Методы принятия решений

Ситуация: на работу не вышел сотрудник, принимавший участие в составлении плана работ подразделения, но имеются специалисты, которым можно поручить это задание.

 

Если проблема проста, а ситуационные факторы ясны и управляемы, то обычно применяется интуитивный подход, характеризующийся следующими чертами:

* интуитивные решения принимаются на основе ощущения того, что он правильный;

* руководитель, принимающий решение не занимается взвешиванием "за" и "против" по каждой альтернативе.

Метод характеризуется следующими чертами:

- субъект решения "держит в голове" всю проблему;

- последовательность этапов не соблюдается;

- качество решения основывается на конкретном опыте лица, его принимающего.

Интуитивный подход зачастую не дает хорошего результата, если используемый его человек не имеет достаточного опыта его применения.

  Решения, основанные на суждениях – это выбор, основанный на основе знаний и накопленного опыта. Человек использует знания в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора.

  Метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений, который принесет максимум выгоды для организации на основе переработки больших количеств информации, помогающей обосновать принимаемые решения. Этот метод требует применения современных технических средств и электронно-вычислительной техники.

 

Например, в американских фирмах широкое распространение получил метод использования целевых межфункциональных групп. Сущность данного метода заключается в следующем: члены целевой группы отбираются из различных подразделений и уровней управления. Целью создания таких групп является использование специальных знаний и опыта членов группы для принятия конкретных и сложных решений. Целевые группы чаще всего занимаются созданием новой продукции, тогда в состав ее входят инженеры, специалисты по маркетингу, производственники, финансисты, снабженцы. Сначала они готовят на профессионально высоком уровне информацию, на основе которой высшее руководство принимает решение о выделении капиталовложений на разработку и внедрение новой продукции.

       * В современной Японии распространен метод "ринги " – термин ринги в русско-японском словаре трактуется как "получение согласия на решение проблемы путем опроса без созыва заседания".

         Сущность – руководство фирмы совместно с привлеченными специалистами выдвигает общие соображения на проблему, по которой должно быть принято решение: например, начать выпуск нового двигателя, и передает ее на детальный анализ вниз в сектор или секцию, где организуется работа над проектом. Специально подготовленный чиновник готовит документ с предложениями и выводами. Подготовленный документ рассылается заинтересованным лицам, которые, ознакомившись с ним, визируют его – ставят личную печать и возвращают исполнителю. Отработанный документ представляют руководству, после чего он вступает в силу.

Сами японцы подвергают критике подобную процедуру за ее громоздкость, за перегруженность каналов информации, но отказываться от этого метода не собираются, так как считают, что этот метод помогает учитывать все мнения по разрабатываемым проблемам.

*Американский психолог А.Осборн более 20 лет назад предложил метод "мозговой атаки". Она может применяться во всех сферах деятельности -  это могут быть задачи поиска выхода из трудной аварийной ситуации, задачи техники и технологии, а также управления.

Сущность – четко формируется проблема, по которой необходимо принять оптимальное решение. С этой целью организуется семинар, на котором участники семинара разделяются на две группы: группу генерации идей и группу оценки. В группу «генерации идей» включают широко эрудированных людей. В группу «оценки» включают людей с критическим складом ума. Здесь присутствуют начальники, имеющие определенные полномочия. Обе группы имеют руководителя.

Правила мозговой атаки: вопросы нужно задавать в такой форме, чтобы можно было давать краткие ответы, запрещена критика участников и их предложений, все высказывания фиксируются. Начинает работать "группа генерации (рождение) идей" – руководитель излагает суть проблемы: 3 мин. – дискуссия, 5 мин. – обдумывание. Идет процесс коллективного творчества.

Этот метод популярен на Западе. Цель метода в стимулировании группы участников к быстрому генерированию большого количества идей. Оптимальной является группа, состоящая из 7-13 человек.

 

Таким образом, выработка и принятие решений включает в себя следующие этапы:

выработка и постановка цели;

 изучение проблемы на основе получаемой информации;

выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;

обсуждения со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи);

 выбор и формулирование оптимального решения;

 принятие решения;

 конкретизация решения для его исполнителей.                                                      

Любое управленческое решение имеет смысл лишь в том случае, если оно эффективно.

Эффективность решения зависит от качества решения, которое связано с выбором наилучшей альтернативы из тех, что предлагает проблемная ситуация и степени принятия этого решения людьми. Качество решения определяется и должно отвечать требованиям, предъявляемым к управленческим решениям. В современных сложных и быстро меняющихся условиях большинство решений требует высокой степени принятия их людьми.

Таким образом, эффективность решения представлена формулой:

ЭР=К х П

где: ЭР – эффективность решения;

К – фактор качества решения;

П – фактор принятия решения.

 

3.вопрос:    В условиях рыночной экономики, которая характеризуется наличием жесткой конкуренцией и возникновением различных непредсказуемых ситуаций предпринимательская и любая другая производственно-коммерческая деятельность невозможна без рисков, поэтому особую важность приобретает умение вырабатывать управленческие решения, связанные с риском.

Рынок - прежде всего экономическая свобода действий производителя. За экономическую свободу приходится платить: ведь свободе одного предприятия сопутствует свобода и других предприятий, которые могут покупать или не покупать его продукцию, предлагать за нее свои цены, продавать встречную продукцию по определенным ценам, диктовать свои условия сделок, естественно, при этом партнеры стремятся прежде всего к собственной своей выгоде. А выгода одних может обернуться убытком для других. К тому же предприятия, производящие однородную продукцию, стремятся вытеснить своего конкурента с рынка.

       Следовательно, независимо от желания, вступая в рынок, вам придется иметь дело с неопределенностью и повышенным риском. Не избегать риска, а суметь оценить его вероятность, степень и допустимые пределы – такова задача любого рыночного субъекта.

Необходимо такое управление предприятием, которое позволяет избегать излишних, непредвиденных рисковых ситуаций. Большинство сложных решений приходится вырабатывать в условиях неполной информации, ведь среда, в которой функционирует фирма, постоянно меняется. К тому же решение всегда нацелено в будущее, а будущее содержит элемент неопределенности, в связи с этим принятие и реализация решения сопряжено с риском.

Риск – это возможная опасность. В экономической теории под риском понимают вероятность (угрозу) потери предприятием части доходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности.

Риск - это опасность возможных потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Предприниматель, умеющий вовремя рисковать, зачастую оказывается вознагражденным. (Предприниматель – это тот, кто вкладывает собственный капитал при определенном риске)

Риском принято считать «действие наудачу в надежде на счастливый случай». В словаре В. Даля риск определяется, с одной стороны, как опасность чего-либо, а с другой – как действие наудачу, требующее смелости, решительности, предприимчивости в надежде на счастливый исход. Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата: отрицательный (проигрыши, ущерб, убыток), нулевой, положительный (выигрыш, выгода, прибыль).

Риск в предпринимательской деятельности сопряжен с менеджментом, со всеми его функциями – планированием, организацией, использованием персонала, контролем. Каждая из этих функций связана определенной мерой риска. Обычно риск ассоциируют с неблагоприятными экономическими последствиями хозяйствования, ведущими к потерям ресурсов и прибыли. С помощью изучения источников и факторов риска можно предотвратить риск, исключить его или уйти из рисковой зоны.

Многие менеджеры не склонны к риску и не будут рисковать, не рассчитывая на серьезную прибыль. Хозяйственные руководители, добивающиеся стабильного успеха и высоких экономических результатов предприятий, часто избегают заведомо рискованных, авантюристических проектов и предпочитают надежные осмотрительные решения.

Чтобы выжить в условиях рыночных отношений, нужно решаться на внедрение технических новшеств и на смелые действия, а это усиливает риск. Отсюда следует, что надо не избегать риска, а уметь оценивать степень риска и управлять им.

Наличие риска обусловлено ограниченностью материальных, трудовых, финансовых, информационных и других ресурсов. Подавляющее большинство предпринимателей постоянно встречается с различного рода факторами, усиливающими уровень риска.

Ниже приведена таблица, составленная на основе ответа на вопрос: «Какую из угроз вы считаете сегодня наиболее опасной для ведения бизнеса?».

 

Таблица 8.    Результаты опроса

 

Возможные факторы В % к числу опрошенных
1. Недобросовестность деловых партнеров 61
2. Вымогательство со стороны государственных чиновников 57
3. Политическая нестабильность 55
4. Финансовая нестабильность 53
5. Ущемление прав предпринимателей государственными органами и должностными лицами 44
6.  Вымогательства со стороны криминальных структур 34
7. Угроза личной безопасности со стороны криминальных элементов 28

Любая управленческая деятельность в той или иной степени имеет рисковый характер.

Принимать на себя риск предпринимателя вынуждает, прежде всего, неопределенность хозяйственной ситуации, т.е. неизвестность условий политической и экономической обстановки, окружающей ту или иную деятельность, и перспектив изменения этих условий. Чем больше неопределенность хозяйственной ситуации при принятии решения, тем больше степень риска.

Степень риска – это вероятность наступления случая потерь, а также количественный размер возможного ущерба от него.

Неопределенность хозяйственной ситуации определяется тремя факторами: отсутствием полной информации, случайностью, чьим либо противодействием.

Отсутствие полной информации заставляет предпринимателя искать возможность приобрести недостающие данные, а при отсутствии такой возможности начать действовать исходя из своего опыта и интуиции.

Неопределенность хозяйственной ситуации определяется фактором случайности. Случайность – это то, что в сходных условиях проистекает неодинаково, и поэтому ее нельзя заранее предвидеть или спрогнозировать.

В хозяйственной ситуации на любое действие всегда имеется противодействие.

К противодействиям относятся катастрофы, аварии и другие природные или техногенные явления, а также война, забастовка, различные конфликты в трудовых коллективах, нарушения трудовых обязательств, изменение спроса на продукцию, кражи денег и имущества.

Менеджер должен уметь рисковать, т.е. взвешенно, не преувеличивая опасности, добиваться намеченных целей при соблюдении границ правомерности риска.

Приступая к анализу рисковой ситуации и разработке решений, прежде всего необходимо установить, с какими видами рисков встретится менеджер в процессе управления.

Классификация рисков

  Предпринимательский риск количественно характеризуется субъективной оценкой ожидаемой величины максимального и минимального доходов (убытков) от конкретного вложения капитала.

Таблица 9.   Виды предпринимательского риска

Классификационный признак Вид риска  
Природа возникновения Субъективный (связанный с личностью предпринимателя) Неразвитые способности к риску, недостаток опыта, образования, профессионализма; необоснованные амбиции; нарушение правил поведения на рынке; недостаточное понимание сделки и т.д.
  Объективный Недостаток информации; стихийные бедствия; неожиданное изменение конъюнктуры рынка, уровня информации, законодательства, условий кредитования, налогообложения, инвестирования и т.д.
В зависимости от этапа решения проблемы На этапе принятия решения Ошибки в применении методов определения уровня риска из-за недостатка информации либо ее низкого качества, использования дезинформации или, наоборот, отличное владение этими методами
  На этапе реализации решений Ошибки в реализации правильного решения, неожиданные изменения субъективных условий
По масштабам Локальный, на уровне индивидуального производства Риск отдельной фирмы (компании, их структурных звеньев)
  Отраслевой Риск, связанный со спецификой отрасли
  Региональный Охватывающий предпринимательство на уровне территории субъектов РФ, экономических районов страны
  Национальный Охватывающий предпринимательство на уровне макроэкономики (ввиду неожиданных изменений в политике, законодательстве, кредитовании, налогообложении и т.д.)
  Международный (межстрановой) Связанный с изменениями в конъюнктуре мирового рынка, со взаимоотношениями между странами, масштабными бедствиями и т.д.
По сфере возникновения Внешний Неожиданные изменения в экономической политике, в макроусловиях производства, стихийные бедствия на территориях, валютный риск и т.п.
  Внутренний Риски, связанные со специализацией предприятия: производственный, финансовый, страховой и т.п.
По возможности страхования Страхуемый Поддающиеся количественному определению и страхованию организациями, принимающими на себя риск страхователей
  Нестрахуемый Форс-мажорные риски, оценить уровень которых невозможно, а также масштабные риски, когда никто не готов принять на себя риск страхователя
По видам предпринимательской деятельности Финансовый Риски на фондовом рынке: ликвидности, информационной, валютной и др.; банковские – кредитный, процентный, портфельный; падение общерыночных цен (инфляционный); лизинговый
  Юридический Сопряженный с низким качеством законодательных актов и неожиданными изменениями в законодательстве
  Производственный Возникающий в связи с вынужденными перерывами в производстве, выходом из строя производственных фондов, потерей оборотных средств, несвоевременностью поставки оборудования, сырья и т.д.
  Коммерческий Вследствие неожиданных изменений в конъюнктуре рынка и других условиях коммерческой деятельности
  Инвестиционный Обусловленный неопределенностями, непредвиденными обстоятельствами в инвестиционной сфере, инновационной деятельности
  Страховой Формирование страхового фонда, управления последним, а также собственным имуществом, денежными средствами и персоналом
  Инновационный Вытекающий из неопределенностей в инновационной сфере (начиная от выработки инновационной идеи, воплощения ее в продукте или технологии и заканчивая реализацией соответствующего продукта на рынке)
По возможности диверсификации Систематический Свойственный той или иной сфере предпринимательской деятельности(так, на фондовом рынке систематическим считается риск падения стоимости ценных бумаг в целом)
  Специфический Связанный с получением предпринимательского дохода от конкретной операции в данной сфере деятельности
По степени допустимости Минимальный Характеризуется уровнем возможных потерь расчетной прибыли в пределах 0-25%
  Повышенный Не превышающий возможных потерь расчетной прибыли в 25-50%
  Критический Характеризуется возможными потерями расчетной прибыли в 50-70%
  Недопустимый Возможные потери близки к размеру собственных средств. Что чревато банкротством фирмы. Коэффициент риска равен 75-100%

  Коммерческие риски представляют собой опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Они означают неопределенность результатов от данной коммерческой деятельности. По структурному признаку коммерческие риски делятся на имущественные, производственные, торговые, и финансовые.

 Имущественные риски связаны с вероятностью потерь имущества предпринимателя по причине кражи, диверсии, халатности, перенапряжения технической и технологической систем.

 Производственные риски – риски, связанные с убытком от остановки производства, прежде всего с гибелью или повреждением основных или оборотных фондов (оборудование, сырье, транспорт), а также риски, связанные с внедрением в производство новой техники и технологии.

 Торговые риски возникают вследствие задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, недоставки товара.

 Финансовые риски обусловлены вероятностью потерь финансовых ресурсов, т.е. денежных средств. Эти риски подразделяются на два вида: риски, связанные с покупательской способностью денег, и риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски)

 К рискам, связанным с покупательской способностью денег относятся:

  Инфляционный риск – риск того, что при росте инфляции, получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем растут. В таких случаях предприниматель несет реальные потери.

- Дефляционный риск – риск того, что при росте дефляции происходит падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение доходов.

 Валютные риски – представляют собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций.

 Риски ликвидности – это риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительской стоимости.

            Риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски ) – связаны с возможностью недополучения или потери прибыли в ходе реализации инвестиционных проектов. Объектом риска выступают имущественные интересы инвестора. Инвестиционные риски классифицируются в зависимости от особенностей реализации проекта и способа привлечения средств.

 Риск упущенной выгоды – это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (например, страхование, инвестирование).

 Риск снижения доходности – возникает в результате уменьшения процента и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам. Портфельные инвестиции связаны с формированием инвестиционного портфеля посредством приобретения ценных бумаг и других активов.

Кредитные риски – риски, связанные с возможным невозвратом суммы кредита и процентом по нему. Для кредитора имеют значение не только сам факт возврата суммы кредита и процентов, но и сроки возврата. Таким образом, для кредитора существует риск прямых убытков в случае невозврата суммы кредита или его части и риск косвенных убытков, связанный с задержкой уплаты основного долга и процентов по нему.

В кризисных условиях у предприятия велика вероятность оказаться банкротом, в связи с чем персоналу требуется умение в риск-ситуациях, с одной стороны, избегать неоправданных потерь, а с другой стороны, действовать смело и инициативно.

Стратегия риск-менеджмента – это искусство управления риском в неопределенной хозяйственной ситуации, основанное на прогнозировании риска и знании приемов его снижения.

Она включает набор правил, на основе которых и принимаются рисковые решения:

 не следует рисковать большим, чем позволяет собственный капитал;

 следует четко представлять последствия рисковых операций;

 не следует рисковать многим ради малого;

 положительное решение принимается лишь при полной уверенности в результате операции;

 при наличии сомнений решение не принимается;

 не следует считать, что в конкретной ситуации существует лишь одно оптимальное решение.

 

Приемы риск-менеджмента – это приемы управления риском. Они состоят из средств разрешения рисков и приемов снижения степени риска.

Средствами разрешения рисков являются: * страхование (имущественное и от несчастныхслучаев); * избежание риска, т .е. уклонение от конкретного мероприятия, связанного с риском (избежание риска для инвестора обычно означает и отказ от прибыли); * удержание рискаэто оставление риска за инвестором, т.е. на его ответственности. Инвестор, вкладывая венчурный капитал, заранее уверен, что он может за счет собственных средств покрыть возможную потерю венчурного капитала; * передача рискаэто передача инвестором риска другому лицу, например страховой компании; передача риска происходит путем страхования риска.

Для снижения степени риска применяются различные приемы:

* диверсификацияпроцесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала, которые непосредственно не связаны между собой, с целью снижения степени риска и потерь доходов в целом, риск снижается за счет распределения капитала между разнообразными видами деятельности;

* лимитированиеозначает установление лимита, т.е. предельных размеров расходов, продажи, кредита; применяется банками при выдаче ссуд; субъектами рынка применяется при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала;

* самострахование означает, что вместо покупки страховки в страховой компании предприниматель предпочитает подстраховаться самостоятельно и тем самым экономит на затратах капитала по страхованию. Сущность – предприниматель создает собственный фонд возмещения возможных убытков в производственно-торговой деятельности; в процессе самострахования создаются различные резервные и страховые фонды;

* привлечение к разработке проекта компетентных партнеров и консультантов;* глубокая предпроектная проработка сопутствующих проблем; * прогнозирование тенденций развития рыночной конъюнктуры, спроса на данную продукцию или услугу.

Таким образом, анализ риска начинается с выявления его «источников» и «причин»:

по источнику возникновения различают:

- собственно-хозяйственный;

- связанный с личностью человека;

- обусловленный природными факторами.

по причинам возникновения выявляют риск, определяемый:

- неопределенностью будущего;

- непредсказуемостью поведения партнеров;

- недостатков информации.

Анализ риска подразделяется на:  качественный и количественный. Качественный анализ – цель: определить факторы риска, те этапы работы, при выполнении которых возникает риск, т.е. установить потенциальные области риска. Количественный анализ предполагает прогноз экономических параметров отдельных рисков.

Контрольный листок в помощь,  принимающим решения

решение будет надежнее, если вы ответите на следующие вопросы:

КТО?

Кто должен принимать решение?

Кто будет принимать решение?

Если ответ на эти вопросы не один и тот же, то как это поправить?

С кем посоветоваться по поводу принимаемого решения?

Кто должен участвовать в процессе принятия решения?

Какие сферы деятельности будут затронуты принимаемым решением?

Кого нужно проинформировать о решении?

Кто будет реализовывать решение?

Как будет работать принятое решение?

Кто будет отвечать за результаты?

ЧТО?

Что должно быть решено? (идеальная ситуация)

Что нужно решить? (минимум приемлемое положение).

Что можно решить? (что реально сделать сейчас с надеждой добраться до максимума, идеала).

Какая требуется информация?

Какие факты имеются в нашем распоряжении?

Каких сведений недостает?

Какие формальные коммуникации надо задействовать?

Какие неформальные коммуникации могут быть использованы?

Какие выгоды принесет решение?

Какие угрожающие последствия надо учесть?

Каков возможный риск?

Что может помешать действиям руководства и исполнителей?

ГДЕ?

Где найти необходимых людей?

Где найти недостающую информацию?

К чему приведет решение для работников и руководителя?

КОГДА?

Когда должно, нужно, можно принимать решение?

Когда следует объявить о нем?

Когда следует приступить к его выполнению?

КАК?

Как достать информацию, найти нужных людей, заручиться поддержкой, обеспечить участие и помощь персонала?

Как осуществлять решение?

Вопросы для контроля

  1. Что такое правленческое решение и какова их роль в управлении организацией?
  2. Какие виды управленческих решений выделяют?
  3. Опишите основные методы принятия решений.
  4. Перечислите требования, предъявляемые к управленческим решениям.
  5. Назовите составляющие эффективности принимаемого решения.
  6. Риск, причины возникновения рисков в деятельности организации.
  7. Классификация рисков.
  8. Какие вы знаете средства разрешения риска?

Практическое задание:

В рамках менеджмента особую роль играет принятие правильных управленческих решений, так как от этого зависит успех деятельности предприятия:

В практике встречаются следующие варианты:

* руководитель принимает решение и сообщает результат подчиненным, если это необходимо;

* руководитель принимает решение и сообщает, почему он его принял;

* руководитель принимает решение, но при этом интересуется мнением подчиненных, приветствуя их вопросы, получая, таким образом, возможность проверить и в случае необходимости внести изменения;

* руководитель принимает решение и представляет его группе на доработку;

* руководитель излагает суть проблемы, спрашивает, какие будут предложения, и, выслушивая их, принимает решения;

* руководство излагает проблему и просит группу принять решение, оставляя за собой право выбора и утверждение варианта;

* руководитель излагает проблему и принимает решение группы.

Задание:  1. Назовите формы принятия решений. 2. Какой из предложенных вариантов Вы считаете предпочтительным, и тщательно обоснуйте свою позицию.

Психологический тест

«Решительность и адаптивность в поведении и принятии решений»

ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:

 

1. Сможете ли вы легко приспособиться на старом месте к новым правилам, новому стилю, существенно отличающимся от привычных для вас?

2. Быстро ли адаптируетесь в новом коллективе?

3. Способны ли вы высказать свое мнение публично, если знаете, что он противоречит точке зрения вышестоящего руководителя?

4. Если вам предложат должность с более высоким окладом в другом учреждении, согласитесь ли вы без колебаний перейти на новую работу?

5. Склонны ли вы отрицать свою вину в допущенной ошибке и отыскивать подходящую для данного случая отговорку?

6. Объясняете ли вы обычно причину своего отказа от чего-то истинными мотивами, не прикрывая их разными «смягчающими» и «камуфлирующими» причинами и обстоятельствами?

7. Сможете ли вы изменить свой прежний взгляд по тому или иному вопросу в результате серьезной дискуссии?

8. Вы читаете чью-то работу (по долгу службы или по просьбе), мысль ее верна, но стиль изложения вам не нравится – вы бы написали иначе. Станете ли править текст и настойчиво предлагать изменить его в соответствии с вашим мнением?

9. Если увидите в витрине вещь, которая вам очень понравится, купите ли ее, даже если эта вещь не так уж вам необходима?

10. Можете ли изменить свое решение под влиянием уговоров обаятельного человека?

11. Планируете ли заранее свой отпуск, не полагаясь на «авось»?

12. Всегда ли выполняете данные вами обещания?

 

Ключ к тесту

Определите число набранных вами очков по таблице

 

Вопрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
«да»                        
«нет»                        

 

От 0 до 9 очков. Вы очень решительны. Постоянно и по любому поводу долго и мучительно взвешивайте все «за» и «против». Если удается переложить решения на плечи другого, вздыхаете с полным облегчением. Прежде чем решиться на какой-то шаг, долго советуетесь и решение часто принимаете половинчатое. На собраниях и совещаниях предпочитаете отмалчиваться, хотя в кулуарах обретаете смелость и красноречие. Но не пытайтесь оправдывать все тем, что это Ваша «прирожденная» осмотрительность. Нет, чаще всего это трусость. С вами сложно жить и работать. И пусть вы обладаете знаниями, эрудицией, опытом, такая черта характера, как нерешительность, намного снижает ваш «коэффициент полезности». Мало этого, на вас трудно положиться, вы можете и подвести. Конечно, перековать характер непросто, но можно. Начните с мелочей, рискните, принять решение по собственному разумению – оно не подведет вас.

 

От 10 до 18 очков. Вы принимаете решения осторожно, но не пасуете перед серьезными проблемами, которые нужно решить сию минуту. Колеблетесь обычно тогда, когда для решения у вас есть достаточно времени. Вот тогда вас начинают одолевать различные сомнения, появляется соблазн все «утрясти» с вышестоящими руководителями, хотя решаемый вопрос – Вашего уровня. Больше полагайтесь на свой опыт, он подскажет вам, как правильно найти решение. В конце концов, посоветуйтесь с кем-нибудь из коллег, своих подчиненных, но для этого, чтобы проверить себя.

 

От 19 до 28 очков. Вы достаточно решительны. Ваша логика, последовательность, с которой вы подходите к изучению проблемы, и главное – опыт, помогают вам решать вопросы быстро и в основном правильно. Полагаясь, на себя, вы не игнорируете советов других, хотя и прибегаете к ним не так уж часто. Принятые решения отстаиваете до конца, но если выявиться их ошибочность, не продолжаете упрямо отстаивать честь мундира. Все это хорошо, но считаете зазорным консультироваться по тем вопросам, в которых вы недостаточно компетентны.

 

От 29 очков и выше. Нерешительность – неведомое для вас понятие, вы считаете себя компетентным во всех аспектах вашей деятельности и не считаете нужным выяснить чье-либо мнение. Единоначалие понимаете как право на единоличные решения, критические замечания по их поводу вызывают у вас раздражение, которое вы даже не пытаетесь порой скрыть. Вам импонирует, когда вас называют человеком решительным и волевым, хотя воля – это вовсе не то, о чем было сказано в ваш адрес выше. Чтобы утвердиться в таком мнении у окружающих, бывает, отвергаете разумные предложения других. Ошибки переживаете болезненно, глубоко веря, что в них виноват кто-то другой, но не вы. Вера в непогрешимость своих мнений – серьезный недостаток. Такая черта характера и такой метод работы подавляют инициативу подчиненных, их стремление к самостоятельным действиям. Это воспитывает в них нерешительность – ту самую, от которой вы бежите. Все это не на пользу дела, наносит серьезный ущерб психологическому климату в коллективе, мешает работать. Вам неотложно надо менять стиль работы!

 

Лекция 10

 


Раздел IV. Психологические основы управления Тема 4.1 Психология менеджмента
                                                                                                                 

1. Личность. Индивидуально-психологические особенности личности.

2. Неформальные группы и управление ими.

3. Власть и лидерство.

4. Понятие имиджа, его составные компоненты.

Секрет успеха в искренности. Как только вы сможете ее изобразить, считайте, что дело в шляпе                                                                        (Формула успеха Глайма)

1. Для того,  чтобы руководить людьми, уметь успешно с ними взаимодействовать, необходимо знать, чем определяется поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характерфункционирования менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп. Здесь нужны знания в области психологии человека, учет индивидуальных психологических особенностей личности, влияющих на ее поведение и деятельность.

Краткая характеристика личности: наиболее простыми личностными свойствами являются:

 статус личности;

 общественно-функциональные роли;

 ценностные ориентации.

  Статус личности – этоположение личности в обществе.Статус во многом определяет поведение человека. Так, признание профессионального мастерства, уважение коллег формируют уверенность в себе, чувство собственного достоинства, самоуважение. Низкий статус может вести к внутренним конфликтам, разладу с самим собой.

   Во взаимосвязи со статусом строится система общественно-функциональных ролей. Роли – это способы поведения людей, соответствующие принятым нормам и осуществляющие в зависимости от их статуса в обществе, группе. В своей жизни человек «проигрывает» множество самых разных ролей. Выделяют социальные роли, профессиональные, межличностные. Даже в течение дня каждый из нас «переходит» из одной роли в другую: например, когда вы едете в колледж, то вы играете роль пассажира транспорта; в аудитории – вы студент; на перемене – покупатель в буфете или товарищ по группе; по возвращении домой – сын или дочь своих родителей.

В организации ролевое поведение очень важно: цели тогда будут достигнуты, если каждый хорошо и правильно выполнит свою роль. Система общественно-функциональных ролей, с одной стороны, формирует определенные качества личности, а с другой – способствует проявлению множества личностных свойств и качеств. Для того, чтобы узнать человека, нужно «увидеть» его в разных ролях.

  Свойства личности формируются и проявляются в соответствии с ценностными ориентациями. Это предпочтения, которые человек отдает определенным сторонам действительности. Предпочтения проявляются в убеждениях, идеалах, целях личности. Для многих людей работа – одна из жизненных ценностей. В каждой организации складывается своя система ценностей, что, в конечном счете составляет ее нравственный облик: обычаи, правила.

В структуре личности есть и более сложные по своей природе свойства, такие как: характер и темперамент.

Характер – устойчивая индивидуальная совокупность особенностей личности, устойчивая система качеств, которая приводит к наиболее типичному для нее поведению в определенных ситуациях и обстоятельствах.

Характер личности формируется под воздействием как генетических факторов, так и социальных условий. Проявляется характер в отношении к другим людям, к самому себе, к делу. Следует помнить, что характер – это не неизменный набор качеств, характер пластичен и может быть воспитан!

Определенному типу характера обычно соответствует определенный темперамент.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow