Бобылева Мария Рл-5
Доклад Апкаримовой Динары на тему: «Жизненный и творческий путь Сакмары Георгиевны Ильенко»
1.Как определяет предмет синтаксиса С.Г. Ильенко?
2.Какие четыре разновидности синтаксических единиц языка выделяет С.Г. Ильенко?
3.Как истолковывает С.Г. Ильенко сложное синтаксическое целое? Как оно представлено в СРЯ?
4.Что представляет собой контактное слово? На какие классификационные уровни делятся контактные слова? Охарактеризуйте их.
Ответ 1: Предмет синтаксиса Ильенко определяет как ‟связь слов и тех единиц, которые благодаря этим связям возникаютˮ.
В аспекте сопоставления языковых и речевых единиц синтаксиса построена работа С.Г. Ильенко «Синтаксические единицы в тексте». В этой работе выделяются языковые единицы синтаксис
Ответ 2: Таким образом, С.Г. Ильенко выделяет четыре разновидности синтаксических единиц языка:
· Словосочетание,
· Простое предложение,
· Сложное предложение,
· Конструкцию с прямой речью.
Ответ 3: Сложное синтаксическое целое (с.с.ц.) как единицу речи, текста, находящуюся в процессе формирования. Ограниченность конструкций, предназначенных для грамматикализации темы, составляющей первую часть с.с.ц. (при полной синтаксической свободе второй части), свидетельствует о том, что с.с.ц. в современном русском языке является не устоявшейся воспроизводимой речевой единицей, а формирующейся
|
|
Ответ 4: это слова, которые подчиняют придаточную часть в предложениях нерасчлененной структуры и вступают в непосредственный контакт со средствами связи – союзом или союзным словом – и образуют, таким образом, контактную рамку СПП
Ответ 5: По функции в главной части предложения контактные слова подразделяются (классификация С.Г. Ильенко): 1. Морфолого-обусловливающие; 2. Синтаксически-обусловливающие; 3. Семантически -обусловливающие
1.Морфолого-обусловливающие относят такие, которые «мотивируют возможность отнесения к себе той или иной придаточной части лишь морфологически, точнее – своей принадлежностью к определенной части речи или морфологической форме»
2. Синтаксически-обусловливающие контактные слова – такие слова, «которые мотивируют возможность отнесения к себе той или иной придаточной части лишь синтаксически, точнее своей синтаксической ролью в главной части предложения»
3. Семантико-обусловливающие контактные слова. Такие слова «мотивируют возможность отнесения к себе той или иной придаточной части не только грамматической природой, но и своей семантикой»
Доклад Ролдугиной Олеси «Жизненный и творческий путь В.А. Белошапковой»
Вопросы:
|
|
1. Кто считается учителем, научным руководителем В.А. Белошапковой?
Ответ 1: В.В. Виноградов
2. Где она с ним встретилась?
Ответ 2:
В Тобольске она познакомилась со своим будущим учителем — Виктором Владимировичем Виноградовым.
3. Назовите известную работу В.А. Белошапковой по синтаксису.
Ответ 3:
Учебник "Современный русский язык. Синтаксис".
4. Как она трактует сложное предложение?
Ответ 4: Говоря о сложном предложении, В.А. Белошапкова приходит к выводу, что сложное предложений действительно представляет собой соединение простых, вместе с тем оно является единственно целым, выражающим одну мысль и имеющим законченную интонацию.
Белошапкова считает, что СП должно рассматриваться в двух аспектах: 1) статическом (в языке с точки зрения его формы) и 2) динамическом (с точки зрения его функционирования в речи). С точки зрения статической, СП - это соединение простых. С точки зрения динамической, СП - это синтаксическое соединение, функционирующее как одна единица.
«Со стороны структурной СП представляет собой определенно образовавшееся органическое счоетание слов, включающих несколько предикативных центров, а со стороны функциональной оно является одной коммуникативной единицей и принципиально не отличается от ПП, что и дает основание рассматривать ПП и СП как разные типы одной синтаксической единицы предложения».
5. Кратко скажите, какой вклад внесла Белошапкова в синтаксис русского языка.
Ответ 5:
В.А. Белошапкова занималась вопросами изучения словосочетания. Разработала общие принципы классификации русского сложного предложения, воплотившиеся в структурно-семантическую концепцию, впоследствии послужившую основой описания сложного предложения в академической грамматике. Занималась теорией простого предложения, уточнила многие традиционные понятия этой области синтаксиса и ввела новые. Например, в работе «Современный русский язык» под её редакцией отмечается структурное и семантическое единство частей сложного предложения, которые «в конструктивном аспекте подобны простым предложениям».
Она привела свою трактовку СП. Говоря о сложном предложении, В.А. Белошапкова приходит к выводу, что сложное предложений действительно представляет собой соединение простых, вместе с тем оно является единственно целым, выражающим одну мысль и имеющим законченную интонацию.
Доклад Евсеевой Анны «Теория функциональной грамматики, разработанная группой ученых под руководством чл.-корр. РАН А.В. Бондарко»
1) Что характерно для Петербургской школы функциональной грамматики?
Для ПШФГ характерно сочетание двух направлений анализа и описания языкового материала — исходно-семантического и исходно-формального. Основной принцип построения грамматики связан с подходом «от семантики к средствам её выражения».
2) На что ориентирована модель функциональной грамматики. О каких базисных понятиях в ней идет речь?
Разрабатываемая модель функциональной грамматики ориентирована на изучение и описание системы семантических категорий в их языковом выражении. Этой цели служат базисные понятия: функционально-семантическое поле (ФСП) и категориальная ситуация (КС).
3) Что такое функциональная грамматика в понимании А.В. Бондарко?
Функциональная грамматика трактуется А.В. Бондарко как грамматика, ориентированная на описание закономерностей и правил функционирования грамматических единиц, участвующих в передаче содержания высказывания; включающая описание функций языковых средств не только в направлении от средств к функциям, но и от функций к средствам.
4) Назовите принцип построения функциональной грамматики
Основным принципом построения функциональной грамматики, по мысли А.В. Бондарко, является описание системы функционально-семантических категорий и полей в данном языке (например, персональности, квантитативности, темпоральности, аспектуальности, локативности).
|
|