Ни один человек не хорош настолько, чтобы руководить другими без их согласия

                                                                                                         Авраам Линкольн

Можно быть первым лицом в организации, но не являться лидером.

Лидер (от англ. Leade r – ведущий) – авторитетный член организации или малой группы, личностное влияние которого позволяет ему играть главенствующую роль в социальных процессах, ситуациях. Выделяют несколько типов лидеров:

лидер-вдохновитель, предлагающий программу;

лидер-исполнитель, организатор заданной программы;

лидер-вдохновитель и организатор.

По характеру деятельности:

универсальный, т.е. постоянно проявляет свои качества лидера;

ситуационный, т.е. проявляющий качества лидера лишь в определенной, специализированной ситуации.

Из вышесказанного следует, что понятия «менеджер» (руководитель) и «лидер» не совпадают по своему смыслу (значению).

Чем же лидеры отличаются от формальных менеджеров? Менеджер представляет формальную структуру, лидер – неформальные отношения внутри коллектива. Менеджер утверждается официально (приказом), наделяется правами по распоряжению финансами, кадрами, поддерживает отношения с вышестоящими руководителями, а лидер выдвигается стихийно и замыкается на тот коллектив, который его поддерживает.

Менеджеры определяют, как, какими способами нужно достичь поставленной цели, организует и направляет работу подчиненных в соответствии с планами, занимая при этом пассивную позицию. Свое взаимодействие с окружающими они строят на основе четкой регламентации прав и обязанностей.

Лидеры определяют, к каким целям необходимо стремиться, формулируя их самостоятельно. Их последователями являются те, кто разделяет их взгляды и готовы за ними идти, лидеры оказываются в роли вдохновителей. Они не контролируются окружающими, а строят отношения на доверии.

       Основное отличие формального от неформального лидера: - формальный получает делегированные полномочия в конкретной функциональной области и дальше может развивать (или не развить) свое лидерство, а опора неформального лидера – признание его группой, которое завоевывается им с самого начала отношений.

       Факторы, определяющие возможность стать лидером включают: возраст, должность, профессиональную компетентность, расположение рабочего места, свободу передвижения, отзывчивость.

Руководитель должен быть способным оказывать влияние на своих подчиненных, эффективно ими управлять в целях выполнения ими поставленных задач. Реализация такой способности есть лидерство. Лидерствоэто способность оказывать влияние на отдельные личности, группы, направляя их усилия на достижение целей организации.

У каждого лидера должно быть что-то от менеджера, а каждый управляющий высшего уровня должен обладать некоторыми качествами лидера. В противном случае первый рано или поздно утратит лидерство, а второй просто не получил бы эту должность. Поэтому каждому менеджеру необходимо овладение качествами лидера.

Быть эффективным лидером – значит:

быть доступным любому работнику;

лично знать большую часть работников;

быть противником кабинетного стиля управления;

терпимо относиться к выражению открытого несогласия;

устанавливать и поддерживать систему отношений с равными себе людьми;

уметь разрешать конфликты;

принимать нестандартные решения;

отдавать предпочтения устной информации перед письменной;

формировать эффективную команду;

прислушиваться к мнению коллег и подчиненных;

понимать свою роль в организации;

уметь обрабатывать информацию.

 

Таблица 13.  Качества лидера

 

 

Интеллектуальные способности Черты характера лидера Профессиональные навыки
Ум и логика; рассудительность; проницательность; оригинальность; образованность; знание дела; ораторские качества; любопытство; познавательность; интуиция Инициативность; гибкость; бдительность; созидательность и творчество; честность; смелость; самоуверенность; уравновешенность; независимость; самостоятельность; амбициозность; потребность в достижениях; настойчивость и упорство; энергичность; властность; работоспособность; агрессивность; стремление к превосходству; обязательность; участливость Умение заручиться поддержкой; умение завоевывать престиж; такт и дипломатичность; умение брать на себя риск и ответственность; умение организовывать; умение убеждать; умение менять себя; умение быть надежным; чувство юмора; умение разбираться в людях

 

 

 

Для эффективного осуществления функций управления необходимо эффективное руководство, т.е. необходимо иметь сильных единомышленников, образующих управленческую команду, в которой желательно иметь людей четырех типов: человек мысли, человек действия, человек, понимающий в людях, и человек публики. Такие команды включают руководителей и исполнителей, новаторов и изобретателей, разработчиков и тех, кому предстоит воплощать идеи в конкретные продукты. Члены команды должны обладать всеми необходимыми знаниями, нести ответственность от начала работы до ее завершения.

Руководство – процесс социальной организации и управления деятельностью членов группы. Управлять деятельностью людей – значит оказывать на них влияние, побуждая работать на достижение целей организации. Как определить влияние?

Влияние – поведение одного лица, которое вносит изменения в поведение другого. Влиять на других людей можно через просьбу, пожелание, угрозу, шантаж, приказ, мнение. Возможность влиять появляется в том случае, если одно лицо находится в определенной зависимости от другого. Эти отношения зависимости определяются как властные отношения.

Хочешь познать человека, дай ему власть    (Восточная мудрость)

Руководитель имеет возможность влиять на других потому, что он наделен властью. Власть определяется, как возможность влиять на поведение других людей. Чтобы руководить – необходимо влиять, а что бы влиять – необходимо иметь власть. Без власти не может быть организации и порядка. С понятием "власть" связано понятие «властные полномочия». Это объем прав, которыми располагает руководитель при принятии решений по финансовым, кадровым, материально-техническим вопросам.

Власть определяется не уровнем формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. В этой связи руководитель обладает властью над своими подчиненными, так как они зависимы от него в вопросах заработной платы, удовлетворения социальных потребностей, предоставления работы.

Власть начальника над подчиненными – это только одна сторона власти – видимая. Но есть и другая – власть подчиненных над начальником. Ведь руководитель зависит от подчиненных в вопросах получения необходимой качественной информации для принятия решений, ответственности за результаты работы, которую выполняют подчиненные, способности подчиненных выполнять работу.

Власть проявляется в определенных формах:          

  Власть, основанная на принуждении. При этой форме подчиненный убежден в том, что руководитель может помешать удовлетворению какой-либо его потребности. Это влияние через страх. Эта форма власти требует значительных затрат на жесткий контроль, который в условиях НТП не всегда возможен. Кроме того, в условиях жесткого контроля у работников проявляется желание обманывать руководителей, искажать отчетные данные.

  Власть, основанная на вознаграждении. Подчиненный верит, что руководитель имеет возможность удовлетворить его потребности. Эта наиболее эффективная форма власти. Однако ее применение возможно в том, случае, если руководитель обладает достаточными ресурсами. Кроме этого, руководитель должен хорошо знать потребности подчиненных, а они могут сильно различаться у разных работников.

  Традиционная (законная) власть. В данном случае человек реагирует на должность, т.е. выполняет рекомендации начальника, потому что так принято, сложилось исторически.

  Экспертная власть – подчиненный верит в руководителя и ценность его знаний. Он убежден, что специальные знания руководителя позволят удовлетворить его потребности.

  Эталонная власть (власть, основанная на харизме). Харизма – это власть, построенная не на логике, традициях, а на силе личных качеств и способностей лидера. Подчиненный выполняет распоряжения руководителя, потому что хочет ему подражать. Если подчиненный видит в лидере идеальные в их понимании черты, достойные подражания, они подчиняются ему беспрекословно.

 

Руководители в своей деятельности обычно используют все формы власти в различных сочетаниях.

 

4. ИМИДЖ, ЕГО СОСТАВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

В руководителе все должно быть прекрасно: и доход, и расход, и налоги, им уплачиваемые…                                                                    Мнение налогового инспектора

   Имидж менеджера - это его образ, фирменный знак. Имидж – английское слово, обозначающее "образ", "ореол ".  Чем лучше он представлен, тем выше репутация человека, а она в свою очередь является ключом к решению многих проблем, особенно деловых.

       Для каждого человека важно, как он выглядит в глазах окружающих.     Так каковы же приоритетные качества, обладание которыми делает реальным решение проблемы имиджа?

       Условно, можно выделить три группы: в первую группу входят такие природные качества, как коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатичность (способность к сопереживанию), рефлексивность (способность понять другого человека) и красноречивость (способность воздействовать словом). Эти качества составляют набор природных дарований, обозначаемых понятием "умение нравиться людям".

      Во вторую группу входят характеристики личности как следствие ее образования и воспитания. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье и способность к межличностному общению.

      К третьей группе относят то, что связано с жизненным и профессиональным опытом личности. Особенно ценно, когда этот опыт помогает ей обострить интуицию.

      Так в корпорации " Дженерал моторс" первое требование, предъявляемое менеджеру – требование компетентности. Каждый менеджер должен профессионально знать, как выполнить свою работу наилучшим образом.

Имидж выступает как составная часть культуры делового общения. Образ человека складывается в процессе восприятия другими людьми его внешности (внешнего вида), манеры общения.

Каждый человек имеет свою индивидуальную телесную конституцию. Можно быть с головы до пят одетым в дорогие вещи, но если вы не можете держаться спокойно, а глаза без конца бегают, вид ваш будет оставлять желать лучшего.

       Исследователи утверждают, что 92% производимого впечатления зависит от того, как человек выглядит и "звучит". Поэтому многие политики и менеджеры осваивают актерский ликбез, изучая:

 искусство улыбаться;

 постановку голоса;

 технику жестов, мимику, и помогают им в этом имиджмейкеры – специалисты по формированию имиджа.

Культура речи – один из показателей образованности, воспитанности и общей культуры человека. Искусство речи является древнейшей отраслью знания. Ораторское искусство знали еще в Древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии, Китае. Однако его непрерывная история начинается в античной Греции. Всем известны такие имена, как Сократ, Платон, Демосфен и Аристотель.

«Сократ говорил всегда, если к нему приводили на предмет определения уровня образованности: «Ну, скажи что-нибудь, незнакомец!» По темпу речи, модуляции, интонации, лексическому запасу, грамотности Сократ определял профессию человека, среду проживания, уровень образованности и поклонения богам».

Интересным и поучительным является пример Демосфена. Например, Демосфен произносил гневные речи против Филиппа Македонского. Когда впоследствии Филипп прочитал эти речи, он под сильным впечатлением воскликнул: «Думаю, что если бы я услышал эту речь вместе со всеми, то голосовал бы против самого себя».

Современники рассказывают, что первая речь Демосфена была встречена градом насмешек: картавость. Слабый от природы голос не импонировали темпераментным афинянам. Но в этом хилом на вид юноше жил могучий дух. Он понимал, что нужна упорная работа над собой. Он брал в рот камешки и читал отрывки стихов, голос укреплял бегом, разговаривал на крутых подъемах. Настойчивость и энергия победили. Он довел речь до совершенства.

История сохранила примеры использования «методики» Демосфена. Так, в начале ХХ в., на берегу шумной кавказской речки Рион, произносил речи, набрав в рот камешки 12-летний подросток. Это был Владимир Маяковский.

 

по назначению
Культура речи предполагает знание норм литературного языка, выразительность речи. Аудитория моментально реагирует на изменение ударения, применения того или иного термина не                                                                                               

 Умение говорить является важной составляющее частью авторитета менеджера. Впечатление о руководителе в значительной степени складывается по тому, насколько его речь проста и доходчива, выразительна и эмоциональна. Правильность речи, краткость, ясность и точность, эмоциональность. Речь должна быть краткой и ясной. Краткость означает умение говорить так, чтобы "словам было тесно", а мыслям просторно ", способность излагать мысли точно, сжато и в то же время энергично и эмоционально. Освободить речь от вводных слов-паразитов типа: вот, так, ну, короче говоря.

  Успешность делового общения зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать собеседника. На Западе для менеджеров существуют специальные курсы по эффективному слушанию.

 

Слушание – это не просто молчание в то время, когда говорит партнер по общению. Важно слушать активно, что означает:

 сконцентрироваться на собеседнике (обращать внимание на его состояние, жесты и другие невербальные компоненты общения);

 задавать уточняющие вопросы типа: «Так ли я понял..?», «Пожалуйста, уточним это»;

 не давать советов.

       Десять правил активного слушания:

Перестаньте говорить: невозможно слушать, разговаривая.

 Помогите говорящему раскрепоститься, создайте у него ощущение свободы – так называемой разрешающей атмосферы.

 Покажите говорящему, что вы готовы слушать. Необходимо выглядеть и действовать заинтересованно, не читать почту во время разговора, стараться понять, а не искать поводов для возражений.

 Устраните раздражающие моменты: не рисуйте, не двигайте руками, не перекладывайте бумаги, закройте двери в кабинет.

 Сопереживайте говорящему, постарайтесь представить себя на его месте.

 Будьте терпеливы: не экономьте время, не прерывайте говорящего, не порывайтесь выйти, не говорите на ходу.

 Сдерживайте свой характер, особенно гнев.

 Не допускайте споров или критики.

 Задавайте вопросы – это подбадривает говорящего, показывают ему, что вы слушаете, и дело продвигается вперед.

  Перестаньте говорить!

 

Типичные ошибки слушания:

  перебивание собеседника. Они сбивают ход мысли собеседника;

 поспешные выводы. Они заставляют собеседника занять оборонительную позицию, что препятствует конструктивному общению;

 поспешные возражения. При несогласии с собеседником человек зачастую не слушает, а мысленно формулирует возражение и ждет очереди высказаться;

  непрошенные советы. Обычно советы дают люди, не способные оказывать реальную помощь.

Прежде всего, нужно установить, чего хочет собеседник: совместно поразмышлять, или получить конкретную помощь.

   Общее правило для всех: встречают по одежде, провожают по уму

Известно, что в 85% случаях из 100 первоначальное впечатление о человеке складывается по его внешнему виду.

Поэтому, роль одежды в деловом общении очень значительна. Одежда несет многомерную информацию о своем обладателе:

  о его экономических возможностях;

  об эстетическом вкусе;

  о принадлежности к определенной социальной группе, профессии;

  об отношении к окружающим людям.

Психологически значимо:

  умение подобрать одежду;

  умение ее носить;

  умение пользоваться разнообразными аксессуарами.

Первое впечатление о человеке в большинстве случаев всегда обманчиво и складывается из трех факторов:

 фактор превосходства – при встрече с человеком, превосходящим нас по какому-либо важному параметру, мы оцениваем его более положительно, если бы он был нам равен. Если мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы его недооцениваем (пример, при исследованиях – две группы – предложили описать человека по фотографии – фото героя, фото преступника).

 фактор привлекательностичем внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он во всех отношениях, если же он не привлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.

        факторотношение к нам(американские психологи провели следующий эксперимент. Студенты, в течение получаса общались с новым преподавателем, который с одними вел себя дружелюбно, с другими отстранено, подчеркивая социальную дистанцию. Затем студентов попросили дать оценку преподавателю. Оценки доброжелательного преподавателя оказались выше, чем оценки отстраненного.

      Рассматриваемые 3 вида ошибок при формировании первого впечатления называется эффектом ореола.

      Исследования показывают, что для определения параметра превосходства в нашем распоряжении имеются два основных источника информации: одежда человека, весь его имидж и манера поведения (как он сидит, ходит, разговаривает).

      Так в Китае, например, вплоть до ХХ века, самой распространенной одеждой был халат, причем мужские и женские халаты отличались лишь деталями. Социальное положение определялось лишь фасоном (их было всего два) и цветом. Так, халат желтого цвета мог носить только император, красного и синего – герои, студенты носили халаты голубого цвета, крестьяне – белого, бедняки – черного.

      В связи с демократизацией общества официальная роль одежды меняется. Сейчас, например, нет запретов или правил, каждый может надеть все, что захочет.

Деловой мир во внешнем облике скорее придерживается не моды, а определенного уровня – одеваться таким образом, чтобы не подмочить репутацию.

Мужчины Рубашка должна быть светлее костюма, а галстук темнее рубашки.   Галстук в завязанном виде достает пряжку ремня, не слишком яркий и броский.
                                                                                                                                 

Воротник рубашки – без морщинок и складочек, манжеты ниже запястья, на 1 см высовываются из-под рукава пиджака.

Белые и однотонные рубашки – свидетельство вашего вкуса и авторитета.

Не носите в деловой обстановке красную, серую, желтую, зеленую рубашку, с коротким рукавом, «погончиками».

Специалисты считают, что деловому мужчине нужно иметь три костюма: рабочий, деловой, вечерний. Наиболее распространенный костюм – темно-синий или темно-серый в тонкую полоску. Для каждого дня не рекомендуется черный костюм.

Женщины
                                                                                     

Самое авторитетное деловое платье – серое в мелкую полоску (рукав длинный).

Лучшие цвета – темно-синий, ржаво-коричневый, темно-коричневый, серый в разных оттенках.

Предпочтительна однотонная ткань, а также различные варианты полосок и клеток.

Наименее подходящие цвета – оранжевый, зеленый, желтый, нежно-голубой, бледно-розовый.

Не надевают в деловой обстановке босоножки.

Предпочтительны туфли «лодочки» темного цвета с каблуками не более 4 см. Обязательно чулки натурального цвета.

 

 

В целом мужчина должен выглядеть солидным и уверенным в себе, деловым и привлекательным, внушающим доверие, не без претензий на изящество и элегантность. А женщина не должна позволять индустрии мод определять выбор своей одежды и позволять своему социальному происхождению влиять на манеру одеваться.

 

При использовании аксессуаров необходимо чувство меры. В деловой обстановке женщина обычно носит не более двух предметов.

 

Для мужчина правило такое: ювелирных изделий, чем меньше, тем лучше. Булавки для галстука, значки на лацкане пиджака не носят. Это же касается стальных браслетов, цепочек на шее.

 

   Важное значение имеют деловые отношения менеджера с подчиненными, коллегами. Поведение человека в лифте, на улице, в офисе, т.е. все, что создает его имидж.

Дружить с подчиненными надо за порогом офиса. На работе такие отношения только вредят делу. Деловые взаимоотношения должны быть уважительными и ровными, но обязательно требовательными, так как бывают ситуации, когда руководителю необходимо потребовать выполнение того или иного задания.

  Важным правилом делового этикета является соблюдение точности во времени и в обещаниях.

Во всех западных странах точность считается признаком хорошего тона. Не зря говорят, что точность – вежливость королей. Опаздывать недопустимо, а опаздывать более чем на 15 минут, считается грубой невежливостью.

Приходить на встречи раньше положенного времени не рекомендуется, так как из-за этого пригласившие вас на встречу люди должны будут вынужденно менять свои планы. Если вы находитесь только вначале своего профессионального пути, то пунктуальность должна стать для вас главным правилом поведения.

Помните, что пунктуальный человек оставляет впечатление работника добросовестного, преданного своей фирме и своему коллективу.

   Для руководителя важно стремление формировать объективное представление о себе и корректировать свой характер, преодолевать недостатки и на этой основе совершенствовать стиль деятельности, морально-этическое поведение.

«Памятка руководителю», которая составлена С.В. Илюшиным генеральным конструктором самолетов, одним из мудрейших руководителей крупнейшего творческого коллектива, который он всю жизнь возглавлял:  
                                                                                                                           

1. Приходи на работу раньше своих сотрудников: это благотворно влияет на трудовую дисциплину.

2.  Приходи на работу с планом своего рабочего дня и стремись его осуществить.

3. Будь проницателен. Никогда не подлаживайся под чужое мнение, если ты с ним не согласен.

4. Будь правдив даже в том случае, если это может грозить тебе неприятностью.

5. С вышестоящим руководителем будь вежлив, исполнителен, тактичен, но никогда не проявляй угодничества.

6. Не оправдывай свои ошибки занятостью.

7. Никогда не раздражайся. Это унижает твое достоинство.

8. Будь всегда бодр и энергичен – это острит мысль и хорошо влияет на подчиненных.

9. Никогда не напоминай подчиненным, что ты начальник, - они должны это чувствовать.

10. Будь справедлив и никогда не унижай достоинства подчиненного – это озлобляет его и не способствует работоспособности.

11. Следи, чтобы хорошая работа одного подчиненного не присваивалась другим подчиненным.

12. Работу, выполненную подчиненными плохо, не оставляй без замечаний – это входит в твои обязанности.

13. Осуществляй личные приемы – это существенно дополнит твои знания о жизни и нуждах людей.

14. Одно из самых сильных средств в воспитании подчиненных – твой личный пример в работе и жизни.

15. Будь напряженным и держи коллектив в напряжении.

16. Проведи ротационное изучение подчиненных.

17. Устанавливай неформальные отношения с подчиненными и их семьями (чтобы знать человека, надо знать его жену).

18. Строй коллектив на доверии.

Ошибки, которые могут привести к уменьшению или потере авторитета

1. Даются пустые обещания, которые даже не собираются выполнять или выполнение которых забывается.

2. Поддерживается система любимчиков», что приводит к несправедливости распределения заданий, льгот и поощрительных мер.

3. Неоправданное недоверие к подчиненным (доверие порождает доверие и уважение).

4. Не нужно ограничивать самодеятельность подчиненных.

5. Манера «Я всегда прав». Игнорируются даже хорошие предложения, если они не нравятся руководителю.

6. Распространяется искаженная информация среди подчиненных или искажаются дела подчиненных при представлении высшему руководству.

7. Предложения, идеи, инициативы своих подчиненных представляются высшему руководству как свои.

8. Конфиденциальные данные о подчиненном или дискуссии между ним и начальником передаются третьим лицам.

9. Отсутствует смелость высказать свое мнение по любому вопросу.

10. Приятные дела представляются воплощением своих идей, а неприятные – как указание вышестоящего руководства.

Несколько советов менеджеру

обращайтесь к лучшим сторонам личности, если хотите достичь положительного результата;

не обманывайте человека в его ожиданиях;

всегда стремитесь управлять своими чувствами и не доводить до взрыва эмоций у партнера;

в ходе общения стремитесь отыскать то, что сближает, а не разделяет стороны;

в разговоре необходимо учитывать не только слова, но и жесты, невербальную информацию;

в возникших трудностях и неудачах прежде всего «спроси» с себя;

необходимо четко разграничивать проблемы и людей, их породивших, здесь не подходит варварское правило – «нет человека и нет проблем»;

стремитесь быть объективным в суждениях о людях и событиях.

Таким образом, менеджеру, который хочет стать цивилизованным и преуспевающим, следует:

 выполнять обещания в срок. Если не смог выполнить – не оправдываться, а определить новый срок и сдержать слово, пусть с опозданием;

отклонять ненужные предложения, но тактично и вежливо;

быть уверенным в себе, но избегать самоуверенности;

 не перекладывать ответственность за принятие нужного решения на подчиненных, если это не входит в их компетенцию или они не получили от вас соответствующего задания или рекомендации;

  воспитывать подчиненных ненавязчиво, но верно, поощрять их плодотворный труд и инициативу;

никогда не забывать, что ваше мнение или позиция вовсе не всегда хороши, есть и другие мнения, отнюдь не худшие;

не оставлять без тщательного анализа ни один случай неудачи, сбоя, промаха;

руководствоваться в работе тремя "не": не раздражаться, не терять терпения, не распыляться;

высшая форма неуважения к партнерам и подчиненным – задержать начало работы из-за своего опоздания или неподготовленности мероприятия;

быть терпимым к недостаткам людей, если эти недостатки не мешают бизнесу;

быть справедливым к деловым качествам человека, не страшиться талантливых подчиненных;

хвалить на людях, порицать с глазу на глаз;

помнить, что нет ничего острее и болезненнее для человека, чем унижение;

уметь слушать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: