Анализ заинтересованных сторон (Stakeholder Analysis)

Анализ проблемы, разработка и проверка перспективности проектной идеи

В основе социального проекта лежит какая-то нереализованная или недостаточно реализованная общественная потребность. Для анализа социальной проблемы используется инструмент «дерево анализа проблем», который представляет собой визуализацию всего спектра тематически связанных вопросов. В процессе обсуждения социальной ситуации нереализованные потребности складываются в иерархические группы в соответствии с каузальными взаимоотношениями. Постепенно проблемное поле перерастает в дерево, имеющее корни (причины проблем) и ветви (последствия). В идеале «дерево» строится в процессе коллективной дискуссии, в которой инициатор проекта является фасилитатором, который не только ведет дискуссию, но и фиксирует все возможные идеи. К моменту обсуждения материалы описывающие проблему должны быть подготовлены и доведены до сведения присутствующих.

Анализ перспективности идеи

Для этого используют ситуационный анализ, который также называется SWOT. Это аббревиатура английских слов: Strength – сила, Weakness – слабость, Opportunities – возможности, Troubles – угрозы. Сильные и слабые стороны проектной идеи (Strength/ Weakness) - это те характеристики, которые могут быть проконтролированы инициатором проекта, на которые он может оказать воздействие. Они обычно относятся к настоящему времени. Анализ этих параметров принято также называть внутренней рамкой проекта. Сильные и слабые стороны анализируются с точки зрения ресурсного потенциала по четырем позициям: люди, знания, материальные ресурсы и финансы. Например, вы задумали проект в сфере общественного садоводства. Это направление популярно в мире, люди объединяются, чтобы совместными усилиями привести в порядок заброшенные публичные пространства, разбить цветники и огороды, совместно проводить время, давать детям полезные навыки, выращивать органические продукты и т.д.

Какие у вас есть сильные и слабые стороны:

Сильные Слабые
Поддержка со стороны местных активистов; Наличие в команде людей, которые профессионально разбираются в ландшафтном дизайне, ботанике, агрономии и т.д. Есть большой участок земли, который не используется уже 15 лет; Сообщество готово платить ежемесячно членские взносы Отсутствие опыта в организации социальных инициатив; На этот участок претендуют также проект по созданию скейтинговой зоны;   Необходима значительная сумма (***.руб) на рекультивацию участка; Нет гарантий на долгосрочное использование этого участка;

 

В этом примере параметры приведены в самой общей форме, каждый автор проекта наполняет их собственными реалиями в соответствии с критериями: люди, знания, материальные ресурсы, финансы.

Вторая часть аббревиатуры, а именно – Возможности (Opportunities) и угрозы (Troubles), затрагивают внешнюю рамку проекта, те политические, экономические, социальные и технологические факторы, которые оказывают влияние на ваш проект. Если проект масштабный, то внешнюю рамку разрабатывают отдельно и ее называют PEST анализом. Один и тот же фактор может быть и возможностью и угрозой. Например, рост экономики, может способствовать проекту, а может угрожать ему. В соответствии с примером, благосостояние и покупательская способность растет, люди могут себе позволить тратить время и деньги на общественные инициативы, с другой стороны, вместе с ростом экономики активизируется и строительство и вполне возможно, что участок в скором времени будет просто изъят под коммерческие или нужды городской инфраструктуры. Поскольку проект социальный, то особое внимание в анализе внешней среды стоит уделить именно социальным факторам таким как:

– Распределение доходов среди населения;

– Демографическая ситуация;

– Мобильность потенциального персонала;

– Изменения образа жизни;

– Образование;

– Тенденции моды;

– Условия жизни;

– Безопасность и уверенность в завтрашнем дне потребителя.

Совокупность данных о возможностях и угроза позволит либо скорректировать концепцию, либо в дальнейшем разработать алгоритм действий в случае предвиденных рисков.

Идея проекта

Поиск идеи необходимо начинать с себя, со своих увлечений, желаний, навыков, квалификации, опыта работы и жизни. Многие социальные проекты выросли из простых интересов и увлечений, таких как садоводство, приготовление пищи, танцы, шить, собирания различных технических устройств. Даже рассказывание историй можно превратить в социальный проект.

Существует ряд методов и инструментов, которые могут быть использованы для стимулирования инноваций и творчества. Первые контуры в концепции проекта могут появиться из ответов и рассуждений на следующие вопросы:

– На что люди жалуются?

– Что не устраивает лично вас?

– Что мешает вам и людям из вашего окружения в работе, отдыхе, учебе и т.д.?

Развитию концепции помогут следующие подходы:

1. Формирование непривычного образа известной ситуации;

2. Оценка ситуации путем переноса в другой контекст;

3. Опора на критически настроенное общественное мнение;

4. Сравнение с более современными аналогами (эксплуатация чувства ревности, комплекс аутсайдера)

5. Моделирование негативных последствий от бездействия (пробуждение эффекта самосохранения).

  Изучение того, что делают в этой области другие, позволит внести коррективы в уже сформированную концепцию. В этом поможет изучение заявок на краудфандинговых платформах, специализированных порталах помощи социальному предпринимательству, а также информация в социальных медиа. Определенную информацию может дать и анализ проектов, которые стали победителями конкурсов в этой сфере не только в России, но и в мире.

 

Анализ заинтересованных сторон (Stakeholder Analysis)

Анализ направлен на дифференциацию и изучение заинтересованных сторон на основе критериев, соответствующих конкретной ситуации.

Заинтересованные стороны можно условно разделить на тех, кто влияет на принятие решений и определение действий, и тех, кого эти решения и действия затрагивают (положительно или отрицательно). Эти группы можно назвать активными и пассивными участниками. Акторы проекта могут быть также классифицированы как непосредственно затронутые (т.е, кто может выиграть или проиграть) и косвенно затронутые (например, посреднические или представительские организации).

Социальный проект, как правило, имеет несколько категорий заинтересованных лиц: спонсоры (доноры), сторонники проекта, нейтрально настроенные, противники проекта и партнеры. С каждой из этих категорий необходимо выработать самостоятельную линию поведения для чего создается классификация по определенным критериям, разрабатываются матрицы заинтересованных сторон, которые используются для суммирования и визуализации информации об атрибутах заинтересованных сторон.

Матрицы строятся на определении целей, интересов, полномочий и влияния каждой из сторон. Под влиянием понимается степень того, как отдельные люди, группы или организации могут убеждать или принуждать других к принятию решений и следовать определенному курсу действий.

Полномочия могут вытекать из характера отношений одного стейкхолдера по отношению другим заинтересованным сторонам (например, отраслевые Министерства, контролирующие бюджеты и другие ведомства). Другие формы влияния могут быть более неформальными (например, личные связи с правящими политиками). Здесь также можно учитывать чья власть, а следовательно, и влияние, будет увеличиваться из-за ресурсов, введенных проектом.

Анализ заинтересованных сторон должен пройти следующие этапы:

Этап 1. Идентификация заинтересованных сторон. Руководитель проекта совместно с членами проектной группы выявляют потенциальных людей или организаций, которые оказывают влияние на проект, и соответствующим образом документируют информацию относительно их интересов, ожиданий, и возможной степени участия, связанных с целью проекта. Разрабатывается краткий реестр заинтересованных сторон.

Этап 2. Оценка и классификация. После определения всех потенциальных заинтересованных сторон проектная группа оценивает воздействие или влияние, которое может оказать каждая из заинтересованных сторон, и разрабатывает соответствующую коммуникационную стратегию для удовлетворения их ожиданий. Для проведения такого анализа и картирования заинтересованных сторон могут использоваться как простые методы, так и сложные модели.

  Этап 3. Планирование и распространение сообщений. Этот шаг включает подготовку плана коммуникации, который отвечает информационным потребностям заинтересованных сторон с точки зрения того, кто, что (тип и формат), когда и как. Это потребует определение соответствующих коммуникационных каналов, методов, периодичности и определение ответственных за связь с каждой из заинтересованных сторон.

Этап 4. Управление ожиданиями заинтересованных сторон. Это процесс общения и работы с заинтересованными сторонами для удовлетворения их потребностей, а также разрешения проблем по мере их возникновения. Это может также потребовать предвидения проблем, которые, возможно, не ощущаются как проблемы, с тем, чтобы можно было оценить любые связанные с ними риски или проблемы. После того, как определены эти вопросы, они должны быть уточнены и решены в интересах проекта.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: