Г. сенсуалистический.

Существует три ведущих направления, пытающихся по-своему решить проблему соотношения чувственного и рационального познания. Выделите направление, не относящееся к решению этой проблемы.

А. сенсуализм;

Б. фатализм;

В. эмпиризм;

Г. рационализм.

Практическое значение №13. Этика и ее значение

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

1. Рассмотреть понятие этика и выявить ее роль в жизни общества

2. Определить понятие религиозная этика

3. Выявить соотношение свободы и ответственности

План:

1. Понятие этика и ее общезначимость.

2.  Религиозная этика.

3.  Свобода и ответственность.

4. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Темы докладов

1. Этические последствия научно-технического развития.

2. Ответственность человека в концепции Х.Ортеги-и-Гассета

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Сопоставьте различные концепции происхождения человека в религии, науке и философии.

2. Существуют ли реально «общечеловеческие ценности» и какие именно?

3. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

4. Диалектика исторической необходимости и свободы личности.

5. Свобода и ответственность личности.

Тестовые задания

1. Смысл человеческой жизни состоит в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности, считал …..

А. Н.Данилевский;

Б. Ф.Ницше;

В. В.Соловьев;

Г. А.Шопенгауэр.

Кто из представленных философов считал, что смысл жизни заключен в ее эстетической стороне, достижении того, что в ней величаво, красиво, сильно, и что подлежит дальнейшему развитию до создания «чистейшей красоты и сверхчеловеческого величия»?

А. Н.Данилевский;

Б. Ф.Ницше;

В. В.Соловьев;

Г. А.Шопенгауэр.

Кто из указанных философов считал, сто смысл человеческого бытия состоит в содействии решению задач общественного развития, в созидательном труде, формирующем предпосылки всестороннего развития личности?

А. К.Маркс;

Б. Ф.Ницше;

В. В.Соловьев;

Г. А.Шопенгауэр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: