Постановка целей и определение задач

Тема 1. Основы социального проектирования

Понятие «социальный проект» не имеет нормативного толкования, но основная суть его состоит в использовании проектных инструментов для осуществления социальных изменений. В отличие от благотворительной деятельности, такой проект связан не столько с помощью, сколько с преобразованием самой ситуации в конкретном сообществе, месте и в определенный период.

Проекты предусматривают выделение человеческих и материальных ресурсов для достижения конкретных результатов в установленные сроки и в рамках бюджета. Проекты различаются по масштабу, цели и продолжительности. Проекты могут быть автономными или интегрированными в программу, если несколько проектов способствуют достижению одной общей цели. Несмотря на разницу в масштабах и характере проектов, существуют универсальные черты проекта:

1. Наличие целей или задач. После достижения цели проект считается завершенным.

2. Проект должен пройти обязательные этапы жизненного цикла;

3. Проектная работа носит, как правило, командный характер;

4. Комплексность мероприятий;

5. Риск и неопределенность;

6. Чувствительность к изменениям и способность оперативного реагирования на них;

7. Оптимальное использование ресурсов;

8. Большое количество лиц и организаций, привлекаемых для участия в проекте на разных этапах.

Основные характеристики социального проекта

Социальный проект не должен быть полностью уникальными. Тем не менее, чтобы проект квалифицировался как социальная инновация, он должен затрагивать новую область, сектор, регион, аудиторию, либо предложить какой-то новый подход к решению проблемы. Проект предполагает практическую реализацию новой идеи, поэтому он должен быть финансово устойчивым, пусть даже в среднесрочной или долгосрочной перспективе.

Социальный проект должен создать измеримое улучшение с точки зрения результатов. Это подразумевает, что авторы социального проекта в состоянии понять и четко сформулировать влияние своей инициативы на целевую группу или проблему. Оценка эффективности социального проекта обычно связана с тем, как нововведение способствует поддержанию базовых социальных ценностей. Например, сокращение изоляции среди пожилых людей является желательным результатом, поскольку основано на социальных ценностях, которые подчеркивают важность благополучия для всех.

Социальные проекты фокусируются, прежде всего, на потребностях, а не на проблемах или правах. Акцент на проблеме, как правило, упускает из виду то, как люди могут использовать собственные ресурсы себе на благо. Социальные проекты по большей части ориентированы на тех, кто не нуждается в очевидной помощи.

Определение потребностей – это подход, основанный на дефиците, поскольку он фокусируется на том, чего не хватает людям и сообществах, он может сопровождаться с подходом, основанным на активах, которые сосредоточены на возможностях и ресурсах, которыми располагают люди и общины.

Деятельность в сфере социального проектирования часто отождествляют с неформальным активизмом, но это не всегда верно. Присутствует два типа активизма: устойчивый продуктивный активизм (когда деятельность обдумана, происходит регулярно, воспроизводится и пр.) и активизм ситуативный (протестный или благотворительный активистский поступок). В составе участников инициативных групп находятся как инициаторы, так и пассивные исполнители и даже развивающаяся группа «квази-потребителей» - людей, готовых присоединиться к готовой существующей инициативе «на пару часов» в случае наличия свободного времени или средств.

Для реализации социального проекта необходимы так называемые гибкие или мягкие навыки (soft skills) такие как умение работать в группе, эффективная коммуникация, поощрение участия, навыки разрешения конфликтов и стратегическое мышление.

Предпроектная фаза

Двумя наиболее важными шагами в определении сути проекта являются анализ исходной ситуации (анализ проблемы и контекста), а также разработка проектных идей.

Характер проблемы нужно рассмотреть на трех уровнях. Проблема может быть вызвана ограничениями на макроуровне, налагаемыми, например, правовой или политической средой, на среднем уровне, например, в силу нормативных положений, ограничивающих доступ определенных лиц к ресурсам или услугам. Иногда проблема может существовать на уровне отдельных домохозяйств. Однако любую проблему вначале необходимо рассматривать широко, для того чтобы выявить все заинтересованные стороны (стейкхолдеры), которые прямо или косвенно могут выиграть или проиграть от того или иного рода изменений. На первом этапе проводится разграничение между ключевыми заинтересованными сторонами, которые являются агентами изменений и вторичными сторонами, которые будут затронуты лишь косвенно. Пониманию заинтересованных в проекте сторон могут помочь ответы на следующие вопросы:

· Кто является заинтересованными сторонами?

· Есть ли между ними значимые социальные, имущественные, религиозные, гендерные, возрастные и прочие различия? Какова их ресурсная обеспеченность? Имеют ли они доступ к инфраструктуре, услугам? Каковы условия их трудовой занятости?

· Готовы ли они вкладываться в эти изменения? (вопрос идет не только о финансовых вложениях, но и о временных, организационных и т.д.)

· Какие преимущества может получить каждый из них от этого проекта?

Идея проекта вырабатывается лишь в процессе анализа того, что хотят и что могут заинтересованные стороны. Пониманию контекста способствует серия интервью с фиксированным набором вопросов. Круглые столы организуются как средство объединения как можно большего числа групп, затронутых конкретной проблемой или конфликтом, или по какой-либо причине заинтересованных в процессе планирования. Завершением данного этапа является не только формулировка проектной и идеи, но и готовность ответить на следующие вопросы:

– Кому и зачем нужен этот проект?

– Осуществим ли он?

– Каких партнеров можно привлечь для участия в этом проекте?

– Какими должны быть результаты?

– Каковы рамки данного проекта (временные, территориальные, социальные и т.д.)?

Чтобы не допустить развития ложных ожиданий относительно результатов проекта, имеет смысл прямо договориться о типе проекта, который запускается, а также оценить пригодность проекта в свете различных культурных, религиозных, политических и экономических характеристик.

Постановка целей и определение задач

В ходе второго этапа проектного цикла первоначальная идея проекта развивается в более детальную картину. Условно говоря, создается логическая основа для структурирования проекта. Правила разработки логической структуры были разработаны в 1960-х годах и сегодня ее широко используют при разработке как локальных, так и национальных и даже международных проектов. Эта форма не только структурирует проект, но и в дальнейшем может быть использована в качестве основы для мониторинга и оценки. Она представляет собой матрицу следующую матрицу:

Структура проекта Объективные и поддающиеся проверке показатели Способы проверки Не зависящие от проекта факторы, которые могут повлиять на реализацию и устойчивость проекта.
Цели    

 

Задачи    
Результаты    
Деятельность    

При помощи этой таблицы проект определяется в терминах четырех элементов: что будет делаться, каких результатов предполагается достичь, как эти результаты отвечают непосредственной цели проекта, и каков вклад этого проекта в решение более масштабных задач.

Стандартная практика такова, что проект должен иметь только одну цель. Цель проекта находится за пределами границ проекта; поэтому важно, чтобы совокупное воздействие деятельности и результатов было надлежащим, необходимым и достаточным для достижения цели. Цель-это конечная точка, а не процесс, который должна быть достигнута в течение предлагаемого периода проекта. Должна существовать логическая связь между деятельностью и целью.

Задачи - это конкретные, измеримые достижения, направленные на решение заявленных проблем и достижение цели проекта. Как сообщество, так и те, кто будет финансировать проект, нуждаются в четком представлении о том, что будет достигнуто в рамках проекта, как это будет достигнуто. Для определения задач в проектном менеджменте принята аббревиатура SMART, которая расшифровывается следующим образом:

  • Конкретика (specific) – проектные задачи должны начинаться с определения действия (укрепить, развить, обучить, внедрить и т.д.) и указания результата этого действия;
  • Измеримость (measurable) – задачи должны описывать измеримые изменения в условиях сообщества (социальные, культурные, образовательные, экологические, экономические).
  • Достижимость (Achievable) – задачи должны быть реалистичными и достижимыми, что предполагает доступность ресурсов и ясность стратегии проекта.
  • Ориентация на результат (Relevant and Results-oriented) – задачи должны соответствовать крупномасштабной цели.
  • Ограниченность во времени (Time-bound) – должен быть четко определен период времени, в течение которого проектные задачи будут достигнуты.

После того, как разработаны задачи, составляется план для обеспечения логической последовательности измеримых этапов.




double arrow
Сейчас читают про: