Структура метода обучения - системно организованная совокупность методических приемов, обеспечивающих успешную реализацию его (метода) функций

Метод (от греч. methodos — путь к цели) — способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности, определенным образом упорядоченную деятельность.

Термин «мето́да» в русском языке насчитывает тысячу лет. И все же пока еще не сложилось единой, общепризнанной теории методов обучения, в педагогической интерпретации этого термина нет необходимой четкости: одни и те же понятия могут быть названы методами, принципами, приемами.

О. С. Гребенюк выделяет в качестве основных подходов к определению этого понятия следующие:

1) способ деятельности учителя и учащихся;

2) совокупность приемов работы; 3) путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию; 4) система действий учителя и учащихся.

О методе в педагогике долгое время судили по внешним признакам, по тому, каким способом работает учитель (рассказывает — метод «рассказа», беседует — «беседы» и т. д.). При таком понимании методы не определяют поведение педагога, не помогают ему ориентироваться в деятельности. В современном понимании педагогический метод определяется как способ взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых, направленный на решение педагогической цели.

Таким образом в педагогическом методе выделяются 3 его с у щ н о с т н ы х п р и з н а к а:

1) Понятие метода обучения отражает дидактические цели и задачи учебной деятельности, при решении которых в процессе обучения применяются соответствующие способы учебной работы учителя и познавательной деятельности учащихся.

2) Методы применяются осознанно, под контролем сознания, а нередко и по соглашению между учителем и учащимся. Они подбираются с учетом их эффективности в конкретной ситуации обучения.

3) При этом способы обучающей деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.

М. И. Махмутов выделяет в методе две стороны: внешнюю и внутреннюю:внешняя сторона метода отражает то, каким способом действует педагог, внутренняя — то, какими правилами он руководствуется. Дидактический метод представляет собой единство принципов (как внутреннего правила, вытекающего из объективной закономерности) и формы (как внешнего выражения способа организации взаимодействия). Таким образом, в понятии «метод» должно быть отражено единство внутреннего и внешнего, содержания и формы, связь теории и практики.

Метод обучения — это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия учителя и учащихся,применяемая для достижения целей обучения.

Метод содержит в себе правила действия и сами способы действия, систему принципов и внешнюю организационную форму их реализации. Поскольку существует множество методов обучения, одной из острых проблем современной дидактики является проблема их классификации. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу.

Решение о выборе того или иного метода принимает учитель. Выбор методов обучения зависит от следующих обстоятельств:

• общие цели обучения, воспитания и развития учащихся;

• особенности изучаемого предмета и методики его преподавания;

• цель, задачи и содержание материала конкретного урока;

• время, отведенное на изучение того или иного материала;

• возрастные особенности и уровень подготовленности учащихся;

• оснащенность учебного кабинета и образовательного учреждения средствами обучения;

• возможности и особенности стиля преподавания учителя, уровень его теоретической и практической подготовленности, методического мастерства,личные качества.\

 

Структура метода обучения - системно организованная совокупность методических приемов, обеспечивающих успешную реализацию его (метода) функций.

 

Методический прием – это структурный элемент метода обучения, задающий порядок действий субъектов в процессе обучения. И в этом смысле метод обучения представляет собой систему методических приемов, которая в соответствии с конкретными образовательными целями регламентирует порядок действий учителя и ученика, направленных на передачу и усвоение необходимой учебной информации.

 

Одной из ярчайших черт методов обучения является их дуализм (двойственность), который проявляется даже не в том, что в его реализации принимают участие два субъекта с разными целями и деятельностями. Двойственность метода обучения находит свое отражение в том, что системообразующим фактором в его структуре является конструктивное единство способов работы с информацией и элементов, ее обеспечивающих (с объективной стороны) и способов организации ее интериоризации (с субъективной стороны), то есть единство объективного и субъективного в методе.

Таким образом, в структуру метода обучения входят:

 

– с объективной стороны метода обучения: приемы, обеспечивающие трансляцию учебной информации; приемы коррекции способов подачи учебной информации; приемы, облегчающие работу с информацией (приемы визуализации информации);

– с субъективной стороны метода обучения: приемы стимуляции и поддержания мотивации учения, включающие приемы, обучающие целеполаганию; приемы активизации учебной деятельности; приемы, способствующие планомерному осуществлению учебных действий; приемы организации формирования необходимых учебных умений, навыков и способов действия; приемы организации обратной связи; приемы, обеспечивающие рефлексивное осознание результатов деятельности.

Таким образом, мы можем сделать ВЫВОД, что метод обучения является неотъемлемой частью учебного процесса, которая представляет собой систему регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия учителя и учащихся, применяемую для достижения целей обучения.

 




double arrow
Сейчас читают про: