Франция в конце XIX – начале XX ВВ. : становление Третьей республики

Задание для самостоятельного изучения на период с

«6» апреля 2020 г. по «11» апреля 2020 г.

ЗАДАНИЕ 1 (теоретическая часть)

Рассмотреть первый вопрос лекции «Франция в конце XIX – начале XX вв.: становление Третьей республики», выполнить контрольные задания.

ФРАНЦИЯ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ ХХ ВВ.: СТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ РЕСПУБЛИКИ

План:

1. Возникновение III республики во Франции и борьба за ее демократизацию. Дело Дрейфуса.

2. Социально-экономическое развитие Франции в конце XIX–начале XX вв. 

***                   

1. После подавления Коммуны вопрос о форме правления некоторое время оставался в подвешенном состоянии. В дополнение к тому, что А. Тьер уже являлся председателем правительства и депутатом, он был избран Национальным собранием главой государства – «президентом республики», с оговоркой, что данная формулировка не предрешает вопрос о будущей форме правления.

Серьезным препятствием для реставрации монархии стало отсутствие единства среди депутатов-монархистов. Так, легитимисты являлись сторонниками реставрации Бурбонов, и прочили престол графу Шамбору, внуку Карла Х. В то время как орлеанисты поддерживали Орлеанскую ветвь, и видели будущим королем Франции графа Парижского, внука Луи Филиппа, свергнутого в 1848 году. Глубокий раскол между легитимистами и орлеанистами мешал решению вопроса о будущем монархии.

В ноябре 1872 г. Тьер неожиданно заявил о необходимости сохранения во Франции республики. Орлеанисты поддержали Тьера, легитимисты - не простили измены и вынудили президента подать в отставку. Новым главой государства был избран маршал Патрис де Мак-Магон – убежденный легитимист.

Ввиду срыва переговоров между возможными претендентами на престол, монархисты приняли решение тянуть время. С этой целью в ноябре 1873 г. они добились принятия закона о септеннате, определявший срок полномочий президента в семь лет.

Угроза реставрации империи побудила орлеанистов пойти на компромисс с республиканцами в результате которого стало принятие в 1875 г. трех конституционных законов, вошедших в историю как Конституция Третьей республики.

 Согласно Конституции, главные ветви власти были представлены президентом, палатой депутатов и сенатом. Президент избирался на 7 лет. По своим полномочиям он напоминал конституционного монарха – номинально считался главой исполнительной власти, назначал и отстранял министров, но не мог без их ведома принимать какие-либо важные решения. Президент представлял Францию на международной арене, подписывал декреты и обнародовал законы, обладал правом помилования. Министры, в руках которых находилась реальная исполнительная власть, образовывали ответственное перед парламентом правительство.

Законодательная власть принадлежала двухпалатному Национальному собранию. Палата депутатов избиралась на всеобщих выборах каждые четыре года, сенаторы – специальными коллегиями выборщиков на 9 лет с переизбранием трети своего состава каждые 3 года (не считая нескольких десятков пожизненных сенаторов). Закон признавал за палатами одинаковые права - с той лишь разницей, что Сенату принадлежала еще и высшая судебная власть. На совместных заседаниях палат, которые назывались Конгрессом, избирался президент республики, и принимались поправки к Конституции.

Конституция закрепляла такие принципы либеральной демократии, как парламентское представительство, разделение властей, ответственность правительства перед парламентом. Законы, декларировавшие основные демократические права, были приняты позже. Все это сделало Францию одной из наиболее свободных и демократичных стран мира.

В соответствии с Конституцией в 1876 г. состоялись выборы в законодательные палаты. Места в Сенате разделились почти поровну между монархистами и республиканцами. В Палате депутатов республиканцы добились перевеса в 190 мест. Первоначально назначив в правительство умеренных республиканцев, 16 мая 1877 г. Мак-Магон, заменил его кабинетом из монархистов. Затем распустил Палату депутатов и назначил новые выборы, прошедшие в атмосфере жестких гонений на республиканцев. Под напором властей республиканцы не только не раскололись, но, напротив, выступили единым блоком, что позволило им вновь одержать победу на выборах (335 мест против 208).

Проигнорировав результаты выборов, Мак-Магон вновь назначил кабинет из монархистов. Тогда его противники прибегли к обструкции, провалив в парламенте Закон о бюджете на 1878 год. Перед угрозой политического и финансового кризиса Мак-Магон отправил в отставку кабинет меньшинства и 29 января 1879 г. оставил свой пост. На следующий день Конгресс избрал президентом Жюля Греви. Республиканцы поставили под свой контроль все ветви государственной власти. 

Вопрос о форме правления продолжал будоражить политическую жизнь Франции на протяжении всей последней трети XIX века. Отношение к республике разделило все политические силы на «правых» и «левых» - противников и сторонников политического и социального обновления. Однако уже на рубеже 1870-х – 1880-х гг. во Франции благодаря компромиссу умеренных республиканцев и орлеанистов возникли контуры либерально-консервативного консенсуса, выступавшего за осторожные реформы. Постепенно монархисты превращались в конституционную оппозицию, сосредоточившую усилия на защите традиционных консервативных ценностей – религии, церкви, собственности, армии.

Политика республиканцев также отличалась заметным консерватизмом. Министры стремились успокоить деловые круги, тревожившиеся, что республиканское правление принесет тяжелые общественные потрясения, как это уже бывало в 1792 - 1793, 1848, 1870 – 1871 гг., отвергая реформы, направленные на изменение отношений собственности, на перераспределение части доходов в пользу неимущих. Придя к власти, республиканцы ограничились тем, что приняли ряд мер, направленных на устранение пробелов в Конституции и гражданском законодательстве. Правительство и Национальное собрание переехали из Версаля в Париж, день 14 июля был объявлен национальным праздником, коммунары были амнистированы. В 1881 г. были приняты законы о свободе собраний и печати, в 1883 г. разрешен развод, в 1884 г. легальный статус получили профсоюзы (запрещенные с 1791 г. по Закону Ле Шапелье). Большое значение имели законы об обязательном бесплатном, светском начальном образовании. В области конституционной реформы меры носили половинчатый характер и сводились к упразднению института пожизненных сенаторов. Судебную реформу подменила простая чистка рядов и т.д.

Социальный консерватизм республиканского большинства вызвал разочарование значительной части избирателей, поддержавших группу радикально настроенных политиков, по-прежнему отдававших приоритет демократическим и социальным реформам. Отделившись от республиканцев после выборов 1881 г. радикалы впервые образовали в парламенте свою фракцию (46 человек). Их лидерами стали молодые журналисты Камиль Пельтан и Жорж Клемансо. На всеобщих выборах 1885 г. радикалы добились 180 мест в Палате депутатов, почти столько же, сколько умеренные республиканцы – оппортунисты во главе с Леоном Гамбеттой (200). Отныне республиканцы окончательно раскололись.

Частая смена правительств стала сущим бедствием Третьей республики. До конца столетия сменилось более 20 кабинетов, правивших в среднем не более года. Ситуация не дестабилизировалась лишь благодаря более или менее постоянному персональному составу кабинета министров.

Более тесному союзу монархистов и умеренных республиканцев, способному стабилизировать политический спектр, мешали разногласия по вопросу о роли католической церкви. Консерваторы считали церковь опорой общественного порядка. Республиканцы же питали к ней недоверие и притесняли своей политикой. В результате объединенный клерикально-монархический блок серьезно потеснил позиции республиканцев на выборах 1885 года.     

Важной составляющей политической жизни Франции конца XIX века стал рост националистических настроений, связанный с общим усилением политического радикализма.

Общественное мнение во Франции не смирилось с утратой Эльзаса и Лотарингии и постоянно требовало от политиков решительных действий по возвращению провинций.

Начав с критики колониальной политики республиканцев, националисты постепенно перешли к отрицанию конституционно строя и требованию усиления президентской власти. На роль «сильной личности», способной укрепить пошатнувшийся авторитет государственной власти, националисты прочили генерала Жоржа Буланже – ветерана войн, республиканца, получившего в 1886 г. пост военного министра. По инициативе Буланже была осуществлена широкомасштабная военная реформа, снискавшая ему популярность. Так, в частности, был сокращен срок службы с 5 до 3 лет, улучшены бытовые условия солдат, на вооружение были приняты новейшие образцы оружия, воинская повинность распространилась на священнослужителей.  

Главной опорой буланжизма, как политического течения, стало националистическое движение, ведущая роль в котором принадлежала основанной в 1882 г. Лиге патриотов (180 тыс. членов), призывавшей к войне с Германией.  

В марте 1888 г. Буланже был уволен из армии, после чего занялся политикой. Отставной генерал решил поколебать позиции республиканцев и на объявленных вновь досрочных выборах под лозунгом роспуска парламента и пересмотра Конституции баллотировался сразу по нескольким округам. Победа Буланже практически во всех избирательных округах всколыхнула революционную волну. Толпы националистов готовились взять штурмом Елисейский дворец, но Буланже отказался возглавить государственный переворот и волнения утихли.

Промедлением генерала воспользовались республиканцы, запретившие многократное выдвижение одной и той же кандидатуры на выборах. Слух о якобы готовящемся аресте Буланже вынудил последнего бежать в Брюссель. С этого момента буланжизм резко пошел на спад, а многие лидеры националистов были отданы под суд. Не смирившись с политическим поражением Буланже в 1891 г. покончил жизнь самоубийством.

Конец XIX века во Франции ознаменовался и ростом разнообразных социальных движений, выражавших стремление общественных низов к более достойной и справедливой жизни. За свои права боролись рабочие, восстановившие силы после разгрома Коммуны. В 1880 г. была образована Рабочая партия (коллективисты), принявшая революционную программу. А спустя два года от нее откололась Федерация социалистических трудящихся (поссибилисты), стоявшая на реформаторских позициях.   

В 1881 г. бывшими коммунарами-бланкистами был образован Центральный революционный комитет, избравший тактикой борьбы деятельность тайных обществ заговорщиков.

Параллельно с социалистическим движением развивалось профсоюзное, расколовшееся вскоре на сторонников и противников сотрудничества с социалистами.

Фактор роста социалистических настроений привел к очередной консолидации монархистов и республиканцев. Результатом такого сближения стало создание комфортного правительственного большинства, позволившего умеренным республиканцам удерживать власть вплоть до конца 1890-х годов. Политика консенсуса проводившиеся под лозунгом «успокоение, терпимость, практические реформы» создала правительству авторитет сторонников прогресса, за что – в отличие от радикалов и ортодоксов-консерваторов – их стали называть прогрессистами.       

В конце 90-х гг. XIX века Францию потряс жесткий политический кризис, причиной которого стал приговор (1894 г.) по делу капитана Генерального штаба французской армии Альфреда Дрейфуса, по ложному обвинению приговоренного к пожизненному заключению. Впоследствии удалось доказать невиновность Дрейфуса, но несмотря на это, военный трибунал не нашел оснований для пересмотра дела.

В конечном итоге чисто юридический казус стал причиной политического кризиса. Французское общество раскололось на два враждующих лагеря. Против пересмотра дела Дрейфуса поднялось большинство католиков и консерваторов, а также часть прогрессистов. Однако главной силой антидрейфусаров являлось националистическое движение, стоявшее на антисемитских позициях и придерживавшееся лозунга «Франция для французов». 

Сторонники пересмотра дела – дрейфусары - выдвинули лозунг защиты демократических прав и свобод, гарантированных республикой. К числу сторонников Дрейфуса примкнули представители радикалов, части социалистов, антимилитаристы, антиклерикалы.

В феврале 1899 г. с целью помешать пересмотру дела Дрейфуса националисты попытались осуществить государственный переворот, воспользовавшись для этой цели смертью президента Фора (1895 - 1899). Но переворот не удался. В июне 1899 г. новый президент республики Эмиль Лубе (1899 – 1906) назначил главой правительства прогрессиста и дрейфусара Вальдека-Руссо (1899 – 1902), сформировавшего коалиционный кабинет из сторонников Дрейфуса. Особенно примечательным стало участие в новом правительстве социалиста Александра Мильерана («Казус Мильерана»[1]), занявшего пост министра торговли и промышленности. Правительство приняло решительные меры против националистов и тем самым стабилизировало обстановку, однако пересмотра дела Дрейфуса так и не последовало. В результате правительство было вынуждено прибегнуть к процедуре помилования. Лишь в 1906 г. кассационный суд полностью реабилитировал опального капитана.

Под влиянием дела Дрейфуса произошла значительная поляризация сил, которая уничтожила плоды многолетних усилий по созданию устойчивого политического центра. Традиционное противостояние «левых» и «правых» вновь усилилось.

На рубеже веков во Франции оформилась система политических партий, становлению которых способствовал принятый 1 июля 1901 г. закон Вальдека-Руссо, предоставлявший широкую свободу деятельности различным объединениям граждан.

Первыми по времени образования французскими партиями левого блока стали (1901 г.) Французская социалистическая партия и Социалистическая партия Франции. Сторонники первой выступали за реформы и участие социалистов в правительстве (поссибилисты, независимые социалисты), последователи второй придерживались революционной и антиминистерской тактики (бланкисты, гедисты). Лишь уход Мильерана из правительства в связи с отставкой кабинета Вальдека-Руссо в 1902 г. создал предпосылки для преодоления раскола. В 1905 г. была образована Объединенная социалистическая партия (Французская секция рабочего интернационала – СФИО). Ведущую роль в ней играло реформистское течение, а самым авторитетным лидером стал Жан Жорес.

В 1901 г. появилась общенациональная организация радикалов – Республиканская партия радикалов и радикал-социалистов (до конца WWI лидером радикалов был Жорж Клемансо), стремившаяся объединить всех приверженцев республиканских и демократических идеалов. Партия быстро достигла политического влияния, но была рыхлой и непрочной в силу отсутствия «цементирующего звена» для составлявших ее коалиций, а также расплывчатости политической программы. Партия выражала интересы среднего класса французского общества, так как анонсировала активную социальную политику государства, средства на проведение которой должны были предоставить прогрессивное налогообложение и выборочная национализация.

В конце 1901 г. Республиканско-демократический альянс образовали прогрессисты, боявшиеся поглощения более мощными соседями слева. Успех новому объединению обеспечили активная поддержка деловых кругов и центральной прессы. Альянс стал одной из основных партий правящего левореспубликанского большинства.

Выборы 1902 г. отличались небывалой активностью населения (до 90%). Несмотря на то, что левые получили всего лишь на 200 тыс. голосов больше, чем правые – они добились убедительной победы, проведя в парламент 350 депутатов. Правые партии сумели занять 230 депутатских мест. В итоге правительство было сформировано из 7 представителей радикалов и 3 левых республиканцев во главе с Эмилем Комбом (1902 – 1905). Социалисты не вошли в состав правительства, но поддерживали его в парламенте. У власти оказался альянс, получивший в историографии название «Левый блок».

Главной задачей правительства «левого блока» стала борьба с клерикализмом, поддерживавшим националистическую агитацию. В поддержку заявленной линии Палата депутатов в 1904 г. утвердила законопроект о запрещении деятельности тысяч ранее зарегистрированных конгрегаций[2]. Данный факт привел к разрыву дипломатических отношений Франции с Ватиканом и стимулировал принятие в 1905 г. закона об отделении церкви от государства. Согласно закону, республика гарантировала свободу совести и культов. Финансирование Католической церкви (как и всех других) отныне должно было осуществляться за счет пожертвований, а все имущество религиозных центров передавалось в руки ассоциаций прихожан.

Другим политическим актом правительства «левого блока» стало принятие закона о снижении срока военной службы с трех до двух лет (1905 г.). Одновременно происходила чистка офицерского состава армии от лиц, запятнавших себя связями с антидрейфусарами.

Крайности такой политики возмущали левых республиканцев, перешедших вместе с социалистами (недовольными отсутствием прогресса в решении рабочего вопроса) в оппозицию, тем самым разрушив «левый блок».

На состоявшихся в 1906 г. выборах в Палату депутатов победу одержали радикалы, завоевавшие 247 мандатов и самостоятельно сформировавшие правительство во главе с Жоржем Клемансо (1906 – 1909), развязавшим борьбу с синдикализмом[3].

Клемансо с самого начала занял твердую позицию по отношению к анархо-синдикалистам, направляя войска в места забастовок и жестко их подавляя. В ответ социалисты обвиняли кабинет в стремлении ограничить права трудящихся и в излишнем применении силы. 

Важным направлением внутренней политики, анонсированным радикалами должно было стать проведение широкомасштабных социально-экономических реформ. Таких как принятие закона о рабочих пенсиях, сокращение продолжительности рабочего дня до 10 часов (8 часов на тяжелом производстве), проведение закона о коллективных договорах, осуществление реформы налоговой системы и др. Однако отсутствие поддержки социалистов и акцент правительства на антипрофсоюзной политике тормозили процесс реформ, растянувшийся на 10 лет.

Твердость антисоциалистического курса правительства обеспечила Клемансо поддержку правых республиканцев, озадаченных созданием центристского блока с участием радикалов. В свою очередь отказ социалистов, усиливших свои парламентские позиции, от сотрудничества с правительством вынуждал радикалов искать сближения с левыми республиканцами. Таким образом, находившиеся у власти до 1911 г. радикалы стали центром притяжения, как для левых, так и для правых республиканцев.

В последние годы перед WWI во Франции сложилась своеобразная ситуация, при которой парламент от выборов к выборам все больше «левел», а политика правящих кабинетов «правела». В составе левоцентристского большинства левые республиканцы постепенно отвоевывали ключевые позиции в правительстве. На протяжении с 1911 по 1914 гг. его последовательно возглавляли левые республиканцы Кайо (1911), Пуанкаре и Барту (1912 – 1913), а затем Рибо (1914). По многим вопросам они открыто прибегали к поддержке правых республиканцев (членов Республиканской федерации), благодаря которой в 1913 г. президентом республики был избран Пуанкаре. В парламенте вновь обнаружилась тенденция к образованию либерально-консервативного «центра».

***

Контрольные задания:

1. В марте 1911 г. российский иллюстрированный журнал литературы, политики и современной жизни «Нива» разместил на своих страницах заметку «Министерские кризисы», в которой характеризовалась политическая система Третьей Республики во Франции. Прочитайте заметку. Согласны ли вы с предложенной оценкой политической системы во Франции? Используйте для обоснования своей точки зрения знания о министерских кризисах, вызванных буланжизмом, строительством Панамского канала и «делом Дрейфуса» (используйте дополнительную литературу).

 

Список литературы [4]:

1. Захаров, В.В. Учебно-методическое пособие по курсу «История Германии» / В.В. Захаров, Т.Ю. Тимофеева. — Москва: Издательство Московского университета, 2013. — 120 с. - ISBN 978-5-19-010827-9.1022550. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1027598.

2. Министерские кризисы (Политическое обозрение) // Нива. Иллюстрированный журнал литературы, политики и современной жизни. – 1911. – Т. 85. - № 13. – С. 260. – Электронный ресурс: https://runivers.ru/upload/iblock/c6c/Niva_tom_85_1911.pdf.

3. Новейшая история стран Европы и Америки. XX век: учебник для студентов вузов: В 3 ч. / под ред. A. M. Родригеса и М. В. Пономарева. — Москва: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2017. — Ч. 1: 1900-1945. - 463 с. - (Учебник для вузов). - ISBN 5-691-00607-Х. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1053792.

4. Родригес, А. М. Новая история стран Европы и Америки XVI—XIX века. В 3 ч. Ч. 3: учебник для студентов вузов / [A.M. Родригес и др.]; под ред. A. M. Родригеса, М. В. Пономарева. — Москва: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. — 703 с. — (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-691-01556-4. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1053774.

5. Чикалов, Р.А. Новая история стран Европы и Северной Америки (1815 – 1918) [Электронный ресурс]: учебник/ Чикалов Р.А., Чикалова И.Р. - Электрон. текстовые данные. — Минск: Вышэйшая школа, 2013.— 686 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20233.html. — ЭБС «IPRbooks».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: