Социальное партнёрство
Сущность социального партнёрства.
Определение социального партнерства, данное в ст. 23 ТК РФ, звучит так: «социальное партнерство это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений».
Социальное партнерство – это система отношений его основных субъектов и институтов по поводу положения, условий, содержания и форм деятельности различных социальных групп, общностей, слоев.
Систему социального партнерства называют трипартизм, так как в регулировании социальных отношений участвуют три стороны: общественные организации, представляющие интересы граждан, коммерческие организации и их объединения и государство.
Система социального партнерства получила развитие после Второй мировой войны, окончательно утвердившись в 60-е 70-е годы ХХ века.
Факторами становления социального партнерства являлись:
- развитие институтов гражданского общества
- формирование демократических процедур принятия решений на уровне общества
- рост сплоченности рабочего и профсоюзного движения
- активная социальная политика государства.
ГЧП представляет собой юридически закрепленную форму взаимодействия между государством и частным сектором в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, а также услуг, оказываемых государственными и муниципальными органами, учреждениями и предприятиями в целях реализации общественно значимых проектов в широком спектре видов экономической деятельности.
ГЧП позволяет сочетать интересы как общества, так и бизнеса, а также позволяет создавать в большем объеме социально значимые блага в условиях недостаточного финансирования их производства со стороны государства.
Система социального партнерства может эффективно функционировать только при определенных условиях:
- когда экономика на подъеме;
- когда государство открыто не поддерживает какую-либо социальную группу или класс, а проводит активную социальную политику в интересах большинства населения;
- когда развиты парламентские формы демократии и институты гражданского общества, обеспечивающие представительство интересов различных социальных групп;
- когда организации рабочего класса (партии, профсоюзы) обладают достаточной силой и пользуются большим авторитетом в обществе, когда с их мнением не могут не считаться ни работодатели, ни государство
В противном случае капитал может столкнуться с серьезными экономическими потерями, а государство с политической нестабильностью в обществе.
В большинстве стран система социального партнерства реализуется посредством заключения не только коллективных договоров на предприятиях, но и соглашений на уровне общества в целом или на уровне отдельных регионов (вертикальная система договоров и соглашений). Такие соглашения заключаются между организациями, представляющими интересы граждан, бизнесом и государством. На уровне общества в целом предметом переговоров становятся основные направления социально-экономической политики в целом, включая разработку показателей и индикаторов социального благополучия нации, системы социальных гарантий для всех слоев населения, а также мер по защите интересов субъектов трудовых отношений.
Предпосылки ГЧП в социальной сфере
-Социальная сфера испытывает значительные потребности в финансовых ресурсах, внедрении современных методов управления, передовых технологий оказания услуг и обслуживания.
-Государственно-частное партнерство, позволит с одной стороны, привлечь ресурсы субъектов предпринимательской деятельности, с другой – сохранить контроль и надзор государства за оказанием социально значимых услуг необходимых населению объема, структуры и качества,
-Развитие программного управления на уровне регионального управления и местного самоуправления дает базу для становления практики организации партнерства в рамках моделей декларативных норм.
Возможности развития ГЧП в социальной сфере
-привлечь дополнительное финансирование в сферу предоставления социальных услуг для развития её в качестве одной из приоритетных отраслей экономики, в которой частный бизнес отсутствовал или принимал участие в минимальной степени;
-сформировать альтернативу приватизации объектов государственной собственности в малопривлекательных с экономической точки зрения социальной сфере;
-сформировать институциональные условия для развития регионов, поскольку без притока частных инвестиций они обречены на длительную стагнацию, однако без участия государства трудно рассчитывать на активность инвесторов.
Институциональная основа ГЧП в социальной сфере
1) Необходимо создать высококачественную законодательную базу для формирования институциональной среды д ля применения современных методов государственного регулирования
2) Наличие эффективных современных органов управления.
Целесообразно создать специальные структуры, регулирующие вопросы социального развития:
- достаточность финансирования,
- определенность в приоритетах развития,
- снижение рисков осуществления модернизации существующих объектов социальной сферы,
- возможность использования широкого круга форм ГЧП.
Формы ГЧП
- Концессии
- Долгосрочные сервисные контракты
- Контракты жизненного цикла
- Любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса;
- Арендные отношения (имущество);
- Финансовую аренду (лизинг);
- Государственно-частные предприятия;
- Соглашения о разделе продукции (СРП);
В соответствии с признаком участия государства в использовании имущества в процессе реализации проекта выделяются следующие формы государственно-частного партнерства:
1. Приватизация предприятия или имущественного комплекса для его дальнейшего развития с инвестиционными и социальными обязательствами.
2. Создание на базе существующего предприятия или имущественного комплекса нового предприятия с участием государства в уставном капитале и управлении, вхождение одной из сторон в уставной капитал.
3. Концессия инфраструктурного имущественного комплекса.
4. Передача в доверительное управление предприятия или комплекса инфраструктуры.
5. Аренда (долгосрочная) имущественного комплекса для развития бизнеса с инвестиционно-социальными обязательствами с правом приватизации или без.
6. Исполнение работ или оказание услуг, поставки товаров по государственному контракту.
7. Деприватизация предприятия или имущественного комплекса.
По степени огосударствления имущества и принципов распоряжения доходами используется следующая классификация государственно-частного партнерства:
1. Сервисные контракты - используются в течение 1-3 лет, частный партнер получает вознаграждение от государства за выполнение работ, оказание услуг и технической помощи.
2. Управляющие контракты (3-8 лет) - это государственные контракты на обслуживание, доверительное управление и контракты под «ключ». В результате реализации данных контрактов бизнес-структура обеспечивается гарантированным вознаграждением со стороны государства.
3. Финансовые контракты (3-5; 5-10) - предоставление государством гарантий по кредитам через коммерческие банки, субсидирование процентов, предоставление льготных кредитов и лизинга. Данные контракты распространяются на социально-значимые проекты.
4. Арендные контракты и временная передача прав - лизинг-контракт, соглашение о разделе продукции и инвестиционный контракт. Арендные контракты позволяют получать государству рентный доход от использования имущества бизнес-структурами в процессе реализации проекта в области государственно-частного партнерства.
5. Концессионные соглашения (15-30 лет) - это соглашения, которые предусматривают получение доходов от реализации проекта бизнес-структурами, за исключением выплачиваемых государству отчислений по концессионному соглашению. К основным функциям концессионера относятся следующие: ремонтные работы, техническое обслуживание, управление объектом в рамках проекта, а также различного рода инвестиции.
6. Акционирование или долевое участие в совместных организационно-правовых формах (предприятиях, ОАО) - деятельность в рамках партнерства регулируется Уставом, Гражданским кодексом РФ и носит неограниченный характер по времени. Доходы распределяются в соответствии с долей в уставном капитале.
Классификация моделей по способу реализации крупных инфраструктурных проектов и распределению рисков.
1. «Государственный заказ» предусматривает риски государственного сектора на всех стадия реализации проекта (проектирование, строительство, эксплуатация, содержание, финансирование).
2. «Проектирование и строительство», в которой риски распределяются следующим образом: на первоначальных стадиях реализации проекта риски несет бизнес-структура, а на последующих трех стадиях риски переходят государству.
3. «Проектирование, строительство и эксплуатация» государство несет риски только на стадии «финансирование», большая часть рисков приходится на бизнес-структуры.
4. «Финансирование, строительство, эксплуатация», являющаяся основной моделью концессионных схем, не предусматривает государственных рисков, вся ответственность лежит на частном секторе.
Классификация по инициатору взаимодействий:
1. Императивные государственно-частные партнерства, под которыми понимается издание государством нормативно-правового акта распорядительного характера в целях создания партнерства (инициатива исходит от государства).
2. Смешанные государственно-частные партнерства, в которых для возникновения партнерства инициатором может выступать любая сторона, но для оформления взаимоотношений необходим специальный нормативно-правовой акт.
3. Диспозитивные государственно-частные партнерства в своей деятельности основываются на законодательстве Российской Федерации, предполагают равноправие во взаимоотношениях и создание отдельного нормативно-правового акта в данной области не требуется.
По реализации проектов государственно-частного партнерства в различных социально-значимых отраслях экономики выделяются такие формы, как государственно-частное партнерство в области образования; государственно-частное партнерство в области здравоохранения; государственно-частное партнерство в области культуры; государственно-частное партнерство в области транспортной инфраструктуры; государственно-частное партнерство в области ЖКХ, а также иные проекты межотраслевого направления (регион).
В соответствии с ролью государства в отношениях государственно-частного партнерства, выделяются партнерства:
- с пассивной,
- активной ролью
- равноправные отношения.
По срокам реализации проектов государственно-частные партнерства классифицируются следующим образом:
- с ограниченным сроком реализации;
- со сроком достижения целей и задач проекта;
- бессрочный срок реализации.
На основании инновационной составляющей выделены:
- партнерства, реализуемые с целью получения инновационного эффекта;
- реализуемые на основе существующего на рынке инновационного продукта, что позволяет достичь вторичного инновационного эффекта;
- партнерства, которые не имеют инновационной составляющей и характеризуются традиционным ведением бизнеса.
Условия применения механизмов ГЧП в социальной сфере
- Создание и развитие законодательной базы.
- Степень развития государственного стратегического планирования.
- Осознание целей друг друга.
- Совершенствование ценообразования.
- Развитие страхования проектов от рисков.
- Выстраивание административного аппарата.